Урок изобразительного искусства во 2-м классе "Цвет как средство выражения"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: развитие представления школьников об образновыразительных возможностях художественных материалов.

Задача урока: усвоение первичных представлений о выразительных средствах   искусства цвета.

Оборудование урока: диапроектор, магнитола, аудиозаписи, гуашь, кисти, баночки, параметры.

Зрительный ряд:

Таблица “Цветовой круг”.
Таблица “Теплые цвета”.
Таблица “Холодные цвета”.
Таблица “Сочетание теплых и холодных цветов”.
Таблица “Бабочки”.
Рисунки. “Костер днем” “Костер в ночи”.
Слайды.
Рылов “Родные просторы”.
Левитан “Золотая осень”.
Ван Тог “Вечернее кафе ночью”.
Куинджи “Лунная ночь на Днепре”.

Музыкальный ряд: аудиозапись Григ “Утро”. Чайковский “Времена года. Октябрь”.

Ход урока

Ребята, за этот год мы уже многое узнали, чем и как работают художники, познакомились с тремя сферами деятельности художника: изображением, украшением, постройкой, о чем говорит искусство. А теперь мы начнем с вами знакомиться “Как говорит искусство”.

Искусство служит для выражения чувств, настроения человека, его отношения к окружающему миру. А что же помогает художнику раскрыть свои мысли, чувства? Русский язык, литература – средство выражение – слово, математика – цифры, формулы. И в искусстве есть тоже свой язык, язык художественной выразительности. Элементы этого языка – линия, цвет, пятно, объем, ритм. И сегодня мы будем говорить с вами о цвете. Цвет как средство выражения. Но посмотрите на свои краски. Там ведь много цветов. Есть три цвета, из которых можно получить много разных других.

В: Что это за краски? (синий, красный, желтый)

Кто забыл, как получить разные цвета, подскажет вот этот “волшебный цветок”.

Показываю таблицу “Семь цветов радуги”.

А теперь посмотрите на эту таблицу (показываю “Цветовой круг”).

В: Кто знает, как называется этот круг? Он похож на ваши краски.

В: А можно как-то разделить цвета?

(Ответы детей)

Одни цвета мы называем теплые, другие холодные.

В: Почему они так называются? Они что, действительно, греют?

Одинаковы они по настроению?

(Ответы детей)

Давайте сейчас мы послушаем музыку.

  • Звучит музыка Грига “Утро”.

В: Какие бы цвета вы взяли для выражения этой музыки? (ответы) Теперь давайте послушаем другую музыку.

  • Звучит П.И. Чайковский “Октябрь”.

В: Какие краски подойдут для этой музыки?

Значит цветом можно выражать чувства, настроение, радость и печаль, торжество, грусть. Это свойство и используют художники.

Посмотрите, какие солнечные, теплые краски взял Левитан для своей “Золотой осени”.

А вот “Оттепель Ф. Васильева – серые, голубые, фиолетовые. Распутица, слякоть.

Рассмотрите картину Рылова “Голубые просторы”.

Работа ученицы “У костра”. Кто видел как костер горит днем?

А ночью? Где ярче? (ответы)

И чем темнее небо, тем ярче полыхает костер. Вот такие чудеса происходят, когда встречаются холодные и теплые цвета. Они как бы зажигают друг друга Этот эффект используют художники, когда пишут лунный свет, свет фонаря.

  • Показываю репродукции Ван Гога, Куинджи.

Рассказываю, какой эффект производила картина Куинджи “Лунная ночь на Днепре” на посетителей выставки. А теперь давайте поработаем.

  • Выполняем упражнения.

Сначала убедимся, что если добавить желтый цвет, то он делает другие цвета теплее.

  • Показываю таблицу “Холодные цвета + желтый”.

Дети выполняют на альбомных листах.
Смешивают на палитре: синий + желтый
фиолетовый + желтый
красный + желтый и т.п.

Далее работаем с теплыми цветами. К ним добавляем синий.

  • Показываю таблицу “Зеленый цвет”.

А вот зеленый бывает и теплым и холодным.

Делаем упражнения. Добавляем к зеленому разное количество желтого цвета и синего.

–- А теперь мне хочется узнать, разобрались вы, какие цвета холодные, теплые, как они помогают друг другу. Я предлагаю вам следующее:

За окном весна. Природа оживает. Появляются первые цветы и скоро вся земля покроется разноцветным ковром. Солнечные, теплые краски у Весны. И вместе с первыми цветами просыпаются “летающие цветы”. Так называют чудо природы – бабочек. Изящная форма, гармоничное сочетание цветов ласкают глаз. А ведь художник черпает красоту своих образов у природы, учится у нее гармонии цвета.

Природа не случайно дала такие наряды бабочкам. Ночные бабочки прячутся днем на коре деревьев, на листьях. И цвет у них соответствующий. Дневные бабочки прячутся от своих врагов, порхая над цветками. И окраска у них ярче.

  • Показываю таблицу “Бабочки”.
  • Раздаю вырезанные из бумаги силуэты бабочек.

– А у наших бабочек нет таких нарядов. Помогите им. Им срочно нужно быть на весеннем карнавале. (Делю класс на две половины. Одна работает холодными цветами, другая – теплыми).

Каждая бабочка должна прилететь на свой цветок, где ее наряд будет особенно выделяться.

Ребята выполняют задание, а учитель готовит весеннюю поляну.

Прикалываю крупные весенние цветы (подстежки, мать-и-мачеха, медуница и т.д., имеющие окраску холодных и теплых цветов).

По окончанию работы дети прикрепляют каждый свою бабочку на определенный цветок. Обсуждаем, кто правильно сделал, кто ошибся.

Урок заканчивается.

Сегодня мы не работали с белой и черной краской. А что происходит с цветами, если добавить эти краски. Об этом узнаем на следующем уроке.