Гипотезы проникновения человека на Камчатку. Древние стоянки на территории края

Разделы: География


Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с заселением полуострова Камчатка
  2. Сформировать представления о древних людях Камчатки и образе их жизни
  3. Воспитание патриотизма, гражданственности, терпимости к другим народам и культурам

Оборудование: физическая карта Камчатки, атласы “Люби и знай свой край”, фотографии, лист формата А4 или А3, цветные карандаши.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

(Тема “Древние люди” изучается учащимися в 5-м классе, поэтому было дано опережающие домашнее задание: повторить, что такое древний каменный век, новый каменный век, стоянки человека)

Вопросы к классу:

– Когда и где появились на планете первые люди?

– Как шло заселение планеты? (назовите части света по мере их “открытия” древними людьми?)

– Какие народы населяют территорию нашего полуострова?

3. Целеполагание

4. Изучение нового материала

– Заселение территории. Рассказ учителя с элементами беседы.

Предположительно первые люди на Камчатке появились около 15 тыс. лет назад (во время последнего оледенения). На территории полуострова проживали предки северо-американских индейцев, так как Камчатка одно из звеньев Берингии. Она представляла собой сухопутный мост, соединяющий северо-восточную оконечность Евразии и северо-запад Северной Америки. Люди в это время проживали в родовых общинах, занимались охотой и собирательством. Наиболее значительные археологические находки расположены в нижнем течении реки камчатки (оз. Ушковское).

Около 10-11 тыс. лет назад населяющие территорию Камчатки предки эскимосов, алеутов и ительменов находились на уровне развития древнего каменного века. Они жили в полуземлянках, занимались охотой и рыболовством. В быту используются собаки.

6 тыс. лет назад появляются первые поселения в районе г. Петропавловска-Камчатского, оз. Ушковского и долины реки Облуковина. В это же время получает развитие керамика, обработка камня, кроме того большое значение имеет рыболовство.

В результате сильнейшего извержения вулкана Ксудач (3 тыс. лет назад) большая часть полуострова была засыпана пеплом, это привело к многочисленным жертвам и миграциям населения

В процессе рассказа производиться запись в тетрадь:

3 тыс. лет назад (1 тыс. лет до н.э.)

Извержение влк. Ксудач

Жертвы и миграции

6 тыс. лет назад новый каменный век

Ушковские стоянки, возле г. Петропавловска-Камчатского и долина р. Облуковина

Расщепляли камень, керамика, преобладало рыболовство

10-11 тыс. лет назад древний каменный век

Ушковские стоянки

Предки эскимосов, алеутов и ительменов

Азия –> Аляска (через Камчатку)

Полуземлянки, хозяйство – рыболовство, охота, имели собак

Около 15 тыс. лет назад оледенение

Ушковские стоянки (оз. Ушковское, нижнее течение реки Камчатка)

Самые отдаленные предки северо-американских индейцев

Камчатка, Чукотка –> Северная Америка

Родовая община, хозяйство – рыболовство, охота

– Стоянки на территории камчатского края и образ жизни людей. Рассказ о древних стоянках: Ушковские, район Петропавловска и Елизова, Жупанова

5. Закрепление

Вопросы к классу:

– Когда появились первые люди на Камчатке?

– Предками, каких народностей они были?

– Закройте глаза и представьте, что вы очутились в каменном веке, что вы видите, что слышите, какие запахи разносятся по воздуху. У вас на партах лежат чистые листы бумаги, карандаши, опишите или нарисуйте, что вы почувствовали или увидели.

6. Домашнее задание.

Выучить записи в тетради, если необходимо доделать последнее задание.

Приложение