Урок географии в 9-м классе. Тема: "Топливно-энергетический комплекс. Проблемы развития электроэнергетики в России"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России;
  2. Развить и углубить знания девятиклассников о топливно-энергетическом комплексе;
  3. Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки;
  4. Проанализировать особенности размещения по территории страны электростанций различного типа;
  5. Познакомить учащихся с основными проблемами электроэнергетики - экономическими, экологическими, социальными;
  6. Сформировать у учащихся представление о перспективах развития электроэнергетики и путях решения стоящих перед ней проблем;
  7. Продолжить формирование у школьников умения работать с различными источниками географической информации;
  8. Формирование у учащихся умения работать на компьютере.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Научно-методическое содержание урока: ТЭС, их приоритетное развитие и размещение. Крупнейшие ГЭС. Экологические, экономические и социальные последствия строительства ГЭС в разных регионах. Преимущества и недостатки АЭС, особенности их размещения. Крупнейшие АЭС России. Единая энергетическая система России.

Геономенклатура: крупнейшие ТЭС: Сургутская, Костромская, Рефтинская; крупнейшие ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская; крупнейшие АЭС: Санкт-Петербургская, Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская; ЕЭС России.

Оборудование: урок проводится в компьютерном классе, экономическая карта РФ, компьютерная презентация: "Электроэнергетика России", практическая работа с использованием компьютерных технологий, стенгазеты по Северной ТЭЦ, выполненные после экологической экскурсии на предприятие, раздаточный материал: "Основные потребители электроэнергии в России", опорные конспекты (рабочие листы).

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся.

П. Этап обобщения и систематизации.

1) Закрепление и обобщение знаний о проблемах развития электроэнергетики в России.

А) Вводное слово учителя и просмотр презентации: "Электроэнергетика России". В ходе просмотра вспоминаем основные понятия по теме, делаем выводы.

  • Сегодня, ребята, у нас урок обобщения знаний по теме ТЭК и мы попробуем вместе с вами решить проблемы развития электроэнергетики в России. Работать вы будете в опорных конспектах (так называемых рабочих листах). Запишите в них число (дату), а тема уже есть, прочитайте её. Наш урок начнём с просмотра компьютерной презентации по данному вопросу и проверим ваше домашнее задание, ваши знания.
  • Включите компьютеры, войдите в презентацию по электроэнергетике, нажмите F5 - показ слайдов (при ошибке: Ctrl - Z - вернуть назад)

- Итак, сейчас мы наглядно посмотрим, подведём итог:

Презентация.

Слайд № 1. Название: Электроэнергетика России.

- Дайте определение ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА. Какими свойствами она обладает, какие процессы в себя включает?

(Для перехода к следующему слайду нажмите пробел или щелкните левой кнопкой мыши)

Слайд № 2. - Какое место в мире занимает Россия по производству электроэнергии? Сделайте вывод.

Слайд №3. - Какие основные типы электростанций существуют *в России?

Назовите основные электростанции. (Покажите их на экономической карте Российской Федерации).

Слайд №4. - Какую долю выработки электроэнергии имеет каждый тип электростанций?

Слайд №5. - Какие виды топлива используют ТЭС для выработки электроэнергии?

Слайд № 6. - Как работают ГЭС?

Слайд №7. - Какое месторождение урана является в России самым крупным?

Слайд № 8. - Какую энергию используют нетрадиционные типы электростанций? Как работают геотермальные электростанции?

- Подведём итог: Что такое энергосистема? Для чего необходимо объединение в энергосистему? Как называется эта система в России? Что в себя включает?

Слайд № 9. - А теперь посмотрите на размещение по территории России основных, крупнейших электростанций. В какой части страны они преобладают и почему?

- Назовите приливную электростанцию и геотермальную. Конец показа. Закройте презентацию.

- Кто, по-вашему, является главным потребителем электроэнергии в России?

 (краткий анализ таблицы - раздаточного материала: "Основные потребители электроэнергии в России").

 Ну а теперь после просмотра и краткого обзора мы перейдём к оценке экономико-географических достоинств и недостатков различных типов электростанций.

Б) Учащиеся вместе с учителем оценивают экономико-географические достоинства и недостатки различных типов электростанций и составляют систематизированную таблицу. На основе составления этой таблицы идёт обобщение и систематизация знаний.

- Заполните таблицу:

Экономико-географические достоинства (+) и недостатки (-) основных видов электростанций:

Типы электростанций

Достоинства (+)

Недостатки (-)

ТЭС

Могут размещаться как в районах добычи топлива, так и в районах потребления. Перевод большинства ТЭС на природных газ.

Экологически "грязные", особенно работающие на угле, торфе и мазуте (выбросы вредных веществ в атмосферу). Работают на исчерпаемом виде топлива. "Парниковый эффект".

ГЭС

Использование неисчерпаемого энергоресурса. Высокий кпд -92-94% (для сравнения у АЭС и ТЭС - около 33%). Экономичность, простота управления. Относительно экологически чистое производство.

Затопление обширных площадей под водохранилища, особенно на равнинах, подтопление окружающих территорий и изменение ландшафтов. Накопление загрязнений в водохранилищах.

АЭС

Потребление малых количеств энергоносителя (при расходе 1 кг урана выделяется теплота, эквивалентная сжиганию 2,5 тыс. т угля). Размещаются в районах потребления энергии, районах с острой нехваткой электроэнергии. Дешевизна энергии, небольшие затраты на строительство, универсальность размещения.

Потенциальная опасность ядерной катастрофы, особенно в густонаселённых районах. Проблема захоронение РАО и ОЯТ (радиоактивных .отходов и отработанного ядерного топлива). АЭС наносят меньший вред окружающей среде, чем ТЭС или ГЭС (требуют меньше воздуха для разбавления выбросов, не выделяют серу, свинец и др. вредные вещества, не приводят к усилению парникового эффекта)

В) Учащиеся знакомятся с докладом на тему "Северная ТЭЦ", выполненным после экологической экскурсии на предприятие, а также просматривают и анализируют стенгазеты по этой теме.

Вопросы к докладу:

  • Как вы думаете, какой вид топлива является главным энергоносителем в России и почему? (Газ - огромные месторождения по территории России).
  • Чем отличается ТЭС от ТЭЦ?
  • Какие проблемы могут быть на Северной ТЭЦ? Как они решаются?

- А с какими проблемами сталкивается в своём развитии современная электроэнергия России вообще? (Исчерпаемость - поэтому в перспективе больше использовать альтернативную энергетику и нетрадиционные источники энергии).

Затем учащиеся вместе с учителем называют главные проблемы электроэнергии России и записывают их в рабочие листы.

Основные проблемы электроэнергетики:

  1. Работа ТЭС на исчерпаемом виде топлива;
  2. Сокращается прирост мощностей;
  3. Не производится замена, модернизация работающего оборудования;
  4. Ядерные катастрофы на АЭС;
  5. Проблема загрязнения окружающей среды.

2) Формирование знаний о перспективах развития электроэнергетики в России.

Перспективы развития электроэнергетики в России:

  1. Создание современных очистных сооружений.
  2. Осуществление стратегии безопасного развития АЭС в России.
  3. Строительство мини-ГЭС малой мощности с незначительной зоной затопления и отказом от гигантских плотин на крупных реках.
  4. Замена одних видов топлива другими.
  5. Проведение энергосберегающей политики.
  6. Замена традиционных источников электроэнергии альтернативными.

3) Практическая работа: "Нанесение на контурную карту основных электростанций России". (Дети делятся на группы.) Работа выполняется на компьютерах.

Презентация. Практическая работа.

Презентация. Ответы к практической работы.

- А сейчас я предлагаю Вам выполнить практическую работу на компьютерах, закрепить ваши знания по размещению основных электростанций по территории России.

- Используя подготовленный шаблон к/к с нанесёнными значками трёх типов электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС), перенесите названия электростанций из условных знаков на карту "Размещение основных электростанций на территории РФ".

После выполнения задания работу сохранить: выбрать файл -> сохранить как -> стереть, написать фамилию и имя -> сохранить.

4) Обобщение знаний о структуре ТЭК.

- В конце урока или дома (см. по времени) составить самостоятельно схему, отображающую все составные части (структуру) ТЭК.

III. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы обобщили наши знания по теме: "Топливно-энергетический комплекс", выявили плюсы и минусы в работе электростанций разного типа, нашли проблемы в развитии электроэнергетики России и разработали пути решения этих проблем. За устную работу я ставлю оценки следующим ученикам... А за практическую работу я объявлю оценки на следующем уроке.

IV. Домашнее задание:

Параграфы 21, 22, 23. Повторить основные определения понятий по теме: "Топливно-энергетический комплекс" и подготовится к географическому диктанту. (Заполнить схему).