Занятие элективного курса по химии для учащихся 9-го класса. Тема: "Металлы и живой организм"

Разделы: Химия


Цель: познакомить учащихся с методами обнаружения ионов металлов, изучить на практике качественное определение ионов железа.

Задачи:

Образовательные:

  1. сформировать представление о методах обнаружения ионов металлов;
  2. познакомить учащихся с аналитической химией как отдельной наукой;
  3. продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, использовать компьютер в работе);
  4. продолжить формирование умений учащихся составлять уравнения в молекулярном и ионном видах.

Развивающие:

  1. продолжить развитие умений применять знания на практике;
  2. продолжить развитие практических умений определять вещества по качественным реакциям.

Воспитывающие:

  1. развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Метод урока: лекция, лабораторная работа.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедиапроектор, карточки – инструкции, презентация (приложение 1).

Предварительная подготовка: установить на каждый компьютер программу (приложение 2).

Ход занятия

Организационный момент.

Формулировка цели и задач урока, запись в тетради даты и темы урока.

Изучение нового материала.

Учитель: При изучении роли металлов в живых организмах большое внимание уделяется исследованию функций ионов металлов, которое, в первую очередь, требует разработки точных методов, позволяющих обнаружить тот или иной металл и измерить его концентрацию в биологических материалах. Для решения этих задач существует такая наука, как аналитическая химия. Она устанавливает, какие элементы, в какой форме и в каком количестве содержатся в изучаемом объекте.

В аналитической химии выделяют два больших раздела: качественный и количественный анализ, каждый из которых выполняет определенные задачи.

Качественные испытания, как правило, предшествуют количественным измерениям. Качественный анализ проводят с помощью химических реакций, сопровождающихся заметными изменениями, выделение газа, изменение окраски, образованием или растворением осадка. Чаще всего пользуются реакциями образования окрашенных соединений.

Поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить лабораторную работу по изучению качественных реакций на ионы железа (приложение 1).

Выполнение лабораторной работы.

Перед вами на столе инструкция по выполнению данной работы (приложение 3).

В рабочую тетрадь перенесите таблицу, которую вы будете заполнять по ходу выполнения работы. Внимательно прочитайте инструкцию выполнения и приступайте к работе. Итогом вашей работы является раскрашенный рисунок. После выполнения работы сравните ваш рисунок с результатом.

Итог занятия.

С помощью различных способов исследования, которые широко используются современной аналитической химией, можно быстро обнаружить искомый ион. Исследование свойств ионов металлов ведет к раскрытию широких перспектив в биологии, практической медицине, сельском хозяйстве и позволяет разработать методы сознательного управления тонкими процессами жизнедеятельности.

Домашнее задание.

В дополнительной литературе найти качественные реакции на ионы других металлов, составить уравнения в молекулярной и ионной формах.