Урок социально-бытовой ориентировки в 9-м классе. Тема: "Ситуация выбора профессии по окончании школы"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель урока: научить выбирать предполагаемую специальность в соответствии с индивидуальными возможностями.

Задачи:

  • Систематизировать знания о профессиях, которым обучают в коррекционных группах ПТУ региона.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки (научить узнавать адреса и телефоны предприятий, вести диалог с работодателем).
  • Формировать адекватную реакцию уч-ся на рекомендации педагога по выбору специальностей, соответствующих уровню их возможностей.

Ход урока

Организация класса.

Сообщение темы урока.

У В. Маяковского есть такие слова:

" У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?..."

Как вы уже поняли по стихотворению, мы сегодня будем говорить о выборе профессии после окончания школы. Тема нашего урока - "Ситуация выбора профессии по окончания 9 класса"

Цель нашего занятия - научиться выбирать предполагаемую специальность в соответствии с вашими индивидуальными возможностями. (Запись темы урока в тетрадях)

Актуализация знаний.

а) Работа с деформированным текстом пословицы "Труд человека кормит, а лень портит" (составить пословицу из разрозненного текста)

Дифференцированное задание - работа парами за партой.

Индивидуально - у доски.

- Что получилось?

- Какое здесь ключевое слово? (труд)

- Что делает труд? (кормит)

- Как вы это понимаете? (ответы уч-ся о важности труда для достижения благополучия).

- Какой можно сделать вывод?

(Чтобы достойно жить, надо много трудиться)

б) Знаете ли вы, где работают ваши родители?

-Для чего они трудятся?

- Что влияет на выбор места работы? (высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).

в) Каким рабочим специальностям обучают в нашей школе?

- Какими специальностями вы овладели на уроках производительного труда?

- Нравятся ли вам эти специальности, или вы хотите получить другие профессии по окончании школы?

- Какие вы знаете профессии, не требующие высокой квалификации, где вы могли бы работать без профессиональной подготовки? (уборщики, дворники, санитарки, на благоустройстве города).

- Многие ребята, закончив школу, нашли работу и достойно трудятся. (Коленко Виталий - охранник, Позднякова Лариса - продавец, Голозубов Максим - работник коммунального хозяйства, Феоктистов Паша - грузчик)

- Знаете ли вы выпускников, которые благополучно устроились в жизни?

"Дерево ваших возможностей"

- Перед вами схема вашей дальнейшей жизни в виде дерева:

Корни - это семья, интернат.

Ствол - школа, где вы получили первоначальное образование и трудовые навыки.

Ветви - это дороги, которые вы выбираете, и от того, по какой дороге вы направитесь, зависит ваша дальнейшая жизнь (техникум, институт, ПТУ, курсы, временная работа, работа на "хозяина", криминал, попрошайничество, на иждивении у родителей, у "спонсора", удачная женитьба, замужество).

Видите, ветка "техникум - институт" сломана. Что это значит? (ответы)

Да, в силу ваших индивидуальных способностей, эта дорога вам недоступна, но есть еще много вариантов (работа со схемой)

- Какую дорогу вы никогда бы не выбрали?

Где можно продолжить обучение в нашем городе (аграрный техникум).

- Каких специалистов готовят в нем? (перечень на стенде).

- Все ли специальности доступны нашим выпускникам? Почему?

- Кто из вас хочет поступить в аграрный техникум?

Адрес: ул. Котовского, 2

Телефоны: 31-1-32; 31-1-72; 31-1-25

Документы, необходимые для поступления в техникум (на стенде).

Ситуация, когда нужно пойти работать.

  • куда обратиться по вопросу трудоустройства (список учреждений на стенде).
  • запись адресов и телефонов в тетрадь.
  • откуда взять информацию? (газеты, телевидение)
  • практическая работа: обзор газетных объявлений с целью выявить рынок труда, где требуются специалисты по профессиям, преподаваемым в школе.

Рекомендация учителя - при выборе соотносите свои потребности со своими возможностями, не переоценивайте себя, т.к. работать придется самостоятельно, без помощи учителей и воспитателей.

Итак, требуются ли рабочие, по специальностям, преподаваемым в школе?

А какие неквалифицированные работники требуются? (работа с объявлениями).

- Что вы выбрали для себя?

- Да, ребята, при желании всегда можно найти источник заработка.

Логическая задача.

Имеются две таблички: ОТДЕЛ КАДРОВ ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

В какой кабинет нужно обратиться по поводу трудоустройства, а в какой - по поводу поступления.

Формирование имиджа.

Знаете ли вы пословицу: "Встречают по одежке, провожают по уму"?

Когда вы придете поступать или устраиваться на работу, то первое, на что обратит внимание работодатель, - это ваш внешний вид.

Одежда должна быть чистой, отутюженной, обувь начищена, макияж и прическа - скромными, вид - официальным. Недопустимо приходить в спортивной одежде.

Закрепление.

1) О чем мы говорили на уроке? Что нового для себя вы узнали? Куда будете обращаться по поводу трудоустройства?

Какие нужно иметь документы?

Как должен выглядеть человек, поступающий на работу?

2) Проверка усвоенных знаний.

Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов, выберите правильные.

Карточка № 1

Куда нужно обратиться по вопросу трудоустройства.

  1. Отдел кадров предприятия;
  2. Комиссию по трудоустройству молодежи;
  3. Паспортную службу;
  4. Молодежную биржу труда;
  5. Бюро по трудоустройству населения.

Карточка № 2

При трудоустройстве надо предъявить:

  1. паспорт;
  2. квитанцию о квартирной плате;
  3. военный билет
  4. трудовую книжку;
  5. документ об образовании

Итог урока.

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

Цитата:

"Хорош тот человек, который думает не о себе самом, а обо всех людях. Но для того, чтобы быть полезным людям, надо найти свое место в жизни, выбрать такую работу, которую человек будет выполнять с особым старанием и любовью"

Надеюсь, что вы найдете достойное место в жизни, и мы будем с гордостью о вас вспоминать.

Домашнее задание.

  1. Узнать № телефонов молодежной биржи труда.
  2. Подобрать в местной газете объявления о приеме на работу.