В мире друзей

Разделы: Работа с дошкольниками


…Поделись улыбкою своей,
И она ещё не раз к тебе вернётся…
М. Пляцковский

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретом взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей. Конечно, необходим, но он не должен преследовать исключительно интересы родителей.

Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Частично с этой проблемой поможет справиться моя работа по развитию эмоциональной сферы ребенка:

  • мною разработаны перспективные планы по работе с детьми и  родителями.
  • собран и изготовлен большой методический и дидактический  материал  (конспекты занятий, развлечений, картотеки игр: пальчиковых, по эмоциональному развитию и правам ребёнка.)
  • на своих занятиях использую элементы народного творчества, пальчиковую гимнастику, психогимнастику и др.
  • совместно с родителями и детьми собрана аудио-видеотека,.
  • собрана библиотека по эмоциональному развитию ребёнка.

Основная цель моей работы – развитие эмоциональной сферы дошкольника.

В соответствии с этой целью, мною обозначены следующие задачи:

  • способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
  • развивать способность ребёнка к эмпатии, сопереживанию;
  • сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребёнку почувствовать себя  более защищённым.

Основным принципом своей работы считаю создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности ребенка.

Работу с детьми, по эмоциональному развитию, строю следующим образом:

  • на занятиях;
  • комплексных занятиях, досугах;
  • в игровой деятельности;
  • в свободной деятельности.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности дошкольника. Эмоциональное развитие ребенка на занятиях происходит через разные виды игр, художественную литературу, беседы с использованием наглядного материала, просмотров видеофильмов, прослушивания музыки. .Мною проведены такие занятия как «Радость», «Горе», «Испуганный заяц», «Колобок», «Три медведя», организованы досуг «Экскурсия в весенний лес», утро радостных встреч по темам: «Праздник конфетных фантиков», «День радостных встреч»,  праздник-сюрприз «Веселых снежинок». Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном использую следующие методы:

  • имитационные и ролевые игры;
  • психогимнастика;
  • рисуночные методы;
  • элементы групповой дискуссии.

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.

Отработка навыков проходит в три этапа:

  • получение информации;
  • применение полученных знаний в конкретных ситуациях;
  • перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.

Важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога с родителями.

Организую комплексные занятия с другими педагогами: музыкальным руководителем, воспитателем по изобразительной деятельности, физическому воспитанию.

Любимый вид детской деятельности – игра. Она является основной, главной в дошкольном периоде и способствует всестороннему развитию ребенка, в том числе и эмоциональному. Поэтому мои занятия строятся на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в группе. На занятиях и в свободной деятельности мною используются различные виды игр:

  • настольные;
  • словесные;
  • познавательные;
  • игры-забавы;
  • пальчиковые;
  • ролевые;
  • имитационные.

Помогает мне в работе с детьми использование народного фольклора – сказки, игры, потешки, загадки. В свободное время мы создаем коллективные рисунки, коллажи, например: «Лето красное», «В гостях у осени», «Зимняя сказка», «Наш любимый детский сад». Это дает возможность перехода детей от того, что они уже умеют делать самостоятельно, к тому, что они умеют делать в сотрудничестве. В результате чего повышается самооценка, дети чувствуют себя намного успешнее, появляется сплоченность группы, хорошее настроение, развивается воображение.

В работе с родителями по развитию эмоциональной сферы дошкольника использую различные формы:

  • родительские собрания,
  • консультации, папки-передвижки,
  • беседы,
  • анкеты и т.д.

Организация работы с родителями помогает полноценно  и эффективно осуществлять поставленные мною задачи, так как эмоциональное развитие ребенка происходит в первую очередь в семье.

По моим наблюдениям, в результате моей работы, дети научились сопереживать и помогать друг другу, у них повысилась самооценка, сформировалось позитивное отношение к самому себе. В процессе знакомства с эмоциями, дети стали более внимательными, общительными, сплоченными, отзывчивыми, дружными, научились сочувствовать и понимать друг друга, определять настроение своих друзей по мимике, пантомимике, голосу.  Они стали успешнее  на занятиях. Любая деятельность доставляет им радость. Я надеюсь, что у моих воспитанников никогда не будет феномена «засушенного сердца» (отсутствия чувства). Своим детям я всегда говорю: «Научитесь любить и понимать людей, и рядом с вами всегда будут друзья».

Используемая литература

  1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 48с.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. 2003. – 2008., илл.

Приложение 1.