Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • углубить и обобщить знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения;
  • выявить уровень ЗУН учащихся по теме;
  • активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека.

Оборудование: карточки-задания, таблицы, подборка литературы, видеоряд ( ИКТ).

Ход урока

1. Oрганизационная часть.

Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы "Рыбы". Еще раз вспомним, какие особенности внешнего и внутреннего строения позволили освоить им водную среду обитания, поговорим о многообразии рыб, необходимости сохранения их видового разнообразия.

2. Oбобщение и повторение изученного.

Рыбы всегда удивляли и вдохновляли человека . Нас восхищает их способность обитать в воде. Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде".

А что же позволило рыбам стать полноправными хозяевами водоемов, покорить и освоить водное пространство планеты Земля.

ТЕСТ 1.

Какие утверждения верны:

1. рыбы - теплокровные животные.

2. имеют обтекаемую форму тела.

3. рыба может поворачивать голову вправо и влево.

4. тело рыбы покрыто чешуей и слизью.

5. окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.

6. рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.

7. грудные и брюшные плавники рыб парные.

8. форма тела рыбы зависит от способа питания.

9. сложное поведение рыб в период размножения называется гнездованием.

10. лиманные рыбы обитают только в морях и океанах.

Ответы:

  • ДА - 2, 4, 5, 7, 8.
  • НЕТ - 1, 3, 6, 9, 10.

Учитель комментирует правильность:

  1. холоднокровные (пойкилотермные).
  2. +
  3. неподвижное сочленение костей.
  4. +
  5. + ( слепая щука в аквариуме - черная; свет, попадая в зрачок, вызывает раздражение нервных окончаний, возбуждение передается в мозг, а затем к коже, что приводит к изменению пигментации).
  6. растворенным в воде кислородом с помощью жабр.
  7. +
  8. + ( у хищных - тело торпедообразное).
  9. нерест.
  10. заходят на нерест в реки.

Проверка ( взаимопроверка) результата теста , максимальное число баллов -10.

Все эти приспособления позволили рыбам стать одним из многочисленных классов животных, населяющих планету Земля. ( 22000 видов).

Не только особенности внешнего , но и внутреннего строения отличают рыб от представителей других классов животных.

ТЕСТ 2.

Выбрать правильный ответ:

1. В состав пищеварительной системы рыб входит:

А) мочевой пузырь

В) кишечник

С) молоки

2. Сердце рыбы состоит из:

А) 2-х камер

В) 3-х камер

С) 4-х камер

3. Органом дыхания рыб служат:

А) легкие

В) плавательный пузырь

С) жабры

4. Спинной мозг рыб расположен :

А) над позвоночником

В) внутри позвоночника

С) под позвоночником

5. Рыбы - животные :

А) раздельнополые

В) гермафродиты

6. Этот орган чувств есть только у рыб :

А) зрение(глаза)

В) слух

С)боковая линия

7. Органом выделения у рыб является :

А) анальное отверстие

В) почки

С) печень

Ответы: 1-В, 2-А, 3-С, 4-В, 5-А, 6-С, 7-В.

Максимальное число баллов - 7.

Знакомясь с классом рыб, мы с вами изучили особенности их размножения.

ТЕСТ 3.

Заполните пропуски в тексте:

Рыбы ::::.. животные. Половые железы самцов называются - ::: , они вырабатывают

::::. . В половых органах самки - ::.. созревают :::. . Оплодотворение у рыб ::::: , хотя встречаются рыбы ( например, акулы ) с ::::::. оплодотворением.

Из оплодотворенных икринок развиваются :::: .

Ответ: раздельнополые, семенники, сперматозоиды, яичниках, яйцеклетки (икринки), наружное, внутренним, мальки.

Несмотря на сходство в строении и особенностях размножения существует огромное разнообразие видов рыб. Каждый из них имеет свои характерные особенности. Выработанные как приспособления к образу жизни и определенным условиям окружающей среды.

КРОССВОРД.

  1. уплощенное тело и возможность вырабатывать электрический ток сделала эту рыбу известной.
  2. хищная рыба. Обитатель озер.
  3. хрящевой скелет для нее не помеха для звания " гроза морей и океанов".
  4. промысловая рыба лососевых.
  5. икру мечет черную, но зовется ::. . живет до ста лет.
  6. эту маленькую рыбку мы часто видим в консервной банке в томате.
  7. рыбаки часто ловят на удочку эту рыбку отряда карпообразных.
  8. эта рыба живет в Тихом океане, а на нерест идет в мелкие реки Дальнего Востока. Название получила из-за характерного "бугра" на теле.
  9. тело сплюснуто и глаза находятся на одной его стороне.
  10. трехиглая :::.. откладывает икру в ямку и присыпает ее мелкой галькой.

Несмотря на то, что рыбы самый многочисленный и разнообразный класс животных , они нуждаются в охране.

Деятельность человека часто приводит к печальным последствиям и напрямую сказывается на обитателях водоемов.

Конституция РФ стоит на страже природы. Ст. 9 " Природные ресурсы охраняются как основа жизни и деятельности народа", ст. 58 " Каждый должен охранять природу и окружающую среду".

Причины снижения численности рыб Меры охраны, предусмотренные законом
Загрязнения водоемов Ввод очистных сооружений, ликвидация загрязнений при транспортировке нефтепродуктов, сплаве древесины и т.д.
Строительство плотин, гидроэлектростанций Устройство прохода рыб к нерестилищам
Перевылов рыбы Регулирование величины улова, запрет лова
Обмеление рек Запрет вырубки лесов, осушения болот. Охрана малых рек.

3. Выводы. Оценки.

4. Обзор литературы по теме.

Приложение.