Урок-путешествие по географии на тему "Природные зоны Северной Америки"

Разделы: География


Цель урока: показать расположение природных зон в Северной Америке, дать характеристику природных зон, обратить внимание на понимание взаимосвязей отдельных компонентов, образующих природную зону.

Оборудование: физическая карта Северной Америки, карта природных зон Северной Америки, атласы, климатическая карта мира, таблицы природных зон Северной Америки (1. Широколиственный лес в Аппалачах; 2. Тайга восточной Канады; 3. Притихоокеанская тайга; 4. Природа Мексиканского нагорья; 5. Животный мир тундры и лесотундры; 6. Животный мир лесной зоны; 7. Животный мир степей; 8. Йеллоустонский парк.).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала. (Урок-путешествие-игра)

За отдельным столом сидят исследователи природных зон Северной Америки и эколог (заранее подготовленные учащиеся) Перед ткаждым из них поставлены таблички, с их фамилиями и направлением исследований..

Учитель объявляет тему урока и цель. Предлагает рассмотреть в атласе карту природных зон Северной Америки и ответить на вопрос: Какие природные зоны есть в Северной Америке?

Сравнить карту природных зон с картой климатических поясов и ответить на вопрос: "Какая зависимость существует в размещении природных зон и климатических областей?" Заслушиваются ответы учащихся. Затем необходимо выяснить почему зоны смешанных и лиственных лесов, степей тянутся с севера на юг, а зоны арктических пустынь и тундр - с запада на восток?

На севере материка природные зоны проходят полосами с запада на восток, в то время как в средней и южной частях они вытянуты с севера на юг. В Кордильерах наблюдается высотная поясность. По видовому составу животный и растительный мир севера материка схож северной Евразией, а юг с Южной Америкой, что объясняется их территориальной близостью и общностью развития.

Сегодня мы притласили к нам на урок исследователей природных зон и они помогут нам охарактеризовать природные зоны Севрной Америки. (Исследователи показывают природные зоны на карте природных зон на доске, а ученики находят их в атласе.)

Сейчас мы попросим выступить исследователя арктических пустынь и тундр кандидата географических наук _______________ для характеристики данной природной зоны. Для наглядности представлена таблица «Животный мир тундры и лесотундры».

"Гренландия и большая часть островов Канадского Арктического архипелага находятся в зоне арктических пустынь. Здесь в местах , освобождающихся от снега и льда, на бедных каменистых и болотистых почвах во время короткого и прохладного лета растут кое-где мхи илишайники.

Зона тундры занимает северное побережье материка и прилегающие к нему острова. Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарничковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах. Эти почвы образуются в условиях сурового климата и многолетней мерзлоты. Растительные остатки при низких температурах разлагаются медленно, а мерзлый слой задерживает влагу, а при ее избытке для образования перегноя недостает воздуха. Здесь широко распространены тундровые болота и озера. На западе в Кордильерах далеко на юг заходит горная тундра. Кроме мхов и лишайников, в тундре растут осоки, а на возвышенных участках- карликовые ива и березки, много здесь ягодных кустарничков. Растения тундры служат пищей для многих животных. С ледникового периода здесь сохранился овцебык – крупное травоядное животное с густой длинной шерстью, защищающей его от холода. Овцебык малочисленнен и находится под охраной. Овцебык похож на быка и на барана. Длина его тела достигает 2,5 метра, высота – 1 метр, масса – 270 кг. На лишайниковых пастбищах кормятся стада северных оленей карибу. Из хищников в тундре живут песцы, волки. На многочисленных озерах, побережье и островах гнездится множество птиц. Моржи и тюлени у побережья, карибу в тундре привлекают много охотников. Неумеренная охота наносит большой вред животному миру тундры".

Спасибо.

Теперь попросим охарактеризовать зону тайги ее исследователя _________________. Представлены таблицы: «Тайга восточной Канады» и «Притихоокеанская тайга», «Животный мир лесной зоны».

"К югу тундра переходит в редколесье- тайгу, которая сменяется тайгой. Тайга- это зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные деревья с примесью мелколиственных пород. Тайга простирается с запада на восток широкой полосой. Почвы в тайге образуются в условиях холодной зимы и влажного прохладного лета. Остатки растений в таких условиях разлагаются медленно, перегноя образуется мало. Под его тонким слоем лежит белесый слой, из которого вымыт перегной. Цвет этого слоя похож на цвет золы, поэтому такие почвы называют подзолистыми.

В американской тайге растут черная и белая ель, бальзамическая пихта, американская листвнница, сосны разных видов, которые не растут в наших лесах. К ним относится веймутова, сосна с длинной и мягкой хвоей. Здесь растут гигантские секвойи. Северная Америка – родина секвойи. Это самый древний представитель растительного мира. Отдельные деревья растут около 4000 лет. Один вид секвойи – мамонтово дерево достигает в высоту 150 метров и в диаметре до 20 метров. Такое дерево могут обхватить взявшись за руки не менее 10 человек. Одно из деревьев спиливали семиметровой пилой в течение 13 дней. Для его перевозки потребовалось 30 железнодорожных платформ. Секвойи – это реликтовые растения, которые существовали еще до появления на Земле млекопитающих.

В тайге обитают хищники – черный медведь, канадская рысь, американская куница, скунс; трвоядные – лоси, олени вапити. В национальных парках сохранился лесной бизон, который был сильно истреблен из - за шкур и мяса. Из ценных пушных зверей есть ондатры, бобры, норки, еноты. Енот -это хищный зверь, он покрыт густым буровато- желтым с черным оттенком мехом, а на хвосте его выделяются черно - белые кольца. Перед едой пищу он полощет в воде, поэтому зверя называют енот - полоскун. Свое жилище он устраивают в дуплах."

Спасибо.

А сейчас, послушаем исследователя зоны смешанных, широколиственных и переменно-влажных лесов __________________. Демонстрируется таблица «Широколиственный лес в Аппалачах».

"К югу от хвойных лесов, расположены зоны смешанных, широколиственных и переменно-влажных лесов, на бурых лесных почвах на севере и желтоземах на юге. Эти зоны не проходят сплошной полосой с запада на восток через весь материк, а занимают только восточную его половину, с более влажным и мягким климатом и распространяются к югу до Мексиканского залива.

Зона смешанных лесов имеет переходный характер от тайги к широколиственным лесам. Поражает большое разнообразие пород. Собралась прекрасная компания: дубы, орешник, буки, осины, ясени, липы, березы, ели, пихты. Все они родственны нашим европейским деревьям, и все же несколько иные – в различных мелочах, в рисунке листвы, но прежде всего в пульсе жизни – какие-то более сильные, радостные, пышные.

В широколиственных лесах растут десятки видов дубов, липы, клены, листопадные магнолии, каштаны, орех, тюльпанное дерево. Тюльпанное дерево достигает в высоту 60-метров и в диаметре 3,5 метра. В мае-июне оно покрывается цветами, похожими на тюльпаны. Отсюда произошло его название. Древесина этого дерева похожа по своим свойствам на древесину тополя, поэтому его еще называют желтый тополь. Тюльпанное дерево используется для внутренней отделки помещений.

Животный мир лесной полосы северо-американского континента в большинстве своем сходен с евро-азиатским. В лесах Северной Америки водятся: олени вапити, похожие на благородных оленей, лоси, медведи-гризли, волки, рыси, росомахи, лисицы. "

Спасибо.

Сейчас перед вами выступит исследователь зон степей и полупустынь – ________________. Демонстрируется таблица «Животный мир степей».

"К западу от зоны лесов осадков выпадает меньше, и здесь преобладает травянистая растительность, на черноземных и каштановых почвах – это степи. Обилие тепла создает здесь благоприятные условия для произрастания трав, среди которых преобладают злаки (бородач, бизонова трава, типчак, ковыль). Лесостепь Северной Америки называют – прериями.

Каковы были американские степи в прошлом, можно представить, читая небольшой отрывок из описаний степи Майн Ридом: "Вокруг расстилалась волнистая прерия. И холмы и долины устланы богатым ярко-зеленым ковром невысокой бизоньей травы, и кажется будто-этот недавно скошенный луг покрывается новой, молодой зеленью. Весной степь зеленеет и цветет. В высоких игустых травах много животных, прилетает огромное количество птиц. Весна в прериях короткая. С наступлением лета и жары, все живое улетает, прячется в заросли, умолкает до будущей весны. Летом степи выгорают; тогда они пустынны и безмолвны."

В настоящее время прерии потеряли свой преждний облик. Значительная часть их распахана, засевается пшеницей и кукурузой. Часть превращены в выгоны для скота. Освоение прерий повлияло на животный мир. Почти исчезли бизоны, меньше стало койотов (степных волков) и лисиц."

Спасибо.

Учитель характеризует зону пустынь и полупустынь. Демонстрируется таблица «Природа Мексиканского нагорья». На внутренних плоскогорьях Кордильер лежат пустыни умереного и тропического поясов. Здесь жаркий, сухой климат. Почвы бурые и солончаки. Для них характерны черная полынь, лебеда, кактусы, колючие терновники и агавы. Мексиканское нагорье – страна кактусов. Кактусы растущие здесь, имеют различные размеры и разнообразные формы. Одни похожи на шары, высотой метра в 1,5 и 2,5 метра в обхвате; другие – мелкие, колючие шарики; третьи – словно многогранные колонны, высотой до 15 метров. Все они покрыты колючками. Местные жители из кактусов приготовляют различные кушанья, а также используют как лечебное средство. Посаженные в ряд кактусы служат естественной изгородью.

Учитель кратко описывает природу Центральной Америки. Природа Центральной Америки и близлежащих островов необычайно разнообразна. Здесь растут черное, атласное, палисандровое и другие деревья дающие лучший материал для дорогих поделок. Много различных пальм, самой разнообразной величины. Леса изобилуют папоротниками и орхидеями. Центральную Америку считают родиной кокосовой пальмы, маиса (кукурузы), американского хлопчатника. Здесь в течение всего года тепло и влажно, почвы красно-желтые ферралитные.

Сейчас эколог ______________________ озвучит влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Демонстрируется таблица «Йеллоустонский парк».

"Хозяйственная деятельность человека затронула все компоненты природы, и поскольку они тесно взаимосвязаны, то изменяются в целом природные комплексы. Особенно велики изменения природы на территории США. В основном пострадали почвы, растительность и животный мир. Города, дороги, полосыф земли вдоль газопроводов, линий электропередач, вокруг аэродромов, занимают все больше и больше места.

Ученые пришли к выводу, что активное воздействие человека на природу приводит к усилению, частоты стихийных бедствий. К ним относятся: пыльные бури, наводнения, лесные пожары. В странах Северной Америки приняты законы, направленные на охрану и восстановление природы. В целях охраны природы на континенте созданы заповедники и национальные парки. В эти чудесные уголки природы ежегодно устремляются миллионы горожан. В Северной Америке находится, один из самых известных, первый в мире – национальный Йеллоунстонский парк, основанный в 1872 году. Он расположен в Кордильерах и знаменит горячими источниками, гейзерами, окаменелыми деревьями."

3. Закрепление

Ребята, вы прослушали выступление исследователей природных зон Северной Америки. Давайте попоробуем по описанию природной зоны определить ее название.

  1. Лето короткое, прохладное. В местах, освобождающихся от льда и снега, растут кое-где лишайники (Арктическая пустыня).
  2. Почвы образуются в условиях холодной снежной зимы и влажного прохладного лета. Остатки растений в этих условиях разлагаютя медленно, перегноя образуется мало, преобладают деревья – ель, американская лиственница, бальзамическая пихта, веймутова сосна.(Тайга).
  3. Местность покрыта мхами, лишайниками, ковром из цветов. Иногда встречаются карликовые березки и ивы. (Тундра).
  4. Этой местности свойственны травы, с преобладанием ковыля, бизоньей травы, типчака. По ним бродят стада бизонов. Почвы черноземные. (Прерии)
  5. Поистине в этих местах собралась прекраснаям компания: дуб, орешник, бук, осина, береза, ели, пихты, сосны. (Смешанные леса).
  6. Здесь можно встретить разнообразие лиственных пород – тюльпанное дерево, клен, липа, ясень, листопадная магнолия (Широколиственный лес).
  7. Здесь растут колючие кустарники, полынь. Это родина кактусов и агав. (Тропическая пустыня).

Домашнее задание : Параграф 55. заполнить таблицу "Природные зоны".