Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Нравственно-философский смысл "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Цель:

  • Создать условия для воспитания нравственного выбора учащихся для развития коммуникативных компетенций.
  • Углубить знания учащихся по сборнику "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина.

Задача: Развитие навыков анализа текста, навыков работы с книгой, привитие интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина.

Левая доска

  • 1830 г. - Болдинская осень
  • 23 окт. - "Скупой рыцарь" (11 апр.1836 г. в №1 журнала "Современник" под редакцией Пушкина)
  • 26 окт. - "Моцарт и Сальери" (24 дек 1831 г. в альманахе "Северные цветы")
  • 4 ноября - "Каменный гость"
  • 6 ноября - "Пир во время чумы" (1 дек. 1831 г. в альманахе "Альциона")

С обратной стороны доски

Гедонизм (греч.) - этическое учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой (4 век до н.э.), целью жизни и высшим благом признает наслаждение.

Центр

Тема: Что есть истина?

Достоевский: "По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание".

Правая доска

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем.
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне:

С обратной стороны доски

Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Бедной юности моей?
А.С. Пушкин

Ошибается тот, кто считает, что Пушкин "необычайно светел, понятен, общедоступен настолько, что и раздумывать о его творчестве нечего".

Русский писатель, мыслитель Ф.М. Достоевский утверждал: "По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание.

Он обладал духовной силой, - продолжал Достоевский, - позволяющей ему брать "на себя" напор всей бездуховной, темной мировой нечисти. Он служил истине и Красоте, а не моде. Для него духовность, духовная жизнь - это не культурной времяпровождение, а неустанная, напряженная работа над своей душой".

Эта проблема волнует Пушкина. И эпиграфом к своему стихотворению "Герой" 1830 г. он ставит слова из Евангелия "Что есть истина?" Эти же слова мы определим сегодня в цель нашего урока. Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих "Маленьких трагедиях"?

В письме к П.А. Плетневу он писал: "1830 год - печальный для нас! Какие события!.. Народ подавлен и раздражен". Пушкин стал свидетелем июльской революции во Франции, восстания в Польше, крестьянских волнений в России. Современный век рождает у Пушкина впечатление бесовского кружения (читает ученик):

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем.
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне:

И в эту пору появляется сборник "Маленькие трагедии". Появляется стремительно (см. на доске даты).

- Что, по-вашему, объединяет все трагедии в сборник?

(Психологизм человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистичной и потому разрушительной страстью: скупостью, завистью, чувственностью. Каждый из носителей этой страсти - натура незаурядная, человек большого ума и, главное, огромной силы воли.

В "Маленьких трагедиях" разрываются родственные, дружеские, любовные и вообще человеческие связи. Это разрушение цельности личности и человечества тревожило Пушкина. В этом он увидел трагедию своего времени. "Жестокий век, жестокие сердца!" - говорит один из его героев.

Лишь немногие из персонажей "Маленьких трагедий" отвергают себялюбивые жизненные принципы, но и им грозит "железный век", и их подстерегает опасность и гибель.)

- А с художественной стороны что общего в трагедиях?

(Пушкин писал в основном стихи в ту пору, это помогло ему выработать особую манеру - давать исключительно большое содержание в предельно сжатом объеме. Его письмо "сгущеное, лаконичное, отсвечивающее многими смысловыми оттенками" (Мейлах), музыкальное, ритмичное. Болдинские драмы удивительны: предельно коротки, в каждой - лишь несколько действующих лиц, острый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно.

В основе названий часто лежит оксюморон - контрастные понятия, соединенные воедино, дающие новый образ: "Скупой" - "рыцарь", "Пир" - и "чума", все равно что "жизнь" - и "смерть", "Каменный" - "гость". На этом фоне соединение "Моцарт и Сальери" выступает как прием параллелизма. Мы же по ассоциации разводим эти два имени до осознания непримиримого конфликта.)

"Скупой рыцарь"

Тема трагедии о Скупом не случайно, наверное, поставлена в списке первой. В качестве эпиграфа Пушкин предполагал взять две строки:

"Перестань и ты жить в погребах,

Как крот в ущельях подземельных".

Это слова из стихотворения Державина о скупом, не сделавшем ничего для народа. Пушкин вспоминает и обыгрывает известные строки. Первоначальное название "Скупой" он меняет на "Скупой рыцарь". Возможно, мы поймем почему, если вспомнив о находке исследователей. На титульном листе рукописи они обнаружили мужской портрет, набросанный рукой самого Пушкина. И только недавно пришла догадка - Шекспир!

- Как вы считаете, почему Шекспир, а не Мольер, например?

(Мольер - представитель классицизма, который видит человека односторонне.

Сам Пушкин напишет через 5 лет после Болдинской осени: "Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков. У Мольера Скупой скуп - и только, у Шекспира Шайлок скуп, мстителен, сметлив, чадолюбив, остроумен").

- Каков Скупой (барон) у Пушкина?

(Величествен, зловещ и жалок).

Он живет в "ужасный век", когда власть денег начинает подрывать старый рыцарский уклад.

- Что ищет в золоте Барон? Зачитаем его монолог.

(Сохранения своей власти и независимости, но "царствует" он в подвале. Барон думает, что ему все подвластно. Сын для него враг, так как переведет его деньги в "атласные дырявые карманы". Рыцарь становится ростовщиком. Рыцарь, который готов еще старый меч обнажить "рукой дрожащей", умирая, бормочет про ключи:

"Где ключи?
Ключи, ключи мои!.."

Власть ключей приходит на смену власти меча.)

- Что ищет в золоте Альбер?

(Независимость. Идея погони за золотом стала его разрушительной страстью:

"О бедность, бедность!
Как унижает сердце нам она!")

- Какие же у него возможности иметь это золото?

(? взять у ростовщика-жида под проценты

? убедить отца достойно содержать его

? ускорить его смерть

Все попытки иметь деньги честно терпят неудачу. Честь и любовь к деньгам несовместимы).

- Литературовед Мейлах уверен, что трагедия "Скупой рыцарь" превращается в трагикомедию.

Что дает ему возможность так говорить?

(Трагедия - жанр высокий, о высоких чувствах. Здесь же властолюбие перерастает в низменную страсть - любовь к деньгам).

Но последние строки окрашены трагическим светом - когда Барон беззащитен перед фразой, оскорбляющей его честь: "Барон, вы лжете" - беззащитен, несмотря на богатство. В Бароне проснулся рыцарь:

"Так подыми ж, и меч нас рассуди!"

Власть золота относительна, не все человеческие ценности продаются и покупаются.

"Ужасный век, ужасные сердца!"

Афиша Александрийского театра на 1 февраля 1837 года пообещает постановку трагикомедии. Но 1 февраля Пушкина уже в живых не будет. День премьеры окажется днем отпевания поэта. И пьесу играть не будут, вероятно боясь "излишнего энтузуазма толпы" (Колосова, Болдинская осень).

"Моцарт и Сальери"

Вот уже полтора столетия не прекращаются споры вокруг версии: "Отравил Сальери Моцарта или нет?" Обе версии обросли легендами и доказательствами. В обвинениях виноват и сам Сальери, который на смертном одре, в полном ли здравии или нет, признается в совершенном преступлении. Но верить ли?

"Это целая трагедия, глубокая, великая: Ее идея - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения", - заметил Белинский.

"Какая глубокая и поучительная трагедия! Какое огромное содержание..!"

К этому содержанию мы с вами и обратимся.

- Пушкин не показывает духовный путь, пройденный Моцартом, зато формирование личности Сальери изображает подробно. - Почему?

(Сальери лидирует, Моцарт аккомпанирует. Чтобы понять идею Пушкина, надо пристальное внимание уделить образу Сальери.

"Самое существенное - путь", - утверждает Гегель.

Идея - история души, пораженной завистью, конфликт гения и таланта.)

- Инсценировка

- Отчего, едва явившись на сцену, Сальери "начинает" вдруг припоминать свою жизнь с самого детства?

(Ответ - первые строки маленькой трагедии:

"Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше:"

Усомниться в Божьей справедливости верующий человек может лишь в самой крайности. Не говорит ли это о тяжелейшем душевном кризисе? Чтобы отыскать его истоки и выйти из него, Сальери обращается к прошлому.)

- Охарактеризуйте кратко этот путь.

- "Произведения Моцарта восхищают Сальери совершенством формы. Но душа его остается равнодушной", - считает литературовед М. Бабинский. Вы согласны? Подтвердите свое мнение.

(Душа его равнодушна, так как преступный замысел становится его окончательным решением, искусство не действует на нее очищающе. Душевное очищение, которое не смогло доставить искусство, он испытывает, совершив убийство.

"Эти слезы: и больно, и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг:")

- М. Бабинский заметил: "В маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" содержатся две большие гибели". - Что дает ему право сказать так?

(Физическая гибель Моцарта и духовный конец Сальери наступают одновременно.

"Гений и злодейство - две вещи несовместные", - уверен Моцарт - и философское, и нравственное утверждение.

"Тяжкий долг" сам Пушкин определяет как "злодейство").

- Сопоставьте жизненные и творческие позиции Моцарта и Сальери (в двух словах).

(Зависть - "Чувства добрые я лирой пробуждал").

В облике Моцарта ощущается душа самого Пушкина, для которого храмом искусства всегда была жизнь. Это он - щедрый от безмерного таланта, жизнерадостный, человечный. В его "праздности" отразилось не безделье, а напряженный внутренний труд. В образе Моцарта отразилось величие самого Пушкина, потому образ Моцарта лиричен.

"Каменный гость"

В двух рассмотренных трагедиях Пушкин сосредоточил внимание на интимных страстях (скупости и зависти), которые подчиняют себе человека. В этом же яду стоит и третья трагедия - "Каменный гость", где главным чувством стала любовь.

В широкополо шляпе, в плаще он стоит под деревом за городскими воротами. Он ждет, пока смеркнется, чтобы "усы плащом закрыв, а брови шляпой", войти в Мадрид. Встреча с доной Анной принесет ему счастье и гибель.

Название трагедии говорит о многом: не "Дон Жуан" (или "Дон Гуан" - Испания), а "Каменный гость".

- О чем напоминает такое название?

(О неотвратимости, о возмездии).

- Какое произведение Пушкина в этом отношении сопоставимо с "Каменным гостем"?

("Выстрел": "Что пользы мне лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит", - думает Сильвио: он хочет выстрелить в счастливца, которому жизнь как никогда дорога. В такую минуту настигает смерть Дон Гуана.

Дон Гуан счастлив, он хочет жить свободно в "каменном мире" статуй, но на пути к счастью приносит людям страдание, обманывает, убивает, кощунствует:

"На совести усталой много зла,
Быть моет, тяготеет".)

- Дон Гуан - герой раннего Возрождения. Объясните с этой точки зрения его характер. (Кто еще относится к Возрождению? - Лаура)

(От своего времени - он верный рыцарь короля. НО: свободные чувства вырываются. Его любовь вольна, бескорыстна, но и своевольна. У Лауры она не контролируется никакими моральными нормами, а у Дон Гуана вытесняет все душевные движения: упоение земной жизнью - и презрение ко всяким моральным нормам).

- Почему гибнет Дон Гуан? Что его губит?

(Отсутствие человеческой этики, благородства. Он иронизирует над мертвым:

"Ты думаешь, он станет ревновать?  

найдите строки

Уж верно нет; он человек разумный
И, верно, присмирел с тех пор, как умер"

А затем сам приглашает статую, покараулить любовное свидание с его женой - это нравственная ущербность. Он и гибнет от руки самой судьбы, карающей тех, кто переступил человеческие законы. Это высшая справедливость.)

Г.А. Лесскис дает интересную трактовку образов через гедонизм: столкновение гедонистического и христианского начала, из которых второе побеждает. Он отмечает, что раннему Пушкина свойственен был гедонизм (Марс, Вакх и Венера появлялись в триединстве). Теперь эту идею несут Лаура и Дон Гуан, зрелый Пушкин развенчивает ее).

- В чем Пушкин отошел от традиционной трактовки образа Дона Гуана?

(У него Дон Гуан не гнусный соблазнитель и развратник, а рыцарь с достоинством и честью, способный любить, но перепутавший добро и зло. Дуэлист, "одаренный всем, чтобы сводить с ума женщин", в нем есть нечто, "импонирующее: воля, широкость и глубина его души" (Белинский)).

Пушкин понимает, что его героям свойственен эгоизм. Они не выдерживают нравственной проверки. Этому надо противопоставить иную, высокую человеческую нравственность.

"Пир во время чумы"

"Где стол был яств, там гроб стоит" - эту строку из оды Державина два года спустя возьмет Пушкин эпиграфом к одной из глав "Дубровского".

Жизнь и смерть становятся лицом друг другу.

- О чем спорят герои трагедии?

(Как встретить смерть, как жить накануне - за час, за минуту до рокового мгновения).

На вопрос из Евангелия "Что есть истина", поставленный эпиграфом к стихотворению "Герой", отвечают герои последней маленькой трагедии.

- Что привело участников пиршества сюда?

(Молодой человек стремиться забыться. Луиза хочет спастись от одиночества, так как внутренне не подготовлена к испытанию смертью. Мери видит спасение в любви. Вальсингам (председатель) бросает вызов смерти, хочет противостоять).

"Есть упоение в бою,
У бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы".

Белинский заметил: "Основная мысль - оргия во время чумы, оргия отчаяния, тем более ужасная, чем более веселая".

- Вальсингам чувствует себя победителем?

(Нет, он задумывается).

- Священник?

(Взывает к совести, к молитве - "слушать тишину гробов").

Трагедия в том, что героизм Вальсингама лишен жертвенности ради людей, а самоотверженность Священника отрицает личную духовную отвагу.

Пушкин видел это противоречие личных желаний и общих интересов, но не верил в его разрешение в современном ему мире. Хотя для себя ответ он знал:

"Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль на встречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?"

- то есть истина для самого поэта в соединении личной духовной отваги и жертвенности ради людей.

ВЫВОД:

Пушкинские "Маленькие трагедии" отметили глубокие нравственные, философские проблемы на трудном человеческом пути.

Он подводит нас к мысли, что человек все-таки многогранен и бесконечен. Эта мысль пронизывает трагедии Пушкина и делает их при всей катастрофичности "ужасного века" и "ужасных сердец" светлыми.