Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Разделы: География


Важная составная часть деятельности преподавателя – организация самостоятельной работы на уроке. Ее можно организовать на разных этапах процесса обучения: при подготовке учащихся к восприятию нового материала, при изучении нового материала, а также при совершенствовании знаний и повторении пройденного.

Каждая самостоятельная работа, являясь элементом единой системы, тесно и органично связана с другими. Такая связь обусловлена едиными принципами создания заданий. Главный из них – направленность заданий на формирование и развитие основных понятий географии в процессе обучения. Другой важный принцип – подчиненность всех заданий целям развития предметных и общеучебных умений. Систему самостоятельных работ характеризует и то, при их проведении задания последовательно усложняются как по содержанию, так и по совокупности используемых приемов мыслительной деятельности. Самостоятельные работы разных видов сочетаются друг с другом. Их взаимосвязь ведет к формированию системы знаний.

Все самостоятельные работы должны содержать конкретный материал, изучаемый студентами, соответствовать целям и задачам урока, способствовать развитию знаний и умений студентов, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей, установки на самостоятельное пополнение знаний.

Ниже приведены задания, которые можно использовать при организации самостоятельной работы по дисциплине география.

Тема: Сельское хозяйство мира

1. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу, отражающую наличие двух групп сельского хозяйства в мире, отразите в ней их отличительные особенности, состав отраслей.

Группы сельского хозяйства в мира

Показатели

Товарное сельское хозяйство

Потребительское сельское хозяйство

Включает в себя

   

Отличается

   

2. На основе текста учебника, выявить каковы особенности сельского хозяйства экономически развитых стран, развивающихся стран, найдите черты сходства и различия.

3. В тексте учебника найдите определение термина «зеленая революция». Ответьте на вопросы:

а). Определите основные направления «зеленой революции».
б). Почему «зеленая революция» коснулась только земель крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных хозяйствах?
в). В чем заключается значение «зеленой революции»?
г). Почему именно на зерновых культурах используются достижения «зеленой революции»?
д). В каких странах и регионах «зеленая революция» дает достаточно высокие результаты?

4. Пользуясь картами атласа и текстом учебника, заполните таблицу:

Основные районы выращивания и районы происхождения сельскохозяйственных культур

Культура

Центр происхождения

Основные районы выращивания

Какао

Кофе

Картофель

Сахарный тростник

Натуральный каучук

   

5. Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните таблицу.

Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания

Типы растениеводства

Основные культуры

Страны производители

Зерновые культуры

Пшеница

 

Рис

 

Кукуруза

 

Кормовые культуры

Корнеплоды (кормовая свекла); травы (люцерна, тимофеевка, др.)

 

Технические культуры

Волокнистые:

а) Хлопчатник

 

б) Джут

 

в) Лен

 

Масличные:

а) Соя

 

б) Арахис

 

в) Подсолнечник

 

г) Оливы

 

Сахароносные:

а) Сахарный тростник

 

б) Сахарная свекла

 

Тонизирующие:

а) Кофе

 

б) Чай

 

в) Какао

 

г) Табак

 

Каучуконосы (гевея)

Клубнеплоды

Картофель

 

Плодовые культуры

Виноград

Бананы

6. Составьте схему « Структура животноводства мира» используя карты атласа, текст учебника, включите в нее информацию об отраслях животноводства, странах производителях.

Тема: «География транспорта мира»

1. Пользуясь текстом учебника, составьте схему изображающую структуру транспорта.

2. Познакомьтесь с понятием «мировая транспортная система», определите ее масштабы. Выявите особенности понятия «региональная транспортная система», назовите их.

3. Пользуясь учебником, приведите примеры влияния НТР на транспорт в целом. Приведите примеры влияния НТР на некоторые виды транспорта, отразите информацию в виде схемы.

4. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу «Географические различия в мировой транспортной системе»

Показатели

Транспортные системы развитых стран

Транспортные системы развивающихся стран

Протяженность

   

Грузооборот

   

Плотность транспортной сети

   

Технический уровень

   

Взаимодействие видов транспорта

   

Конфигурация транспортной сети

   

Подвижность населения

   

5. Особенности развития транспорта определите на основе использования карт, текста учебника, дополнительного материала по заданиям в инструктивных карточках для каждой группы.

Карточка 1. Автомобильный транспорт.

  1. Время зарождения.
  2. Стоимость перевозок.
  3. Маневренность.
  4. Место автомобильного транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте.
  5. Выявите страны, с самой большой протяженностью автомобильных дорог.
  6. Выявите страны, с самой высокой плотностью автомобильных дорог.
  7. В какой стране самый высокий уровень автомобилизации? Какие страны лидируют в автомобилизации?

Карточка 2. Железнодорожный транспорт.

  1. Стоимость перевозок.
  2. Маневренность.
  3. Место железнодорожного транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте.
  4. Выявите страны, с самой большой протяженностью железных дорог.
  5. Выявите страны, с самой высокой плотностью железных дорог. Сравните страны, отличающиеся по густоте автомобильных и железнодорожных путей. Какую закономерность вы видите.
  6. Для каких стран характерен самый высокий уровень грузооборота на этом виде транспорта?

Карточка 3. Морской транспорт.

  1. Стоимость перевозок.
  2. Маневренность.
  3. Определите место морского транспорта в мировом грузообороте, пассажирообороте.
  4. Выявите страны, являющиеся лидерами по тоннажу морского флота.
  5. Выявите крупные мировые порты, перечислите специализированные и универсальные.
  6. Выявите страны, имеющие самый высокий грузооборот на этом виде транспорта.

Карточка 4. Трубопроводный транспорт.

  1. Когда появились первые трубопроводы?
  2. Стоимость перевозок.
  3. Маневренность.
  4. Место в мировом грузообороте.
  5. Место в мировом пассажирообороте.
  6. Выявите страны, с самой большой протяженностью трубопроводов.
  7. Назовите и покажите на карте самые большие по протяженности трубопроводы.

Карточка 5. Воздушный транспорт.

  1. Определите место и роль воздушного транспорта в мировом пассажирообороте.

  2. Выявите, какое место занимает воздушный транспорт в мировом грузообороте.

  3. Какие страны выделяются по пассажирообороту этим видом транспорта.

  4. Назовите крупнейшие аэропорты мира.