Использование нового спортивного инвентаря в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


От веселого к серьёзному…

Всё начинается с игры. Известно, что игра – дело серьёзное, но и веселое тоже.
На физкультурных занятиях предлагаемые игры – забавы являются, по существу, физическими упражнениями, облеченными в игровую форму с музыкальным сопровождением и способствуют хорошему физическому развитию ребенка, а также помогают педагогу создать радостную, непринужденную обстановку на занятиях.

Каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок. Задача педагога: найти новые более интересные и совершенные. Хотите попробовать? Возможно, у вас получится не хуже. Не огорчайтесь, если у вас нет атрибутов, и не откладывайте игру. Ведь можно приспособить к её сюжету любой имеющийся материал. Для этого надо лишь немного фантазии и дети будут в восторге.

Правда, говорят, что новое – это давно забытое старое. Игра с войлочным мячом (биткой белой) у калмыков имеет древнее происхождение. У неё несколько вариантов и она заинтересовывает тем, что её можно адаптировать в наших современных условиях, используя при этом новый спортивный безопасный инвентарь, который мы изготовили вместе с детьми. Дети с радостью приняли в этом участие. Так у нас появился тряпичный мяч – медбол. (Технику его изготовления см. в Приложении).

Для детей это не только спортивный атрибут, но ещё и яркая, удобная и необычная игрушка, которую можно нарядить в любой наряд, начиная с цветочной раскраски, заканчивая цветовой гаммой в любом сочетании на весь учебный год. Детям он нравится, так что им выбирать. Наши дети сделали свой выбор, и у обычного мяча появился младший брат – медбол, с которым мы с удовольствием играем.

Калмыцкая народная игра «Загони овец в кошару».

Играют 10 – 12 детей, В центре зала большая корзина с медболами. Вокруг неё стоят дети – «пастухи». Воспитатель разбрасывает по залу медболы, и по его сигналу, «пастухи» «загоняют» «овец» (медболы) в кошару (специально обозначенное место).

Калмыцкая народная игра «Белая битка».

В игре участвует 6 – 8 человек.
Играющие становятся в обручи, которые лежат на полу по кругу. В центре круга – большой обруч. В руках у каждого играющего гимнастическая палка. За кругом находится водящий, цель которого – попасть биткой в центр круга, в большой обруч. Остальные играющие, стоящие вокруг, стараются отбить битку как можно дальше от центра. В то же самое время, они стараются не дать возможности водящему захватить свой обруч. Если водящему удается концом своей палки попасть в освободившийся на мгновение чей-то обруч, то он занимает место хозяина обруча, а тот становится водящим. В том случае, если водящий всё же загоняет битку в центральный обруч, то все играющие перемешаются по часовой стрелке, ставя свои гимнастические палки в следующий обруч. В это же время водящий старается занять один из обручей. Если же это ему не удаётся, он продолжает снова, до усталости, гонять битку.
Эта старинная игра прививает детям ловкость, смекалку, смелость, быстроту реакции.

Постепенно, используя мягкий мяч (медбол) в игре я решила включить его в свою работу с детьми на занятиях. Взять хотя бы обычную утреннюю гимнастику, начиная с разминки: (ходьба с медболом на голове, на спине; прыжки с медболом, зажатым между коленями; перешагивание, перепрыгивание через медболы во время ходьбы и т.д.).
Также медбол удобно использовать в вводной части занятия и в играх – эстафетах с препятствиями в качестве ориентиров.

Все комплексы общеразвивающих упражнений включают в себя упражнения с предметами: обручами, палками, средними и большими мячами, скакалками и т.д. Их применение повышает интерес детей к упражнениям, усиливает эффективность упражнений. К общедоступным спортивным атрибутам мы добавили мягкий тряпичный мяч.

Общеразвивающие упражнения с медболом

(каждое упражнение выполняется 4–6 раз).

Упражнение «Неваляшка»

И.п. – о.с., ноги слегка расставлены, медбол над головой.
1 – наклон головы вправо;
2 – и.п.;
3 – наклон головы влево;
4 – и.п.;

Упражнение «Весы»

И.п. – о.с., ноги слегка расставлены, руки в стороны, медбол в правой руке.
1 – правую руку с медболом вверх, левую вниз;
2 – и.п.;
3 – левую руку вверх, правую руку с медболом вниз;
4 – и.п.;

Упражнение «Качели»

И.п. – о.с. ,медбол внизу в обеих руках.
1 – отвести руки с медболом вправо;
2 – и.п.;
3 – отвести руки с медболом влево;
4 – и.п.;

Упражнение «Юла»

И.п. – стоя, мяч к груди, ноги вместе.
1 – встать на носки, вращаясь вокруг своей оси вправо;
2 – и.п.;
3 – встать на носко, вращаясь вокруг своей оси влево;
4 – и.п.;

Упражнение «Подъёмный кран».

И.п. – сидя, мяч зажат между ступнями.
1 – поднять ноги с медболом вверх;
2 – и.п.

Упражнение «Лодочка»

И.п.– лежа на животе, ноги вместе, мяч в прямых руках перед собой.
Поднять прямые руки и ноги вверх, смотреть на мяч.

Упражнение «Попрыгунчик»

И.п. – сидя по-турецки.
Подбрасывать мяч вверх, ловить его руками.

Упражнение «Колобок»

И.п. – сидя пот-урецки, спина прямая, мяч лежит справа.
Катить руками мяч вокруг себя в одну, потом в другую.

Упражнение «Пингвин»

И.п. – о.с.; медбол зажат между коленями.
Прыжки на носках, стараясь не потерять медбол.

Все эти упражнения помогают нам дифференцировать мышечные ощущения (упражнения с мячами разной массы и др.). Выполняя упражнения с предметами, дети познают их свойства: цвет, форму, массу, фактуру материала, особенности движенияв пространстве, запоминают направление движения. Общеразвивающие упражнения с медболом отличаются от традиционных общеразвивающих упражнений введенными оригинальными элементами, повышающими интерес у детей.

Медболы очень удобны в обращении и занимают меньше места в зале, чем обычные мячи, что позволяет использовать в работе и те, и другие. Медболы могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Это очень помогает в работе, потому что различные цвета по-разному воздействуют на работоспособность детей. Теплые цвета (красный и оранжевый) повышают активность, синий и фиолетовый успокаивают, жёлтый и зелёный способствуют проявлению выносливости.

Используемая литература:

  1. К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду» (для детей старшего дошкольного возраста).
  2. К. Эрендженов «Золотой родник».
  3. Е.Н Литвинов, Г.И.Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова «Весёлая физкультура».
  4. Журналы: «Здоровье дошкольников», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду».