Тема урока: "Образ Божией Матери в произведениях искусства"

Разделы: МХК и ИЗО


Форма проведения: Деловая игра, урок-исследование.

Цель урока: Обобщить, закрепить и систематизировать знания о воплощении библейских сюжетов в произведениях мировой живописи, развивать умения сопоставлять различные виды искусства на одну тему, развивать монологическую речь, умение видеть основное и формировать собственное отношение. Изучение нового материала, обобщение и закрепление полученных умений и навыков.

План урока:

  • Организационный момент
  • Игра «Турнир знатоков»
  • Образ Божьей Матери в искусстве
  • Заключение.

Оборудование урока:

  • Карточки с заданиями:
  • Репродукции картин
  • Сведения о художниках
  • Литературный материал
  • Слайд-шоу
  • Музыкальное оформление

Эпиграф:

Как научиться
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка.
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка!
Уильям Блейк

Ход урока.

Сегодня урок МХК не совсем обычный. Дело не только в том, что на нашем уроке присутствуют преподаватели нашей школы, не только то, что на уроке попробуем соединить воедино виды искусства на заданную тему, порассуждаем на эту тему и запишем это на видеопленку, для того , чтобы на следующем уроке посмотреть на себя со стороны, оценить свое умение говорить, кроме того, мы начнем вглядываться в произведения искусства, попробуем понять то, что художник хотел нам сказать именно своей картиной. Но это все будет чуть позже.

? Что изучаем мы на уроках МХК в этом году.

(Произведения искусства на библейскую тему)

? А почему. (Ответы учащихся)

Если собрать все картины, скульптуры, гравюры, книжные миниатюры, кинофильмы, книги, театральные постановки с изображением Спасителя, всех библейских сюжетов и образов, созданные за две тысячи христианской истории, мы получим мозаику самых разных представлений об Иисусе Христе – Сыне Божьем и сыне Человеческом.

Искусство называют зеркалом, и если это так, то перед нами зеркало, разбитое на тысячи осколков, в каждом из которых своеобразно отразился весь мир Библии. Можно ли из этих осколков собрать нечто единое? Мы попробуем.

Игра «Турнир знатоков».

Вам предлагается разделиться на 4 группы.

Каждой группе необходимо:

  1. Определить картину и автора. Рассказать о содержании картины.
  2. Приготовить короткое выступление о художнике.
  3. Подобрать и выразительно прочитать отрывок из литературного произведения на заданный сюжет.
  4. Подобрать соответственное музыкальное сопровождение.

Сложным в этом процессе является то, что вы ограничены во времени.

Для подготовки выступления вам дается 5-7 минут и на выступление 3-4 минуты.

Репродукции произведений:

  • фрагмент фрески Микеланджело «Сотворение Адама».
  • Питер Брейгель «Вавилонская башня».
  • Андрей Рублев «Троица».
  • Леонардо да Винчи «Благовещение».

Фрагменты литературных произведений:

Любовно улыбался шар земной
В убранстве пышном. В воздухе, воде
И на земле – насельников не счесть
Летающих, плывущих и ходящих,
Животных, птиц и рыб. Но день шестой
Не завершен, и не было ещё
Созданья наилучшего, венца
Творения, отличного от всех.
Всемогущий проговорил
Такое Слово Сыну Своему:
« – По нашему подобью Человек
И образу да будет сотворен!
Изрек и сотворил тебя, Адам,
О, Человек! О прах земной! И вдул
Дыханье жизни в ноздри. Создан ты
Воистину по образу Творца….
Джон Мильтон

Брощены торжище, стадо и пашня,
Заняты руки работой иной:
Камень на камень, и стройная башня
Гордо и нощно встает над землей…
К жизни блаженства от жизни страданья
К звездам, сверкающим ярким огнем…
Высьтесь же стены гранитного зданья,
Будьте нам к вечному небу путем!
Полно безумцы! Взгляните: чернеет
Грозная туча на грани небес.
В трепетном ужасе мир цепенеет…
Отблеск зарницы мелькнул и исчез…
С. Надсон

Спокойные добрые лики,
На тканях небесные лики
И крылья неяркого цвета.
Вы помните? -… это.
И нимбов не надо Рублеву,
Чтоб я позавидовал снова
Простому открытому чувству,
Надежде, Добру и Искусству.
Глаза и улыбки погасли.
Мне грустно, но все же я счастлив.
Неведомым словом и светом.
Л. Андреев

Какую книгу Ты читала
И дочитала ль до конца,
Когда в калитку постучала
Рука небесного гонца?
Перед Лилеей Назаретской
Склонился набожно посол.
«Ты вестник счастья или зол?»
Вещает гость, цветок давая:
«Благословенна Ты в женах!»
Она глядит, не понимая,
А в сердце радость, в сердце страх.
М.Кузмин.

Краткие сведения о художниках.

ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ (1452-1519)

Леонардо да Винчи – основатель Высокого Возрождения- человек, опередивший на много веков свое время, занимался всеми областями человеческого познания. Он изучал математику, законы движения тел, природу света, движение планет, прошлое Земли, растительный и животный мир. Его можно считать родоначальником многих отраслей современных наук.
Леонардо написал самую знаменитую картину мира «Джоконда».
«Мне удалось создать картину действительно божественную» – так оценил работу сам художник.
Леонардо поднял живопись на новые высоты реализма, особое место в творчестве занимали библейские сюжеты и образы.

АНДРЕЙ РУБЛЕВ (ок. 1370-1430)

В страшные времена войны и усобиц 14-15 вв. на Руси появился великий иконописец Андрей Рублев.
Сохранилось представление о нем, как о человеке доброго и смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Всё созданное им - плод глубокого раздумья. Рублев относился к иконе как произведению искусства.
Андрей Рублев в юности был послушником монастыря, а потом принял сан монаха.
В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.
Русская православная церковь причислила Рублева к лику святых. Он стал первым художником, которого канонизировала церковь.

МИКЕЛАНДЖЕЛО (1475-1564)

Микеланджело – один из величайших гениев человечества, титан эпохи Возрождения, прославленный итальянский художник, скульптор, архитектор и поэт. Он внес величайший вклад в развитие каждого из пластических искусств(живописи, скульптуры и архитектуры). Он один из самых значительных скульпторов и архитекторов всех времен, оказавших огромное влияние на свое окружение и на грядущие поколения.
Его произведения обладают такой мощью, страстной силой, которым трудно подражать и которые невозможно воспроизвести.
Вся история мира, чрезвычайно трагически и лично прочтенная предстает перед нами в росписях Сикстинской капеллы. На этих грандиозных фресках Микеланджело будто создает мир, подобный его великой душе, – мир гигантский, сложный, полный глубоких чувств и переживаний.

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ (старший) (1525-1569)

Жизнь нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего оказалась трагически короткой, но и отпущенного судьбой срока ему хватило для того, чтобы создать уникальный художественный мир, до сих пор поражающий своими загадками и странной гармонией.
Религиозная живопись Брейгеля – это огромный мир. Обращаясь к ней, художник сделал несколько оригинальных находок. Жизнь Брейгеля остается загадкой.

Музыкальное сопровождение:

  • Вивальди «Времена года»
  • Глинка «Духовная музыка»
  • Инструментальная музыка
  • Органная музыка.

Слова для справок: описание картины

  • Молодое, но ещё безжизненное тело; обретает душу; пустынная земля; тело прекрасно сложено; пропорции атлетической фигуры; совершенные формы тела; высокие душевные качества; руки соприкоснутся; жизнь неодушевленной материи; протянутые друг к другу руки; стремительность полета Создателя; бесконечное космическое пространство, легкость и быстрота движения.

  • Урок людской глупости; человеческая гордыня, греховная самонадеянность; незавершенный восьмой этаж; небольшое облачко; люди ничтожно малы; крошечные точки; грохот молотков; звон цепей; скрип канатов; неустанная работа; библейская башня; грядущее возмездие; путь «к вечному небу»; cамоуверенный человек; тернист и недоступен.

  • Идея о бесконечности пространства; вечность бытия; образ вечного; несотворенный свет; сияют нимбы и венцы; крылья ангелов- соприкасаются друг с другом в легких волнообразных движениях; повелительно говорит; покорно внимает; смиренно склоняет голову; нераздельны и едины; задумчивый облик; образ страдания и смерти; отблеск тихой печали.

  • Красивы и благородны лица; изумлена неожиданным приходом; архангел Гавриил; красивые узорчатые крылья; значительное известие; цветущий ковер из трав и цветов; раскрытая книга Священного Писания; знак приятия божественного послания; темно-синий цвет платья; ярко-красный плащ; изящные драпировки; бледно-синее небо.

Защита проектных работ.

Репродукции картин представлены на большом экране.

В процессе защиты работ задается вопрос «Что хотел сказать художник? Какими средствами выразительности он пользовался для выражения своей идеи».

Образы божьей матери в мировой живописи.

Искусство Высокого Возрождения, представленное творчеством Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля отражает стремление к созданию обобщенного образа совершенной красоты – образа девы Марии с младенцем Иисусом Христом- как возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1517-1519), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери.

Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создается впечатление, что она не идет, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь с ним расстаться, и в то же время протягивает его людям. Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветленная грусть окрашивает её божественные черты. Младенец прижимается к матери, он немного удивленно и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждет его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда – предчувствие грядущих страданий.

? Посмотрите слайд-шоу на тему образа девы Марии и отметьте, что общего есть во всех этих картинах.

Демонстрация слайд-шоу. (Приложение 1)

На экране репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя.

Богородицу с младенцем Рафаэль создавал всю жизнь. Как-то он признался своему другу , архитектору Браманте, что писал так много потому, что никак не мог достичь портретного сходства с тем образом Пресвятой Девы, который он увидел в юности…

Едва ощутив в себе портретный дар, он почувствовал непреодолимое желание создать образ Девы Марии, но осмелиться не мог. День и ночь дух его трудился в мыслях над заветным образом. Иногда он внезапно возникал перед взором, то вдруг исчезал снова….

И вот однажды ночью, после напряженного дня, Рафаэль стал молиться прямо во сне и не заметил как проснулся. Напротив, на стене - неоконченный им лик Божьей Матери блистал кротким сиянием, живой и божественный. «И я прилепился к этому тайному образу, который и сейчас иногда навещает мою душу».

Фигура Девы выглядит величественно. Это единственный случай, когда мадонна изображена в полный рост и почти в натуральную величину.

Коленопреклоненная фигура святого Сикста, благоговейно взирающего с края облака на небесный образ Мадонны с младенцем. Сикст, один из первых римских епископов, принял мученическую смерть.

Справа мы видим святую Варвару, изящно преклоняющую колени перед Мадонной и

Младенцем, однако взгляд святой обращен вниз, на озорных ангелочков. Принято считать, что Варвара приняла мученическую смерть.

Маленькие ангелочки вносят в картину нотку озорства и непринужденности.

Какая великая красота!

Красота – есть строго соразмеренная гармония всех частей, объединенных одному общему. И не прибавить, и не убавить нельзя, не сделав хуже.

Как часто мы смотрим картины ?

Мы просто «пробегаем» глазами по картине, не задумываясь над её содержанием, отвечаем просто «нравится - не нравится». Но, смотреть - не значит видеть, так же как слушать – не значит слышать.

В русском языке есть два глагола: смотреть, видеть.

Увидеть - значит осмыслить, заметить все те знаки, которые художник нам пытался рассказать, передать через свое произведение. Как же понять эти знаки, как научиться понимать картину, а не воспринимать её только на уровне эмоций.

Прочитать эпиграф.

Как научиться понимать произведение искусства?

Картина – это ларец с двойным дном.

Вечные законы красоты. Их диктует царица наук - математика. Как расположена картина, диагонали и вертикали- всё это скрытые сравнения.

А почему все так сложно?

(Демонстрация объяснения материала)

ИДЕЯ – СОДЕРЖАНИЕ – ФОРМА.

Путь следования художника. 

ФОРМА – СОДЕРЖАНИЕ – ИДЕЯ

Путь следования зрителя.

«СИКСТИНСКАЯ МАДОННА». 

Картина создана в эпоху Возрождения, когда в центре был и Человек, и Бог.

Царит упорядоченность, гармония. Картина очень симметрична.

Симметрия- полное соответствие в расположении частей целого относительно средней линии; строгая правильность в расположении. Как мадонна держит младенца.

Основные фигуры расположены в форме пирамиды. Пирамида есть символ вечного, постоянного. Тема материнства, также как и тема жертвенности –вечная тема в искусстве.

А доказательством этого может стать этот слайд-шоу. Здесь вы не увидите мадонн Возрождения. Сейчас вы увидите самые близкие и родные лица- лица ваших матерей.

И это самая вечная тема в искусстве.

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙД-ШОУ.

ВЫВОД УРОКА, ИТОГ.

«… Кто, наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто прекрасное по природе…». Платон

АНАЛИЗ КАРТИНЫ.

  1. Краткие сведения: автор, название, дата написания картины, размеры, материалы.
  2. Краткие сведения о художнике.
  3. История написания картины.
  4. Сюжет картины.
  5. Разбор:
    • формат: горизонтальный, вертикальный, круглый, овальный.
    • преобладание горизонтальных или вертикальных линий
    • композиционный центр картины: геометрический центр картины
    • точка зрения: высокая, низкая, нормальная
    • организация картины: симметричная, ассиметричная, дисгармоничная
    • колорит: теплый, холодный
    • цветовая символика: спокойная, напряженная
    • художественный стиль
  6. Идея картины.
  7. Ваше отношение к картине.