Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии в 6-м классе. Тема: "Население мира. Расы"

Разделы: География


Современная жизнь предъявляет нам свом требования: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать и моделировать ее. То есть современный человек должен мыслить критически. Для формирования этого типа мышления и была создана новая педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Структура данной технологии состоит из трех стадий: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
На стадии вызова необходимо дать возможность учащимся проанализировать то, что им уже известно по данной теме и решить, что же им еще необходимо узнать. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией, получают новые сведения. На стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию и, делают выводы.

Тема урока: «Население мира. Расы» 6 класс.

Цель урока: сформировать представление о расах, их внешних различиях. Показать влияние условий окружающей среды на человечество. Представить географическую картину распространения рас.

Оборудование: карта мира, раздаточный материал на парту в виде дополнительного текста и правил написания синквейна, бумага и фломастеры для рисования.
Содержание урока: для успешной реализации данного урока рекомендуется использовать два учебных часа.

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова:

1 задание: Люди, населяющие Землю не похожи друг на друга, выглядят по-разному. Нарисуйте портреты людей, населяющих разные части света, разные уголки нашей планеты. Дайте устное описание их облика.

Работа осуществляется в парах, по окончании каждая из пар презентует свои рисунки, и они вывешиваются на доске

2 задание: Вы заметили, что некоторые портреты чем-то походят друг на друга.
Объедините похожие рисунки в группы. Какие названия можно дать каждой из них?

Учащиеся объединяют рисунки в группы, обосновывая свои действия. Названия, данные группам, могут не соответствовать названиям рас на начальном этапе, но исправления будут вноситься только на стадии осмысления содержания.

3 задание: Такие, похожие по каким то признакам группы людей, называются расы. Как появился термин «раса», точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас» - голова, начало, корень. А может от итальянского «razza» - племя. Назовите признаки, по которым можно сравнить людей разных рас?

Это задание позволяет заполнить первый столбик «концептуальной таблицы», образец которой представлен на доске. Все предложенные линии сравнения записываются учителем. На стадии осмысления они могут быть исправлены или дополнены. Объектами сравнения будут являться те группы людей, названия которым дали дети. Объекты сравнения могут так же исправляться и дополняться.

Концептуальная таблица:

Линии сравнения Объекты сравнения
     
1.
2.
3.
     

4 задание: Отличия людей по многим признакам индейцы Сев. Америки объясняли так: «Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели коричнево-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черными, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бело-розового цвета. Так появились европейцы». Как вы считаете, почему разные группы людей приобрели разные внешние признаки?

Высказанные мнения обсуждаются и на данном этапе все они принимаются как верные. Учитель не исправляет детей и не подводит итога обсуждения.

5 задание: На каком из континентов нашей планеты могут проживать представители выделенных вами рас? Распределите рисунки по географической карте.

Рисунки закрепляются на карте так, как на данной стадии предполагают учащиеся. Исправления со стороны учителя не допускаются.

II. Стадия осмысления содержания:

Учащимся предлагается текст (Приложение 1), работая с которым дети вносят изменения и заполняют «концептуальную таблицу». Ищут ответы на вопросы, поставленные на стадии вызова. По окончанию работы таблица может приобрести следующий вид (Приложение 2).

III. Стадия рефлексии:

1 задание: Анализируется «концептуальная таблица». Вносятся исправления и дополнения в линиях сравнения и названиях рас.
2 задание: Еще раз выслушиваются мнения по поводу причин, повлиявших на формирование внешних признаков рас. Делается вывод.
3 задание: Учащие формулируют определение понятия «расы». «Расы» – группы людей со сходными внешними признаками.
4 задание: Вносятся изменения в распределение рас по территории континентов.
5 задание: (можно вынести на домашнее задание) Напишите синквейн по ключевым понятиям сегодняшней темы урока: негроиды, европеоиды, монголоиды.

Правила написания синквейна:

1 строка – тема или предмет (1 существительное).
2 строка – описание предмета (2 прилагательных или причастия).
3 строка – действие предмета (3 глагола).
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к предмету.
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово).

Примеры синквейнов, созданные учащимися:

Негроид
Чернокожий, кудрявый.
Трудится, голодает, страдает.
Африка – родина черных людей.
Раб.

Монголоид
Узкоглазый, скуластый.
Пасет, кочует, охотится.
Его дом – широкая степь.
Всадник.

Европеоид
Светлый, бородатый.
Строит, любит, растит детей.
Я тоже являюсь европеоидом.
Родня.

Использованная литература:

1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2004.

2. Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта +, 2002.