Создание личностно-ориентированной педагогической ситуации как средства развития ключевых компетенций учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Образование невозможно без обращения к личности. Дело лишь в том, какую роль играет личность в этом процессе – роль цели или средства. В традиционном образовании личность нередко используется в качестве средства, где механизмы мотивации, ценностных ориентаций, смыслопоиска является своего рода движущими силами для достижения заданной извне цели. Личностно ориентированное образование, напротив, рассматривает механизмы личностного существования человека как самоцель образования, достижению которой, в конечном счете, подчинены его содержательный и процессуальный компоненты.

Приложение (презентация)

В связи с этим особый интерес представляет вопрос о месте и специфики гуманитарных предметов в ряду других учебных дисциплин. Гуманитарные предметы не могут быть усвоены лишь на уровне каких-то знаний. Существенным критерием усвоения является поиск личностного смысла, эмоционально-личностное проявление отношений через диалог, внутреннюю полемику с другими субъектами (учителем, одноклассником или автором произведения). Ученик обязательно должен найти способы выражения собственной позиции, наделить знания личностным смыслом. В данном случае педагогическое действие – это “пробуждение и выращивание субъектности в другом человеке, приобщение человека не только к знанию, но и к смыслу”.

Личностный подход в образовании на сегодняшний день не имеет однозначной трактовки. Поэтому можно говорить лишь о множественности концепций личностно ориентированного образования.

Личностный подход в образовании часто понимается как этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанников. К гуманизму, к принятию ребенка как личности призывали педагогов как классики педагогической мысли – Ж-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, так и современные педагоги-новаторы – Ш. Амонашвили, Е.Н.Ильин и другие.

Еще одна теория трактует личностный подход как принцип свободы личности в образовательном процессе в смысле выбора ею приоритетов, образовательных “маршрутов”, формирование собственного, личностного восприятия изучаемого содержания (И.С.Якиманская, А.В.Хуторской).

Личностный подход также может рассматриваться как построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно-личностных свойств индивида. Именно об этом подходе пойдет речь. Данная концепция – результат творческой деятельности лаборатории проблем личностно ориентированного образования при Волгоградском университете под руководством В.В.Серикова.

Исходя из предложенной идеи, в качестве личностного развития рассматривается генезис тех функций, которые личность выполняет в процессе жизнедеятельности:

  • функции избирательности в деятельностной сфере;
  • рефлексии;
  • самоопределения;
  • построения образа “Я”;
  • принятие ответственности;
  • творческой самореализации;
  • обеспечения автономности внутреннего мира.

Многообразие функций личности можно упорядочить, сведя их к трем базовым. Первой, фундаментальной характеристикой можно считать ответственность, которая должна носить подлинно нравственный характер. К этой области личностных функций отнесены функции нравственного выбора, мотивационное обоснование жизнедеятельности.

Вторая базовая функция – самореализация. Сюда могут быть отнесены функции творчества, свободы, самостоятельности.

Третья функция – рефлексивная – обеспечивает смыслопоисковую деятельность, развитие образа “Я”, автономность внутреннего мира.

Суть личностно ориентированной педагогики – создать условия, пространства выбора и, следовательно, проявления и развития личности.

Понятийным аппаратом, раскрывающим сущность педагогических явлений, остаются понятия цели, содержания и метода (технологии).

Но цель в данном случае не задает перечень социально значимых свойств личности, а фиксирует внимание на факторе собственно-личностного развития индивида.

В соответствии с этим в содержание образования входит новый вид опыта – личностный, опыт осмысленного рефлексивного поведения.

Наконец встает вопрос о технологиях педагогической деятельности, обеспечивающих становление личностных функций индивида. Предметно-деятельностный подход к разработке образовательных технологий, прекрасно зарекомендовавший себя при проектировании когнитивных аспектов образования, в плане личностно ориентированного подхода оказался не вполне приемлемым, так как речь в данном случае идет о смысловых отношениях с субъектом.

Так как “строительным материалом” собственно личностных свойств индивида является его переживание в сопоставлении с ценностями других людей, то необходимо создать ученику такое пространство, где бы происходил духовный, межсубъектный поиск смысла. Это возможно через имитацию личностно значимых проблем и коллизий, через создание игровой ситуации, где бы личность “проигрывала” сценарий жизненной драмы. В таком случае, можно вести разговор о технологии диалога (дискуссии), технологии игры и технологии задач.

Если при проектировании традиционного обучения предметом деятельности является фрагмент содержания этого обучения, то при личностно ориентированном образовании элементом проектирования становится событие в жизни личности, дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание – часть его. Исходя из этого, проектирование становится совместной деятельностью ученика и учителя, а процесс обучения становится источником личностного опыта; таким образом, обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека.

Если мы хотим, чтобы личностный опыт был востребован и развит самим субъектом в ходе реальных отношений, переживаний, то мы должны создать такую личностно-развивающую ситуацию, в которой бы субъект (ученик) смог выработать оценку собственного опыта жизнедеятельности, идентифицировать себя с другими субъектами, со сложившимся ранее личностным опытом.

О технологии создания личностно ориентированной педагогической ситуации пойдет речь далее.

Данная педагогическая ситуация не возникает случайно, а создается целенаправленно, она ставит ученика в новые условия, требует от него новые модели поведения, чему предшествует рефлексия.

1. Технология создания ситуаций предполагает диалогическое общение, где диалог рассматривается не только как вербальное, но и как “момент самоактуализации, прорыв личностей навстречу друг другу” (КопьевА.Ф.), и предусматривает определенные “шаги”:

  • определение проблемы интересующей субъекта диалога;
  • рассмотрение проблемы в контексте значимых для ребенка жизненных ценностей как одного из аспектов его “личностной картины мира”;
  • использование усвоенных знаний и способов в качестве средства общения и инструмента самоутверждения;
  • самопознания через обоснование собственных мыслей.

В качестве ведущей характеристики личностно-развивающей педагогической ситуации выделяется ее диалогичность.

Гуманитарный предмет, требующий опыт личностного соучастия, не может быть воспринят личностью никаким другим путем, кроме диалога. По внешней форме диалог напоминает проблемную ситуацию, имеет ее атрибуты: противоречие, отсутствие какой-то части информации и целостного представления о ситуации, но, с другой стороны, личностно- смысловой диалог не ставит целью “снятие” этой проблемности. Чтобы диалог состоялся, объективно существующую проблему нужно представить в виде субъективно значимого вопроса.

Чаще всего в учебном занятии постановка данного вопроса происходит уже на этапе целеполагания. Это может быть столкновение двух или нескольких гипотез, которые не предполагают однозначного ответа.

Например: Как вам кажется, в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Смерть поэта” имя А.С. Пушкина не упоминается нечаянно или намеренно? Или: В языкознании существует два подхода в определении причастия и деепричастия: это особая форма глагола или самостоятельная часть речи. Какая точка зрения близка вам?

Еще одним способом включения ученика в личностно-развивающую ситуацию является обращение к эмоционально-ценностному опыту учеников, их умению сопереживать.

Например: Представьте себя героем рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, Ванюшкой. Какие ассоциации со словом “детство” у вас могли бы возникнуть? Почему?

Одним из важнейших условий, при котором возможно развитие личностных функций и осознание собственного “Я”, является делегирование ребенку большого объема дидактических функций: отбор содержания,, оценка результатов, выбор формы общения с учителем и т.д.

Уже на этапе целеполагания ученикам предоставляется возможность идти либо тем “путем”, который предлагается учителем, либо избрать свой собственный.

Например: при изучении романа В. Скотта “Айвенго” учащиеся решили рассмотреть рыцарский турнир не только как способ создания исторического колорита, но и предложили соотнести правила турнирного боя с современными способами ведения войны.

Самостоятельный выбор учебного материала позволяет ученику не только полно проявить свои умения, но и формируют одну из важнейших функций личности индивида – умение обосновывать свой выбор и нести за него ответственность.

Например: при изучении романтической лирики А.С.Пушкина учащимся были предложены стихотворения различной тематики. Ребята сами выбирали наиболее понравившиеся стихотворения и пробовали соотнести чувства, переживания лирического героя со своими собственными, ведя, таким образом, внутреннюю полемику с автором.

2. Существуют разные способы и средства, обладающие наибольшим развивающим эффектом. Одним из таких средств можно назвать “открытые задания” (А.В.Хуторской)

Открытые задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Таким образом, в процессе выполнения предложенного задания ученик может получить уникальный образовательный продукт, что позволит ему наиболее ярко и полно выразить свое “Я”, степень своей творческой свободы и активности.

Задания открытого типа группируются по доминирующим видам деятельности учащихся: когнитивные, креативные, оргдеятельностные (А.В.Хуторской).

Наибольший интерес представляют те задания, которые, ориентируясь на личностно-развивающую деятельность, позволяют ученикам использовать усвоенные знания и способы действия и создать что-то свое, отражающее их уникальность.

Так, среди заданий когнитивного типа можно назвать следующие: исследование объекта, перевод, разнонаучное познание; среди заданий креативного типа – сделай по-своему, эмпатия, жанры текста, сочинение, учебное пособие.

Пример задания “Разнонаучное познание”: привлечь знания из области риторики об эмоциональной и аргументирующей речи, некоторые знания из области уголовного права для составления речи адвоката в защиту героя рассказа В. Гюго “Клод Ге”

Необходимо отметить, что сами задания и способы их выполнения всегда вариативны. Ученик не работает по заданной учителем схеме, а “изобретает свою”.

3. Важным фактором проектирования личностно ориентированной учебной ситуации является организация учебной деятельности. Только такой способ организации, при котором возможен диалог, совместный поиск, сотрудничество, позволяет создать условия для реализации познавательной и творческой активности учащихся. В большинстве случаев именно с коллективной познавательной деятельностью связывают развитие творческого потенциала личности. Групповая работа дает опыт взаимодействия в незнакомых ситуациях, требующих выбора поведения и переноса знаний, умений и навыков. “Обладающая таким опытом личность способна действовать активно, самостоятельно, обогащать свою жизнь и жизнь других людей” (Симонов А.А.)

Одним из методов, позволяющим организовать эффективное групповое общение, является метод проектов.

Этот метод позволяет научить детей самостоятельно мыслить, привлекать необходимые знания для решения проблемы, наделяя при этом их собственным смыслом. Вся работа в проекте – от выбора темы и постановки цели до представления результатов – проделывается учениками самостоятельно. Это позволяет не только полнее познать себя через актуализацию и обоснование собственных мыслей, но и формирует такие личностно важные функции, как избирательность и ответственность.

Тематика проектов и область их применения может быть разнообразной:

Особенным является и тот факт, что как в проектах, так и в заданиях открытого типа ученикам предоставляется возможность выбора в представлении результатов своей деятельности. Это могут быть различные по жанровому и стилевому содержанию творческие работы; это могут быть аналитические схемы, таблицы, инструкции, алгоритмы; так же презентации могут происходить в театрализованной форме, с привлечением технических средств (магнитофона, видео и т.д.).

Поскольку основным предметом учебной деятельности в личностно ориентированном подходе является работа ученика над своим развитием, то в качестве критерия достигнутого результата будет выступать уровень сформированности тех функций личности индивида, над развитием которых трудились и учитель и ученик. Наиболее эффективными способами педагогической и психологической диагностики могут являться следующие методики.

Педагогические измерители:

  • рефлексия учебного года (А.В.Хуторской);
  • самооценка ученика по курсу…;
  • диагностика;

- уровня творческой активности;
- целеполагания.

психологические измерители:

  • уровень вербальной креативности (Е.Торренс);
  • мотив учебной деятельности;
  • уровень притязаний;
  • локус контроля.

Специфической особенностью методической системы личностно- ориентированного образования является то, что ее усвоение педагогом не может быть формальным. Учитель должен выработать свой индивидуальный стиль контакта с учеником, своеобразный профессиональный “имидж”. По сути дела, педагогом должна быть создана сложившаяся, целостная авторская педагогическая система.