Урок по окружающему миру в 4-м классе с использованием новых технологий по теме "Просвещение XVIII века"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с главными достижениями образования XVIII века.

Задачи:

1) Показать значимость образования XVIII века в развитии просвещения России.

2) Развивать у учащихся умение анализировать, устанавливать связи и зависимость, высказывать предположения, работать в группе и с интерактивной доской.

3) Формировать общую культуру и интеллектуальное развитие учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • презентация,
  • учебник «Окружающий мир» - 4 класс, авторы: Н.В. Виноградова, Г.С. Калинина (Начальная школа XХI века. М. Вентана- Граф, 2007г.)

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в Россию XVIII века и узнаем, как развивается образование, как распространяются знания и культура среди населения, т.е. поговорим о просвещении XVIII века (слайд).

Изучение нового материала.

– Перед вами портреты великих людей. Кому из них посвящены строки стихотворения?

(На слайде: М.В. Ломоносов, Петр I, Екатерина II, Елизавета.)

Разносторонний человек
Умел он строить, плавать, править.
Останется в истории навек,
Сумел Россию он прославить.

(авторское стихотворение о Петре I) (слайд)

- А что вы знаете и помните об этом человеке?

(фронтальный вопрос)

- Молодцы, вы многое вспомнили об этом человеке. О нем можно говорить очень долго.

А как вы думаете, почему разговор о просвещении XVIII века мы начали именно с Петра I?

(Он правил Россией в начале XVIII века)

- давайте послушаем, что же сделал для просвещения народа Петр I, познакомимся с его реформами в области образования.

(Доклады подготовленных ребят: 3 человека)

Учебник с. 68-69.

а) Царя Петра I не зря называют Великим. Он правил Россией более 36 лет и за это время многое сделал для просвещения народа. Петр I хорошо понимал, что без образованных людей страна останется отсталой и бедной. Он посылал молодых людей учиться за границу, открывал разные школы в России. В это время стали учиться не только дети дворян, но и дети простых горожан и солдат.

б) Петр I издает Указ об открытии во всех губерниях (областях) начальных школ. При Петре I было открыто 110 таких школ. В Москве в 1701 году начинает принимать учеников школа математических и навигаторских (морских) наук. Она готовила специалистов морского дела.

В 1715 году Навигаторскую школу перевели в Санкт-Петербург и стали называть Морской академией. Сначала в ней училось 200 будущих моряков, потом 500. Их учили не только грамоте, арифметике, геометрии, но и географии, астрономии, морскому делу, а также владеть оружием, рисовать.

в) Открывается много школ, в которых учились будущие инженеры, медики, переводчики. Росло число школ, в которых обучались ремеслу будущие плотники, кузнецы и мастера других профессий.

При крупных заводах организуется обучение разному мастерству: кузнечному, слесарному, столярному. Такое обучение по Указу царя было начато на оружейном заводе в городе Туле.

Вывод: За 36 лет правления Петра I действительно, много сделал для просвещения народа.

- А как вы думаете, почему особое внимание Петр I уделял подготовке моряков и морских инженеров? С каким событием это было связано? Слайд поможет вам ответить на этот вопрос (слайд).

Начатое Петром I просвещение России продолжили императрицы: Елизавета (младшая дочь Петра I) и Екатерина II (Великая) - (слайд)

Рассказ учителя:

Так же как и Петр I, они ценили людей умных, смекалистых, стремящихся к знаниям, что позволило людям простого (не знатного) происхождения – детям крестьян, солдат, бедных дьячков стать образованными. Конечно, это удавалось далеко не всем. Только самые талантливые и настойчивые добивались возможности учиться и становились знаменитыми учеными, инженерами, морскими офицерами, учителями.

Екатерина II задумала ввести в стране общее образование. Да вот беда, не оказалось учителей. Тогда появилась в Петербурге учительская семинария.

К концу XVIII века в России их было 300. Именно там появились впервые в России хорошо вам известные классные доски, на которых учителя делали записи для класса.

Тогда же было установлено правило: если ученик хочет спросить или ответить, он должен поднять руку. В начальных школах XVIII века изучались такие предметы: чтение, письмо, математика, история, география, физика, рисование и др.

Большая часть народа оставалась бесправной. Даже Екатерина Великая, которая сама была образованна и понимала, что России нужны грамотные люди, боялась просвещения простого народа. Простой народ Екатерина называла «черни». Она говорила: «Черни не должно даваться образование: поскольку будет знать столько же, сколько вы да я, то не станут нам повиноваться в такой мере, как повинуются теперь».

И все же образованных людей в России XVIII века становилось все больше и больше. Это были те, кто окончил начальную школу и научился читать, писать и считать, а также те, кто получил высшее образование, то есть закончили Университет или Академию.

- А как вы думаете, что такое университет?

(ответы детей)

Учитель: В словаре С.И. Ожегова сказано, что университет - это высшее учебное заведение и одновременно научное учреждение, где изучают математические науки и науки, изучающие общество, культуру и историю народа, т.е. гуманитарные.

- Как называется здание, которое изображено на слайде?

(Слайд МГУ)

- Чье имя носит МГУ? Кто-нибудь знает?

3) А сейчас вы услышите историю об удивительном человеке, который в 1755 году сновал первый университет, чье имя он сейчас носит. А помогут нам в этом наши артисты.

(Инсценировка и фильм на основе авторского стихотворения о жизни М.В. Ломоносова)

Ведущий:

В начале восемнадцатого века
В деревне близ уезда Холмогоры
Произошло рожденье человека
В Архангельской губернии у моря.

Михайло Ломоносов его звали
Здоровым, крепким мальчиком он был
Его отец – Василий Дорофеевич
Был рыбаком, корабль «Чайка» смастерил.

Вскоре стал плавать он не один
По Северной Двине и Белому морю
С сыном своим прошел все он пути
И ледовитого океана просторы (слайды).

Ломоносов:

Люблю я свой край, здесь мило все мне
Просторы, река, крик птиц в вышине.
Люблю я рыбачить, люблю морской шторм
Эх, красота! Мне дорог мой дом!

Ведущий:

Но была у Михайло еще одна страсть,
Отцу он боялся ее рассказать.
Им одолела учения власть,
Что может отец на это сказать?

Отец:

Поди-ка сюда, мой милый сынок.
Подрос ты, жениться тебе уж пора.
Хозяйством своим управлять ты бы смог,
Жену я тебе уже подобрал.

Ломоносов:

Исполнилось мне девятнадцать уж лет
Хочу я учиться, науки познать,
Жениться не буду – вот мой ответ!
В Москву я поеду все изучать.

Отец:

Учиться с малявками? Что за беда?
Не будет того, это не для тебя!

Ведущий:

И чтоб разобраться, что делать ему,
Решил он соседа послушать – Фому.

Ломоносов:

Здравствуй, Фома! Я пришел за советом.
Хочу я бежать, не поможешь ли в этом?
Ведь есть у меня мечта лишь одна
Учиться, чтоб знаниям не было дна.

Фома:

Идея эта совсем не плоха,
Но очень трудно будет, пойми.
Чтоб жизнь не была твоя слишком трудна,
Паспорт, кафтан, три рубля – вот, возьми!

Ломоносов:

Спасибо тебе, дорогой мой сосед!
Век не забуду твоей доброты.
Спасибо за помощь тебе, за совет,
Чтобы я делал, если б не ты.

Фильм:

Ведущий:

И с той поры прошло несколько дней
И в зимнюю ночь покинул он дом. (слайд)
Чтобы приехать в Москву поскорей
С рыбным обозом сбежал он тайком. (слайд)

Долгим был путь Михайло в столицу.
Проехал леса он, луга и поля.
Видел он все: города, села, лица. (слайд)
Но только весной показалась Москва. (слайд)

И стал он искать, полный стремленья,
Куда бы ему учиться пойти.
Все говорили: лучшая академия –
Славяно-греко-латинская, туда бы идти. (слайд)

Но брать не хотели Михайло учиться, (слайд)
Ведь слишком взрослый он уже был.
Но был он упрям, хотел он трудиться
Не зря Ломоносовым помором слыл.

Пять лет проучился он в той академии. (слайд)
И туго бывало ему приходилось.
Но было не только к учебе стремленье,
Но и способности, все им дивились. (слайд)

Учился Михайло; был лучшим из всех. (слайд)
И был он отправлен потом в Петербург.
Затем за границу, имел там успех.
Им восхищались все люди вокруг. (слайд)

Жизнь достойно на свете прожил,
Знаменитым ученым он стал.
Ломоносова знают, им мир дорожил,
Много разных наук он познал.

Ученый:

Лабораторию химическую создал.
И новый открыл там закон.
Чтоб было легче наблюдать за звездами,
Телескоп усовершенствовал он.

И русский я зык развивал,
Стихи сочинял про народ.
Университет основал,
Чтоб наша страна шла вперед.

Мозаик несколько создал
И сделал много для страны.
Он множество наук познал
И им всегда гордиться будем мы.

Вывод: Учитель: М.В. Ломоносов сделал очень много для просвещения народа. Он один из самых талантливых и настойчивых людей простого происхождения, который добился возможности учиться и стал знаменитым ученым. Его вклад в развитие образования и культуры России неоценим.

Физминутка

Мы в мозаику поиграем
В цвет движенья повторяем
Желтый – встаем,
Красный – сели,
А зеленый – полетели.

- А сейчас давайте обратимся к страницам учебника (стр.72-73), которые помогут нам еще много интересного о М.В.Ломоносове – Работать будем по группам.

Задания для групп:

  1. Что, созданное великим ученым Ломоносовым, связано со словом «первый»?
  2. Показать по карте, примерно, место, где родился и вырос Ломоносов, где ходил с отцом на корабле «Чайка». (Карта на интерактивной доске, дети чертят примерный путь (слайд)).
  3. Какие науки изучал Ломоносов? Пользуясь толковым словарем учебника – объясните, что такое риторика.
  4. Что предложил Ломоносов ученикам за успехи в учении?
  5. Сколько лет прожил М.В.Ломоносов, если он родился в 1711 году, а умер в 1765 году? Застал ли он время правления Петра I, если царь правил с 1689 по 1728 год?
  6. Как вы понимаете слова, которые не раз говорил Ломоносов: «Сребролюбие – корень всем злам»? Воспользуйтесь толковым словарем С.И.Ожегова.

Вывод: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с достижениями России XVIII века в области образования, узнали имена людей, которые сыграли большую роль в распространении знаний и культуры среди населения.

IV. Закрепление изученного материала.

-А сейчас, пользуясь знаниями, полученными на уроке, и правильно разгадав кроссворд, в выделенных клетках мы прочитаем название одной из профессий, в которой очень нуждалась Россия в XVIII веке.

Работа детей с интерактивной доской:

Дети пишут ответы на вопросы и проверяют по картинкам ответы.

  1. Высшее учебное заведение, открытое в Москве в 1755 году.
  2. Название предмета, изучаемого в начальной школе XVIII века. И изучается начальной школе нашего времени.
  3. Чей портрет вы видите на слайде? Назовите имя человека, сыгравшего большую роль в просвещении XVIII века.
  4. Назовите имя человека, который издал Указ об открытии во всех губерниях начальных школ.
  5. Кто задумал ввести в России общее образование?
  6. Назовите самого известного и талантливого ученого в России начала XVIII века.
  7. Что предложил Ломоносов в награду ученикам за успехи в учении?

Кроссворд:

-В какой же профессии нуждалась Россия в XVIII века?

Вывод: Учительский труд всегда уважали и считали очень важным. В старину говорили так: «Родители дают жизнь, а учителя достойную жизнь».

(Слова открываются на доске)

И это потому, что учитель вводит школьников в мир знаний, учит их читать, писать, помогает понять окружающий мир.

Подробно о появлении профессии учителя вы узнаете на странице 73. А после текста дано интересное творческое задание: написать сочинение «Если бы я был учителем» это и есть ваше домашнее задание.

V. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. Все вы сегодня хорошо работали. Я вами очень довольна. Молодцы!

А самые активные ребята сегодня награждаются медалями за успехи в учении.

Кто медальку получил,
Тот пятёрку заслужил. (слайд)

Урок окончен.