Внеклассное чтение в 5-м классе в форме урока-игры "Умники и умницы" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Разделы: Литература

Ключевые слова: умники и умницы


Цели урока:

  • привить учащимся любовь к вдумчивому чтению,

  • вызвать радость от общения с книгой,

  • развить внимание к слову.

Игра состоит из двух агонов. В каждом агоне по три участника. Среди них определяются победители. Зрители называются “теоретиками” и тоже могут отвечать на вопросы и за правильные ответы награждаются “Орденом Шелкового Умника” (и в конце урока оценкой).

Участнику, стоящему на красной дорожке, нужно ответить на два вопроса. Ошибаться нельзя.

Участнику, выбравшему желтую дорожку, нужно ответить на три вопроса, но можно один раз допустить ошибку.

Участнику, выбравшему зеленую дорожку, нужно ответить на четыре вопроса и можно ошибиться дважды.

1-й АГОН.

Вопросы для определения первых трех участников.

Что значит колядовать?

(“Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто останется дома колбасу, или хлеб или медный грош, чем кто богат…”1 Замечание пасичника)

(Прим. Н. В. Гоголя)

Откуда пошли колядки?

“Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за Бога, и что будто от того пошли и колядки…”2 Замечание пасичника.)

Розыгрыш “дорожек”.

Какие пословицы и поговорки можно было бы использовать в рассказе о героях “Ночи перед Рождеством”? (Это задание учащиеся получили за несколько дней до игры).

Высокий ареопаг оценивает ответы учащихся, агонисты разыгрывают между собой дорожки.

Красная дорожка.

Портрет.

Вы “силач и детина хоть куда”, а “в досужее от дел время” занимаетесь “малеванием” и слывете “лучшим живописцем во всем околотке”.3 Кто вы? (Кузнец Вакула.)

  1. Вы “богобоязливый человек и писали часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т… церкви” вашего “евангелиста”…4. Как зовут святого, вами нарисованного, автора одного из четырех Евангелий? (Лука.)

  2. Что за сюжет изображен на вашей картине, за которую “черт поклялся мстить”5 вам? (“…Изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа”.)6

Желтая дорожка.

Портрет.

Вам “от роду не больше сорока лет”. Вы “ни хороши, ни дурны собою”. “Однако ж”, умеете “причаровывать к себе самых степенных казаков”.7 Кто вы? (Солоха.)

  1. Кем вам доводится кузнец Вакула? (Сыном.)

  2. Вы решили выйти замуж за казака Чуба и “присоединить” его хозяйство “к своему хозяйству”. “А чтобы каким-нибудь образом сын” ваш “Вакула не подъехал к его дочери и не успел бы прибрать всего себе”, вы “прибегнули к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек” … Какому именно? (Ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом.)8

  3. Кто из именитых обитателей села побывал в вашем доме в ночь перед Рождеством и очутился в мешке? (Чуб, дьяк, голова.)

Зеленая дорожка.

Портрет.

Вы вдовец, очень богаты: “восемь скирд хлеба” стоят перед вашей хатой, во дворе – “две пары дюжих волов”, “бородатый козел”. “В сундуках” у вас водится “много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами”9. (Жупан – род кафтана; кунтуш – верхнее старинное платье.) Кто вы? (Чуб.)

  1. С какой целью вы отправились из дома в ночь перед Рождеством? (Дьяк пригласил в гости на кутью.)

  2. Что помешало вам с кумом добраться до дома дьяка? (Поднялась метель.)

  3. Почему, возвратившись домой, вы не узнали своей хаты? (Дверь мне открыл кузнец Вакула.)

  4. С кем вам довелось посидеть в одном мешке в ночь перед Рождеством? (С дьяком.)10Солоха, испугавшись сама,… дала знак Чубу лезть в тот мешок, в котором сидел уже дьяк”.

Высокий ареопаг называет победителя I агона.

2-й АГОН.

Вопросы для определения участников.

Как зовут пасичника, рассказавшего нам эту новогоднюю историю? (Рудый Панько.)

Сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” состоит из двух частей. А в какой части расположена повесть “Ночь перед Рождеством”? (Во второй.)

Розыгрыш “дорожек”.

Чем, по-вашему, “Ночь перед Рождеством” близка к народной сказке? (В ней есть фантастика, стремление героев творить добро, непримиримое отношение к фальши, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор.)

Высокий ареопаг оценивает ответы учащихся, агонисты разыгрывают между собой дорожки.

Красная дорожка.

Портрет.

Вы, говорят, “знаете всех чертей”, точно когда-то были “запорожцем”, лет 10-15 уже живете в Диканьке, слывете знахарем. “Несмотря на небольшой рост, в ширину”11 вы довольно увесисты. Кто вы? (Пузатый Пацюк.)

  1. Какие украинские блюда вы ели, когда к вам пришел Вакула, и в какой последовательности? (Галушки, вареники со сметаной.)

  2. Почему, глядя на вашу трапезу, “набожный кузнец опрометью выбежал из хаты”?12 (В этот день “голодная кутья” должна была стоять на столе (пост), “а он ест вареники, вареники скоромные!” Скоромная пища – не употребляемая во время поста: мясная, молочная.)13

Желтая дорожка.

Портрет.

Про вас парубки говорят, что лучше “не было еще никогда и не будет никогда на селе”.14 Кто вы? (Оксана.)

  1. Кем вам доводится казак Чуб? (Отцом.)

  2. Какой предмет выковал для вас Вакула, две ночи не выходя из кузницы? (Сундук.)

  3. Какое обещание вы дали Вакуле в ночь перед Рождеством? (“Если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду в тот же час за него замуж”.)15

Зеленая дорожка.

Портрет.

Вы однажды сказали о Петербурге: “Губерния знатная! Нечего сказать: домы болшущие, картины висят скрозь важные. Многие домы исписаны буквами из сусального золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция!”16 Кто вы? (Вакула.)

  1. Прибыв в Петербург, с кем прежде вы решили посоветоваться? (С запорожцами.)

  2. Назовите фамилию “гетьмана” (начальника казацкого войска и верховного правителя) запорожцев?17 (Потемкин.)

  3. “Обрадованный таким благосклонным вниманием”, вы уже хотели “было расспросить хорошенько царицу о всем: правда ли что цари едят один только…”18. Так что, по-вашему, едят цари? (Мед и сало.)

  4. Какие подарки вы принесли Чубу, когда пришли свататься за его дочку Оксану?19 (“Шапка из решетиловских смушек с синим верхом”, “всех цветов пояс”.)

Высокий ареопаг называет победителя II агона, называются лучшие “теоретики”.

Финал.

Победители I и II агонов в течение минуты должны написать фамилию русского писателя, о котором идет речь в произведении.

“ - Встань! – сказала ласково государыня. – Если так тебе хочется иметь такие башмаки, то это нетрудно сделать. Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом! Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, - продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, - предмет, достойный остроумного пера вашего!

- Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно по крайней мере Лафонтена! – отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.

- По чести скажу вам: я до сих пор без памяти от вашего “Бригадира”. Вы удивительно хорошо читаете!..” 20 (Д.И.Фонвизин.)

Высокий ареопаг называет победителя, и игра заканчивается церемонией награждения.

Примечания.

  1. Н. В. Гоголь. Избранное. В 2-х томах. Москва. “Терра”. 1997. – с. 100
  2. с. 100
  3. с. 102
  4. с. 102
  5. с. 102
  6. с. 102
  7. с. 108
  8. с. 108-109
  9. с. 108
  10. с. 114
  11. с. 117
  12. с. 119
  13. с. 119
  14. с. 104
  15. с. 112
  16. с. 127
  17. с. 129
  18. с. 131
  19. с. 134
  20. с. 130