Психологический запрос

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Психолог, приступая к решению консультативных задач, начинает с психологического запроса. Человек, обратившийся к психологу за психологической консультацией, формулирует свой запрос (в котором отражена его основная проблематика и пожелания, связанные с тем, чего он хотел бы достичь в ходе работы). Он обращается к психологу с просьбой предоставить психологическую помощь, описывая в той или иной форме свои трудности, переживания. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога). Работать психологу без запроса – тяжело и неэффективно. В результате первые месяцы работы обычно потрачены исключительно на его формулировку.

Запрос – это просьба или жалоба предоставить конкретную форму психологической помощи, мотивированное определенным образом обращение или постановка проблемы, которую человек хочет решить вместе с психологом.

Просьба или жалоба может быть выражена конструктивно или неконструктивно.

Приведем примеры неконструктивного запроса: "Хочу никогда не волноваться”. Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный запрос. В этом случае человек не просит помочь ему самому, а требует изменить другого: "Повлияйте на него, пожалуйста”. Данный запрос содержит желание повлиять на другого, при этом снять с себя ответственность за происходящее и переложить ее на плечи другого. Такие запросы нуждаются в переформулировке.

Примерами конструктивного запроса могут служить:

  • запрос об информации;

  • запрос о помощи в самопознании, понимании принятии себя.

Для того чтобы человек решился на консультацию, необходимы следующие условия:

  1. наличие психологических проблем;

  2. частичная рефлексия человеком своих проблем.

Круг возможных проблем может быть достаточно широк: от пищевых расстройств до проблем, затрагивающих самые основы существования человека. Существуют различные подходы к классификации психологических проблем. Выделяют проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные, пограничные. Проблемы могут различаться по степени их сложности: от простых до сложных. Для простых проблем бывает достаточно обыкновенной разъяснительной беседы. Сложные проблемы, требующие от клиента открытий, инсайта, решаются при длительной консультативной работе.

Выделяют три основания для локализации источников возникновения проблемы:

  • окружение (включает проблемы, связанные с семьей, местом проживания человека, местом учебы, работы, отношениями со знакомыми, друзьями и т.п.);
  • жизнь человека в целом (фиксируются общие проблемы, такие как смысл жизни, самореализация, финансово-бытовые проблемы, суицидальная активность);
  • человек (отражает проблемы физиологического плана, в том числе нормальные психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни, наркотическую зависимость) .

Разнообразие психических явлений традиционно делится на три сферы:

  1. познание,
  2. личностные особенности,
  3. человек в социуме.

В зависимости от запроса, психолог использует соответствующие методы:

  1. диагностические,
  2. коррекционные,
  3. развивающие.

Однако даже наличие объективных причин для обращения за психологической помощью не всегда приводят человека к психологу. Причины здесь могут быть самыми различными:

  • недостаточные уровень образования и информированность по вопросам психологии;
  • отсутствие знаний о специфике деятельности психолога;
  • существование определенных психологических барьеров: страх обнажить свой внутренний мир, нежелание избавиться от некоторых психологических проблем, используемых как защиты, недоверие или неуверенность в том, что психолог может помочь и т.п.

Иногда, со стороны психолога требуется создать (может быть, через третьих лиц) мотивацию для получения психологической помощи. В этом случае возможны определенные упреждающие действия со стороны консультанта: разъяснения, заочные консультации, приглашение членов семьи.

В условиях школы вариативность проблем, с которыми сталкивается психолог, и в кошмарном сне не приснится его академическому собрату. В один день к психологу могут обратиться разные субъекты учебного процесса с различными проблемами.

В таком закрытом образовательном учреждении, как кадетская школа-интернат (как показал опыт), далеко не все дети могут обратиться за психологической помощью и поддержкой по разным причинам: в силу неумения сформировать свою проблему, застенчивости, нехватки времени и т.п. Поэтому, если сам психолог идет навстречу, стимулируя мотивацию для формирования запроса на психологическую помощь, будет в пользу всем участникам учебно-воспитательного процесса.

На сегодняшний день специалисты все чаще называют семью и школу зонами риска (Дружинин В.Н., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., и др). Многие болезни и дефекты развития психики связывают сегодня именно с семейным воспитанием и школьным обучением. Нарастает ухудшение здоровья детей (Захаров А.И.). У большинства школьников снижена работоспособность, слабое внимание, память и недостаточно сформирована речь. Поэтому во многих школах реализуется программа здоровьсберегающих технологий. Реализуется индивидуально-ориентированный подход в развивающем и здоровьесберегающем обучении. Кроме того, у самих учителей наблюдаются расстройства нервной системы. Не видя успехов у учеников, учитель разочаровывается, впадает в депрессию или агрессивное состояние. Получается заколдованный круг. Обучение эффективно, если оно интересно и безопасно. Проблем и вопросов, как у детей, так и у взрослых - предостаточно. Поэтому психолог, реализуя индивидуально-личностный подход в психологическом сопровождении, должен помнить, что каждый ребенок должен быть под наблюдением, чтобы никто не остался один на один со своими проблемами, чтобы учеба и жизнь в кадетском корпусе доставляла радость.

Для решения такой важной задачи, нами были разработаны формы запроса психологу: для детей, учителей, офицеров-воспитателей, родителей и администрации. Анализ запросов поможет психологу увидеть круг проблем всего учебного заведения, наметить план работы.

Перед каждым психологом стоит проблема объективизации результатов и способов их представления. Данная модель способов представления результатов поможет психологу избежать многих неприятностей и не выходить за рамки этического кодекса психолога.

Объективизированные результаты и способы их представления:

  1. Результаты социально-психологических исследований представляются в виде письменного анализа-отчета, включающего обобщенные результаты и выводы. Результаты исследования являются авторскими и имеют право на публикацию и защиту авторских прав.
  2. Разработанные развивающие, учебные программы для кадет и других участников обучении воспитания оформляются в виде пакета документаций, содержащего наглядные пособия, конкретные поурочные разработки курса. Разработанные программы являются авторскими и имеют право на публикацию и защиту авторских прав.
  3. Результаты исследования учителей и офицеров-воспитателей:
  • Обобщенные результаты рейтинга - в графической форме представляются индивидуально аттестующемуся педагогу и в аттестационную комиссию.
  • Особенностей эмоционально-личностной сферы и др. параметров – индивидуально в устной форме.
  1. Результаты диагностики интеллектуального уровня кадет представляются:
  • кадетам — индивидуально в виде суммарных баллов в динамике за 2-3 года;
  • офицерам-воспитателям, классным руководителям, педагогам, родителям, администрации — в обобщенном виде, с акцентом на тенденциях, полученных на уровне класса.
  1. Результаты диагностики особенностей эмоционально-личностной сферы кадет и других параметров представляются:
  • кадетам — в виде формулирования проблем, требующих решения, рекомендаций в устной форме, индивидуально;
  • офицерам-воспитателям, педагогам, родителям, классным руководителям, администрации — в случае необходимости рекомендации передаются устно.

Тем не менее, психологу следует помнить, что если мотивация поработать над своими психологическими проблемами у человека не сформирована, вмешательство в его внутренний мир без его разрешения допустимо лишь в исключительных обстоятельствах. Например, при угрозе совершения суицида, уголовного преступления, в других критических ситуациях, когда негативные последствия невмешательства могут значительно превысить вред от нарушения психологической неприкосновенности. Но даже в таких случаях психологу нужно помнить об этике и о том, что чрезмерная активность может иметь противоположный эффект, поэтому злоупотреблять ею не следует.

Литература

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. – 208 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.
  3. Битянова М.Р. Организационно - содержательные модели деятельности школьного психолога. // Школьный психолог. 2003. - N32.  
  4. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках музыки и психологии как способ формирования целостного восприятия мира, познания себя и других // Психотерапия, 2007. - № 4.
  5. Галеева Н.И. Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А.Шолохова // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2005/2006 учебный год. Книга 2. - М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2006. - 656 с.
  6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба М.: Педагогика, 1991.
  7. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с (Серия “Мир психологии”).
  8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: “Академический проект”, 1999
  9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
  10. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопр. психол.2002. № 1.
  11. Педагог-психолог, должностная инструкция // Директор школы. — 1999. — № 6. — С. 99—103.
  12. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации // Вестник образования. — 1999. — № 12. — С. 88—91.
  13. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.— (Психол. наука—школе)
  14. Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопр. психол. 2001. № 6.
  15. Эйдемиллер Э., Юстицкиc В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: изд. – во “Питер”, 1999.