Изучение личности кадета — одно из направлений работы офицера-воспитателя в кадетском корпусе

Разделы: Школьная психологическая служба


Московский казачий кадетский корпус – это школа-интернат, где дети проживают 6 дней в неделю. Несмотря на то, что с кадетами круглосуточно занимаются офицеры-воспитатели и учителя, психолог старается напоминать родителям, что с них не снята ответственность за воспитание и обучение своих детей.  К сожалению, в последние годы мы больше говорим о дисгармоничной семье. Для того, чтобы ребенок не чувствовал себя несчастным и оторванным от семьи, психологическая служба рекомендует пропагандировать  и создавать культ счастливой семьи.  В любой семье можно найти положительные моменты, на которые можно опереться в трудные минуты.

На этапах собеседования при определении родителями ребенка в кадетский корпус, психолог предупреждает о трудностях адаптационного периода не только у ребенка, но и у родителей. Отдав своего ребенка в кадетский корпус на неделю, у  родителей может возникнуть чувство вины, которое позже может перейти в чувство недовольства. Родители не понимают, почему ребенок грустит и печалится.

Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе, психологическое сопровождение адаптации реализуется как с кадетами-пятиклассниками, так и с их родителями.

Работа с родителями проводится как индивидуально, так и в группе. Индивидуальные беседы  и консультации проводятся с родителями, у которых наблюдается высокая тревожность, конфликтность, внутренние переживания, чувство вины и страха за своего ребенка.

На родительских собраниях с родителями ведется разговор об особенностях адаптационного процесса, предпосылках дезадаптивного поведения. Родителям предлагаются рекомендации по оказанию помощи и поддержки своему ребенку в этот период. До каждого родителя доводится информация об особенностях психического и личностного развития подростков в период полового созревания.  

Большая работа проводится по профориентации кадет.

Результаты психологических исследований в виде таблиц и диаграмм доводятся до сведения родителей. Родителям даются рекомендации, проводятся беседы и консультации. Исследование проводит педагог-психолог. Практически все офицеры-воспитатели кадетского корпуса имеют высшее не только педагогическое, но и психологическое образование. Полученные знания в области педагогики и психологии офицеры-воспитатели используют в своей работе с кадетами.

Мальчики, оставаясь на неделю в кадетском корпусе, постоянно задают вопросы офицеру-воспитателю. Их интересует все, от законов вселенной, до личностных проблем. Большой интерес у кадетов вызывают беседы о психике человека, о характере, о взаимоотношениях. Нравится кадетам изучать себя, свои особенности, свой характер. Социологические опросы и психологические исследования кадеты ждут с нетерпением.

Например, кадетам шестиклассникам предложили ответить на вопрос, кем бы он хотел работать, когда вырастет. Результаты исследования показали, что 86 % мальчиков определились с выбором профессии. Специфика учреждения отложила отпечаток в сознании мальчиков, что повлияло на выбор профессии кадетов. Каждый второй кадет шестиклассник хочет стать военным. Офицер-воспитатель становится для кадет примером для подражания.

Исследование ценностных ориентаций показывает, что для всех кадетов семья, Родина и друзья – одни из главных ориентиров в их жизни.

Благодаря четкой и строго выстроенной учебно-воспитательной системе с первого дня обучения в кадетском корпусе, кадетской школе-интернате, у кадетов закладываются основы морально-мировоззренческой и эмоциональной направленности, стиля поведения и деятельности.

Литература

  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., илл.
  2. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).
  3. Галеева Н.И. Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе // Вопросы ментальной медицины и экологии, Том XIV, 2008. - №2.
  4. Галеева Н.И. Методики творческого самовыражения М.Е. Бурно в структурно-функциональной модели психолого-педагогической деятельности по адаптации кадет-пятиклассников кадетской школы-интерната// Психотерапия, 2008.
  5. Галеева Н.И. Программа психологического сопровождения и психокоррекционной помощи детям с нарушением письма. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2007/2008 учебный год: Книга 2. - М.: ООО “Чистые пруды”, 2008.
  6. Галеева Н.И. Возможности применения метода Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в курсе “Психология в музыке” // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО “Чистые пруды”, 2007. - 600 с.
  7. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. -880 с.: ил.- (“Б-ка психологии, психоанализа, психотерапии”).