Статья "Обогащение и активизация словаря у детей с общим недоразвитием речи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения.

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Педагог расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку.

Отметила эту задачу не случайно, так как работаю с детьми с общим недоразвитием речи. Мои воспитанники – дети с особыми образовательными потребностями. Проблема эта в последнее время заметно обострилась, так как количество таких детей с каждым годом растет.

В начале работы было проведено целенаправленное речевое обследование качественного и количественного состава словарного запаса детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Для этого использовала приёмы называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Анализируя полученные данные, пришла к выводу, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для этих детей. Полученный в результате обследования материал позволил выстроить осознанную, эффективную работу по речи своих воспитанников.       

На основе диагностических данных, Конвенции о правах ребенка, закона «Об образовании», в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» мною было составлено «Тематическое планирование по обогащению и активизации словаря дошкольников», которое рассчитано на период пребывания ребенка в логопедической группе – на два года.

Содержание включило в себя материалы по национально – региональному компоненту, а планирование имеет тематическую и сезонную направленность. При реализации данного планирования использую игровые формы организации работы. Для детей это игра, а для взрослого – способ обучения, передачи детям знаний, умений, навыков, их закрепления.

 Используя такие методы и приёмы:

  • подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям;
  • замена слова в словосочетании, подбор наиболее точного слова по смыслу;
  • составление более точного слова по смыслу; составление предложений со словами синонимического ряда;
  • составление словосочетаний и предложений разного типа со словами разных частей речи;
  • нахождение многозначных слов в загадках, скороговорках, и в литературных предложениях.

У детей с общим недоразвитием речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово.

Учитывая индивидуальные особенности детей, организую в группе центры по развитию речи: театрализованный уголок, центр игр – драматизаций, центр дидактических и речевых игр. Для мотивации детей к деятельности использую проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Вопросы проблемного момента, на установление связей в природных и социальных явлениях, схемы – модели, дидактические и печатные игры – всё это позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи. (Приложение №1)

Использую технические средства, это позволяет реализовывать задуманное в благоприятной, эмоционально окрашенной атмосфере

В процессе работы были придуманы и созданы специальные игровые пособия в виде таблиц, для расширения и активизации словарного запаса. Данные пособия позволяют формировать у детей не только связную речь, но и умение устанавливать причинно – следственные связи. Это помогает детям овладевать операциями анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Использую различные дидактические игры, по их аналогии изготовила свои.

Практикуем игры с мячом в кругу. Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет слово с близким значением и возвращает мяч. Или воспитатель называет словосочетание со словами, имеющими переносные значения: золотая голова, золотые руки, золотая осень, а дети их толкование. В игре « Запомни и нарисуй» дети рисуют предметы, обозначаемые многозначными словами: ручка для письма, ручка у куклы, ручка у кастрюли и другие. Использую приём парного взаимодействия – это задание дети выполняют парами, рисуют на одном листе бумаги одним набором карандашей, договариваются, чтобы предметы не повторялись. Уточнению значений слов служит и работа над обобщающими наименованиями овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и другие. Дети знакомятся с понятием живой - неживой предмет и используют это знание в играх типа «Отгадай предмет». Воспитатель, а затем кто-то из детей загадывает предмет, дети его отгадывают, задавая вопросы. Вопросы надо задавать так, чтобы ответить можно было только «да» или «нет». Это живой предмет? Это овощ? Это дерево? У него есть иголки?

Всё это позволяет разнообразить материал и не допускать заучивания детьми материала. Работу над словарем, провожу в соответствии с принципом системности, который предполагает восприятие и познание предмета во взаимосвязи его свойств и качеств. Эта работа включает четыре направления:

Первое связано с освоением названий предметов, объектов и их действий. Реализация этого направления осуществляется в образовательных ситуациях, демонстрация предметов, обыгрывания игрушки. В процессе наблюдения за живыми объектами с целью называния животного и его действий, организовываю наблюдение за животными, птицами, насекомыми и людьми.

 Второе предполагает создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых они изготовлены. Для реализации этого условия, организую рассматривание, сравнение предметов, объектов и материалов, определение их свойств и качеств. В результате такой работы словарный запас детей пополняется прилагательными в сравнительный степени (длиннее, тяжелее, прочнее, прозрачнее), сравнительными оборотами (шерсть толще, чем ситец, поэтому шерстенное платья теплее, чем ситцевое; брюки длиннее, чем шорты, поэтому в брюках теплее).

Третье направление, словарная работа с детьми, предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. В дошкольном возрасте целесообразно формировать такие родовые понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым становится умение самостоятельно находить существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи. Освоение родовых понятий не является целью работы – это лишь средство интеллектуального познавательного и речевого развития. Формирование умения выполнять различные варианты классификаций. Например: посуда – столовая, кухонная, чайная; одежда – летняя, зимняя, демисезонная; транспорт – пассажирский, грузовой, наземный, подземный, водный, воздушный.

Четвертое направление предполагает освоение новых - переносных значений известных слов, оно связано с освоением средств языковой выразительности, метафор, сравнений, олицетворений, полисемии. Это направление реализую при ознакомлении с произведениями художественной литературы, особенно с пейзажной лирикой. В рамках этого направления лексика обогащается за счет эпитетов, синонимов, антонимов. Благодаря этой системе можно решить все задачи по обогащению и активизации словаря, уточнению значения слов, обучению умению понимать язык художественной литературы. При этом работу можно вести одновременно в трех направлениях: одно в качестве главного, другое продолжается в форме самостоятельной познавательно-речевой деятельности детей, третье начинать в форме совместной деятельности воспитателя ребенка.

Все это позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.

Методическая литература

  1. Алябьева.Е.А. Развитие логического мышления и речи детей.
  2. Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе…
  4. Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы…
  5. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Методика развития речи детей.
  6. Селиверстова В.И. Методика «Речевые игры».
  7. Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми.
  8. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы над связностью речи.
  9. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно.
  10. Ушакова О.С. Речевые игры и упражнения для дошкольников.
  11. Филичёва Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи.
  12. Филичёва Т.Б., Чиркина. Г.А. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного.
  13. Швайко Г.А. Игры и игровые упражнения для развития речи.