Мониторинг комплексного развития обучающегося

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы


Процессы модернизации образования нацелены на обеспечение таких условий обучения и воспитания, которые способствовали бы сохранению и укреплению здоровья детей, их личностному развитию.

На практике процесс создания здоровьесберегающей среды, как правило, приводит к значительной трате времени учителя, неприятию педагогами важности данной задачи, отчуждению учащихся от ценностей здоровья и, как следствие, снижению эффективности педагогической деятельности, сориентированной на здоровье и развитие личности детей.

В коррекционной школе мониторинг зачастую рассматривается, не с позиций общих принципов, целей, содержания, методов и средств комплексного развития учащихся, а только как форма получения, накопления и передачи информации каждой службой сопровождения, т.е. не складывается целостная картина о ребенке. Такой мониторинг не может быть отнесен к педагогической системе, ориентированной не только на обучение и воспитание, но и на сохранение здоровья и личностное развитие школьников.

Концепция модернизации российского образования рассматривает сохранение здоровья учащихся в ходе образовательного процесса в качестве базовой ценности. Кроме этого, в статьях 12, 13, 20, 32 Закона РФ “Об образовании” четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье детей, и в программе развития образования в Пермском крае в качестве приоритета выделяется задача сохранения здоровья учащихся.

Таким образом, возникает противоречие между современной практикой повышенного внимания к здоровью ребенка в школе и недостаточностью педагогических и управленческих разработок для осуществления здоровьесберегающей деятельности.

Возникает необходимость создания современного инструмента комплексного сопровождения умственно отсталого учащегося, с одной стороны, обеспечивающего его психолого-медико-педагогическую диагностику и социальную абилитацию, с другой стороны, позволяющего оценить эффективность управленческой деятельности с позиции здоровьесбережения. Таким инструментом стал мониторинг комплексного развития обучающихся.

Его разработка велась в течение ряда лет. Представленный вариант “Мониторинга комплексного развития обучающегося” является обновленной формой Карты индивидуального сопровождения (она велась в учреждении ранее), которая была переструктурирована с позиции здоровьесбережения, дополнена разделами “Соматическое состояние”, “Социальное здоровье”, “Профиль индивидуального развития и здоровья”, а также снабжена методическими рекомендациями, материалами организационно-инструктивного характера. В 2007 году мониторинг были рассмотрен и утвержден на методическом совете школы, апробирован в 2007-2008 учебном году и ведется в школе в настоящее время.

Новизна “Мониторинга комплексного развития обучающегося” заключается в использовании современного комплексного подхода к коррекционно-развивающему обучению для оценки и проектирования индивидуального образовательного маршрута учащегося с отклонениями в развитии. Кроме того, представленный мониторинг используется не только как форма получения и накопления информации, а как педагогическая система, ориентированная на сохранение здоровья школьника.

Целью мониторинга является оценка эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию ребенка с позиции здоровьесбережения.

Задачи мониторинга:

  1. Создание банка данных по уровню развития и здоровья обучающихся в течение всего периода их пребывания в школе.
  2. Анализ результатов исследований с целью определения направлений индивидуального комплексного развития, дальнейшей корректировки и предупреждения отклонений.
  3. Осуществление контроля за реализацией индивидуальных маршрутов развития и сохранения здоровья ребенка и отслеживание динамики.
  4. Сбор и накопление фактического материала о состоянии деятельности образовательного учреждения, выявление проблемных областей.
  5. Оценка эффективности управленческой деятельности с позиции обеспечения комплексного развития обучающегося.

Логика построения программы мониторинга предусматривает последовательность действий участников процесса в виде управленческих циклов: от исходной информации о ребенке – к проектированию задач на учебный год – от него к практическим действиям по комплексному развитию ребенка – через контроль достигаемых результатов – к объективной оценке достигнутого и, наконец, к формулированию заключения, выводов и корректировки дальнейшего маршрута развития.

Субъектами образовательного процесса, участвующими в мониторинге комплексного развития являются: учащиеся школы, классный руководитель, медработник, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя физической культуру и трудового обучения, педагоги дополнительного образования, воспитатель группы продленного дня.

Комплексное развитие учащихся нами отслеживается по следующим компонентам, представленным на схеме (приложение 1):

  • физическое развитие и здоровье школьника;
  • психическое развитие и психологическое здоровье ребенка,
  • социальное развитие и здоровье учащегося.

Критериями физического развития и здоровья выступают: соматическое состояние школьника, оценка его физической подготовленности и устойчивость к заболеваниям.

  • Психическое развитие нами рассматривается по уровням сформированности речевой и когнитивной сфер, сторон учебно-трудовой деятельности.
  • Психологическое здоровье ребенка оценивается по уровню тревожности, степени напряженности в школе, сформированности школьной мотивации и здорового образа жизни.
  • Социальное развитие и здоровье представлено совокупностью социальных характеристик, имеющих в настоящий момент большую значимость для каждого учащегося, коллектива школы и всего общества, а именно: уровнем воспитанности, степенью обученности, отсутствием проявлений нарушенного поведения, оценкой благополучия социальной ситуации и уровнем сформированности социальной адаптации.

Структура мониторинга комплексного развития обучающегося (далее МКРО) состоит из 3 блоков:

  • Информационный - I раздел включает в себя описание образовательного маршрута ребенка до поступления в учреждение, а также сведения о социальном статусе ребенка и его семьи;
  • Содержательно-оценочный - II–VI разделы раскрывают компоненты развития по выше перечисленным критериям, определяют уровень их сформированности на текущий период и динамику;
  • Итогово-контрольный - VII – IX разделы отражают общий уровень развития учащегося и его здоровья, общую динамику за текущий период и индивидуальные направления работы с ребенком.

Полное содержание мониторинга комплексного развития: критерии и изучаемые параметры, рекомендуемые методы исследования и ответственные за заполнение описаны в таблице (приложение 2).

Для регистрации полученных результатов разработана карта МКРО, которая заполняется только на детей, чьи родители дали свое письменное согласие на проведение диагностических исследований и осуществление коррекционной работы специалистами. Параметры каждого раздела мониторинга расположены в таблице по вертикали, а года обучения (класс) – по горизонтали, там же определяется уровень и динамика развития за учебный год.

Для оценки общего развития и здоровья обучающегося, а также его основных компонентов и отдельных критериев введена четырех уровневая система: 1 уровень - критический, 2-недостаточный, 3-достаточный, 4-оптимальный. В помощь педагогам: разработаны памятки по заполнению, где обозначены все разделы, закрепленные за ними, и описаны соотношения полученных результатов исследований с вышеозначенными четырьмя уровнями; подобраны диагностические методики.

Периодами заполнения карт МКРО являются: 1-2 месяц после поступления в учреждение и конец каждого учебного года (апрель-май-июнь). Заполнение карт на вновь прибывших учащихся в начале учебного года координирует классный руководитель.

График заполнения карт МКРО по итогам года обучения в школе представлен следующим образом. Субъекты, регистрирующие результаты контрольных исследований, динамику за текущий год и рекомендации на следующий учебный год, условно поделены на 5 групп: 1 – медработник и социальный педагог, 2 – учитель-логопед и педагоги дополнительного образования, 3 – педагог-психолог, 4 – учителя трудового обучения и физической культуры, 5 – воспитатели группы продленного дня и классные руководители. На работу с картами каждой параллели классов им отводится одна декада месяца (1,2,3 декады апреля и 1,2 декады мая).

Анализ мониторинга проводится, после заполнения динамики развития ребенка каждым субъектом образовательного процесса, классным руководителем, который регистрирует эти результаты в таблице сводных данных и вычерчивает индивидуальный профиль (приложение 3). На выполнение этой работы отводится 3-я декада мая, когда годовые оценки уже выставлены и идет подготовка к итоговым ШПМПк.

После рассмотрения детей на консилиумах классный руководитель кратко фиксирует динамику развития ребенка и его здоровья, анализирует степень реализации рекомендаций.

1-я декада июня отводится субъектам образовательного процесса, участвующим в мониторинге, для обобщения результатов по классам, и по школе.

На основании этих данных в течение 2-я декады июня руководители подразделений (заместители директора) проводят анализ работы педагогического коллектива каждый в своем аспекте (здоровьесбережение, коррекционное сопровождение, воспитательная и учебная деятельность).

3-я декада июня дается администрации для оценки эффективности проведенных мероприятий, выявление наиболее проблемных областей по учреждению в целом и планирование деятельности на следующий учебный год.

Апробирование “Мониторинга комплексного развития обучающегося” доказало его эффективность:

  • создан единый банк данных по уровню развития и здоровья обучающихся,
  • проведен анализ результатов исследований с целью определения направлений индивидуального комплексного развития, дальнейшей коррекции и компенсации отклонений,
  • проведена оценка эффективности управленческой деятельности с позиции обеспечения комплексного развития обучающегося.

Использование “Мониторинга комплексного развития обучающегося” позволило не только простраивать индивидуальные маршруты развития, но и выявить проблемы отдельных классов и общешкольные, что в свою очередь, легло в основу формирования целевых групп для психокоррекционной работы и планирования методической работы в учреждении.

Таким образом, разработанный в школе и апробированный в течение 2007-2008 учебного года МКРО, соответствует требованиям времени и полезен в практической деятельности не только специалистам служб сопровождения ребенка, но и руководителям образовательного учреждения, стремящимся к эффективной организации учебно-воспитательного процесса с позиции сохранения и укрепления здоровья.

Практическая ценность представленного мониторинга заключается в том, что он может быть применен как в полном объеме, так и, в случае необходимости частично, по разделам. Используемые диагностические методики и программы наблюдения тщательно отобраны, неоднократно апробированы в коррекционной школе и доступны для умственно отсталых учащихся 11-17 лет.

Кроме того, проводимый мониторинг позволяет обеспечить комплексное коррекционное сопровождение ребенка в течение всего периода обучения, основанное на изучении его индивидуальных особенностей в образовательном процессе с целью активного управления ходом развития его умственных и физических возможностей.

Таким образом, “Мониторинг комплексного развития обучающегося” способствует практическому достижению миссии коррекционной школы - обеспечению максимально возможной социализации обучающегося с отклонениями в развитии при условии его психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации.