Обобщающий урок истории в 8-м классе по теме "Великие реформы Александра II" с использованием презентации

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся по теме “Великие реформы 60-70 гг. ХIХ в.”, показать их либеральный характер, а также обратить внимание на недостатки реформ;
  • Развивать умения анализировать, обобщать изученный материал, объяснять понятия, решать поставленные проблемы;
  • На примере реформаторской деятельности Александра II воспитывать уважение к исторической личности в лице Александра II, выступившего против интересов большинства дворян и выполнившего ту задачу, которую не удалось решить его предшественникам.

Оборудование: компьютер и проектор.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа. Ознакомление с целями урока и планом урока.
  2. Просмотр презентации.
  3. Обобщение темы презентации, ответы на вопросы.
  4. Тестирование.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Тип урока: обобщающий.

Ход урока

  1. Учитель сообщает тему урока, цели изучения данной темы: “В течение 2-х уроков мы знакомились с темой “Великие реформы 60-70 гг. ХIХ в.”. Сегодня мы подведем итоги изучения данной темы, еще раз обратим внимание на основные положения реформ, их значение для дальнейшего развития страны. Поможет нам это сделать презентация”.
  2. Просмотр презентации, комментарии учителя (Приложение 1).
  3. Обобщение темы презентации, ответы на вопросы (Слайд 9. – Приложение 1).
  4. Тестирование.
  1. Распределите в 2 столбика термины, относящиеся к истории России до 1861 г.( I ) и после 1861 г.( II ):

А). оброк
Б). выкуп
В). рекрутские наборы
Г). отрезки
Д). сословный суд
Е). временнообязанные
Ж). суд присяжных
З). всеобщая воинская повинность
И). барщина
К). чересполосица
Л). земства

  1. По реформе 1861 г. крестьяне получали:

А). землю без выкупа
Б). личную свободу
В). землю за выкуп

  1. Что такое отрезки:

А). земля, которую крестьяне получили по реформе 1861 г.
Б). земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян
В). часть крестьянского надела, которая оказалась “лишней” по сравнению с установленной до 1861 г. нормой

  1. Какой срок был установлен для внесения выкупных платежей за землю:

А). 70 лет
Б). 10 лет
В). 49 лет

  1. Временнообязанные крестьяне должны были:

А). платить оброк или работать на барщине в пользу своего бывшего владельца;
Б). бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю;
В). принимать участие в общественных работах в своем уезде.

  1. Военная реформа 1864 г.:

А). вводила всеобщую воинскую повинность
Б). сохраняла 25-летний срок службы
В). объявляла рекрутские наборы

  1. Какие вопросы входили в компетенцию земств:

А). здравоохранение
Б). полицейский надзор
В). образование

  1. Судебная реформа устанавливала:

А). сословность суда
Б). независимость суда
В). состязательность суда

Правильные ответы:

  1. (I – А,В,Г,Д,И,К; II – Б,Е,Ж,З,Л);
  2. Б,В;
  3. В;
  4. В;
  5. А;
  6. А;
  7. А,В;
  8. Б,В
    (21 балл).
  1. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока, спрашивает учащихся, что нового они узнали на уроке, выставляет оценки за работу на уроке.

  1. Домашнее задание.

Учащиеся читают дома предварительно параграф 23 “Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права”.

Презентация

Литература:

  1. Данилов А.А. История России, ХIХ век: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение,2008.
  2. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России ХIХ в. 8 кл.- М.:ВАКО, 2005.
  3. Короткова М.В. Рабочая тетрадь по истории России.ХIХ – начало ХХ в. – М.: Русское слово, 1999.
  4. Рабочая тетрадь по истории России /Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику “. История России, ХIХ век”.- М.: Просвещение, 2004.