Урок химии в 9-м классе с использованием компьютерных технологий по теме "Алюминий и его соединения"

Разделы: Химия


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: рассмотреть строение, свойства, применение алюминия и его соединений, используя современные технологии обучения.

Задания для групп учащихся:

  • Положение алюминия в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строение его атома.
  • Распространение в природе.
  • Физические свойства алюминия.
  • Химические свойства алюминия.
  • Соединения алюминия.
  • Применение алюминия и его соединений.
  • Получение алюминия.

За три-четыре недели до проведения урока класс делится на 7 групп. Каждая группа получает задание, итогом выполнения которого должна стать презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point. В отборе материала и подготовке презентации помощь учащимся оказывает учитель. Задания для учащихся класса могут быть записаны на слайдах презентации. либо формулироваться учителем во время демонстрации соответствующих частей презентации.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Георг Агрикола в 1556 году сказал: «Человек не может обойтись без металлов… Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей…». Сегодня на уроке, изучая алюминий, попытаемся ответить на вопрос, прав ли был Георг Агрикола.

Изучение нового материала.

Презентация первой группы учащихся «Положение алюминия в ПСХЭ и строение его атома».

Задания для учащихся класса:

  1. Дайте строение атома алюминия.
  2. Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атома алюминия?
  3. Какая степень окисления характерна для алюминия и почему?

Презентация второй группы учащихся «Распространение в природе».

Задания для учащихся класса:

  1. Почему алюминий в виде простого вещества в природе практически не встречается?
  2. В состав каких соединений входит алюминий?

Презентация третьей группы учащихся «Физические свойства алюминия».

Задания для учащихся класса:

  1. Ознакомьтесь с образцом алюминия и спрогнозируйте его физические свойства.
  2. Проверьте ваши предположения с данными презентации. недостающие данные занесите в тетрадь.

Презентация четвертой группы учащихся «Химические свойства алюминия».

По мере просмотра презентации учащиеся выполняют задания в тетради, а несколько человек те же задания выполняют на доске.

Задания для учащихся класса:

  1. Напишите уравнения реакций взаимодействия алюминия с кислородом, бромом, йодом, серой, азотом, углеродом. Одну реакцию разберите с точки зрения окисления-восстановления.
  2. Напишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с соляной кислотой и разберите её с точки зрения окисления-восстановления.
  3. Напишите уравнения реакций взаимодействия алюминия с водой и оксидом железа (III). Последнюю реакцию разберите с точки зрения окисления-восстановления.

Презентация пятой группы учащихся «Соединения алюминия».

Задания для учащихся класса:

  1. Составьте формулы оксида и гидроксида алюминия и укажите их характер.
  2. Закончите уравнения реакций и запишите их в ионном виде:
    • Оксид алюминия и соляная кислота.
    • Оксид алюминия и гидроксид натрия.
    • Гидроксид алюминия и соляная кислота.
    • Гидроксид алюминия и гидроксид натрия.

Презентация шестой группы учащихся «Применение алюминия и его соединений».

Задания для учащихся класса:

  1. Нарисуйте в тетради схему. Отражающую направления применения алюминия и его соединений. укажите в схеме, какое свойство определяет то или иное использование.
  2. Почему в быту часто используют алюминиевую посуду? Дайте подробное объяснение.
  3. Почему алюминий называют «крылатым металлом»? дайте подробное объяснение.

Презентация седьмой группы учащихся «Получение алюминия».

Подведение итогов урока.

Обсуждение высказывания Георга Агриколы.

Домашнее задание.

В презентацию вставляются видеофрагменты, характеризующие свойства алюминия и его соединений.

В зависимости от уровня подготовленности класса данный материал может быть разобран либо на одном уроке, либо на двух уроках.

При подготовке к уроку презентации отдельных групп учащихся собирают в единую презентацию, которую в дальнейшем можно использовать в своей работе. В том числе и при проведении уроков с использованием ИКТ. Урок можно проводить как со всем классом в кабинете химии (тогда презентацию демонстрируют через мультимедийный проектор), так и при делении класса на подгруппы. При делении класса на подгруппы урок проводится в кабинете информатики, где каждый учащийся работает с данной презентацией за своим компьютером и результаты работы сдает учителю в конце урока.

Приложение 1. Презентация «Алюминий и его соединения».