Возможности интеграции литературы со смежными видами искусства в эстетическом воспитании учащихся

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развития творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.

В условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин. Идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, которые совместно проводят учителя-предметники. Цель таких уроков - приобретение системы знаний и ценностей, “погружение” в определенную культурную эпоху, диалог в ней, постижение ее картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.

Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, а установление связи глубинной, поскольку оно основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих представление о человеке, мире, культуре.

Интеграция в современной школе идет, как нам представляется, по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметном и межпредметном.

Межпредметные связи — давняя педагогическая проблема, зазвучавшая по-новому в современных условиях. Школа не может ограничиваться лишь усвоением учащимися определенного объема знаний, фактов — перед ней стоит задача: научить школьников самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. В средней школе должны прочно формироваться умения анализировать, сравнивать, обобщать — все то, что пригодится детям в их будущей жизни.

Каковы же возможности интеграции литературы со смежными видами искусства в эстетическом воспитании учащихся?

Известно, что органы чувств и ощущения, получаемые благодаря им, находятся в определенном взаимодействии. Физиологи доказали, что органы чувств человека представляют собой разные каналы единой связи организма с действительностью, которые составляют единое целое и находятся в определенных взаимоотношениях друг с другом. Зрительные (живописные, графические, сценические) и слуховые (музыкальные) образы выступают в роли тех “живых картин”, которые дают образное представление о действительности.

Привлечение на уроки литературы смежных видов искусства обосновывается необходимостью предупреждать пассивность восприятия учащимися материала.

Ведь именно искусством воспитываются глубокие интересы, отзывчивость души, широта взгляда.

Обращение к различным видам искусства носит избирательный характер. Объясняется это и спецификой изучаемого литературного текста, и тем конкретным материалом по другим видам искусства, которым располагает учитель.

В одних случаях он обратится к произведениям изобразительного искусства, в других — к музыке.

При изучении лирики, например, менее всего нужны иллюстрации и более всего необходима музыка, которая соответствует самой природе поэзии и помогает развитию воображения (именно этого требуют лирические произведения). Когда мы читаем пушкинское стихотворение “Я вас любил...” или лермонтовское “И скучно и грустно...”, перед нами не возникает какая — либо зримая “картина”. Эти стихи похожи на мелодии; их фразы непосредственно выражают те или иные мысли и чувства. Так, анализируя лирику, целесообразно использовать музыкальные интерпретации, которые углубляют восприятие поэтического произведения. Естественно и органично включение в уроки по изучению лирики Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова, Есенина в 9-ом классе романсов Алябьева, Даргомыжского, Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, Свиридова. Такие романсы, как “Черная шаль”, “Я вас любил”, “Я помню чудное мгновенье”, “И скучно и грустно”, “Царскосельская статуя”, “Шепот, робкое дыханье”, “Весенние воды”, “Я встретил вас”.

При изучении биографии писателя можно включить факты, примеры, говорящие о его отношении к музыке, прослушать любимые музыкальные произведения данного автора, что расширит представления учащихся о личности писателя, познакомит их с миром его духовных запросов и интересов.

Специальный материал, раскрывающий отношение писателя к музыке, помогает анализу его произведений, обостряет внимание к тексту, к каждому авторскому слову. Ученики начинают осознавать композиционную роль “музыкальных страниц” в произведении, у них появляется и укрепляется понимание авторского “я” в произведении. Все это важно для воспитания настоящего читателя.

Обращение к живописи возможно на всех этапах учебных занятий по литературе.

При изучении биографии писателя мы, прежде всего, обращаемся к его портрету.

Многие художники отразили в своем творчестве живописные места, связанные с пребыванием там писателей; природу, которая воссоздана в их литературных произведениях. Так, методически интересным оказывается включение пейзажей Лермонтова — художника в изложении его биографии. Почти все они связаны с конкретными местами на Кавказе, где бывал поэт. Пейзажи Лермонтова являются своеобразным “дневником” путешествий и скитаний поэта.

Совершенно необходимо привлечение сведений из истории и теории изобразительного искусства при изучении обзорных тем, которые дают общее представление об определенном периоде русской культуры. Эти сведения конкретизируют материал обзора, наполняют его более широким содержанием, дают глубокое и правильное представление об искусстве эпохи — без них невозможна точная и объективная картина состояния культуры страны в тот или иной период.

В отдельных случаях представляется возможным связать с живописью лирическое произведение, если в нем ярко передано наряду с выразительным изобразительное начало. Стихотворение Сергея Есенина “Отговорила роща золотая...” может быть сопровождено демонстрацией гравюры Ф.Д. Константинова, на которой предстает перед нами неизъяснимой прелести пейзаж Средней полосы России.

Опыт, получаемый учащимися при знакомстве с живописью, позволяет учителю использовать в работе над текстом такой методический прием, как устное рисование. Оно позволяет, оставаясь в пределах словесных образов литературы, всемерно развивать и углублять зрительное представление, воспринимать изобразительное начало произведения; стимулирует работу воображения, приучает зорко всматриваться в текст, служит развитию устной речи.

В задачу учителя входит также привить ученикам любовь к искусству театра, познакомить с его выразительно-изобразительными средствами и сформировать те умения, которые необходимы для восприятия и оценки театрального спектакля.

В процессе изучения драматических произведений возможно последовательное знакомство с театром и языком театрального искусства. Интерес детей к этой области знаний и впечатлений лучше поддерживать посещением спектаклей профессиональных театров, организацией драматической самодеятельности, работой школьного драматического кружка. Весь этот комплекс работы должен подчиняться литературно-образовательным целям и органически входить в систему преподавания литературы.

Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет, но основной принцип — принцип связи литературы с формированием зрительского опыта — всегда оказывается чрезвычайно плодотворным: расширяется круг литературных интересов учащихся, возникает стойкий интерес к фактам современной культуры и, прежде всего — к театру, обогащается мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, формируются эстетические оценки, повышается самостоятельность и обоснованность суждений.

Познания в области смежных искусств содействуют более осмысленному и глубокому взгляду на литературные явления, литературный процесс. Широкий искусствоведческий подход к изучению историко-литературного процесса помогает ученикам убедиться в сложности и богатстве родной культуры.

Список литературы:

  1. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М, 1981.
  2. Беленький Г.И. Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла // Народное образование. 1987, № 9. С. 46.
  3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе.1996, № 5. С. 100.
  4. Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках литературы // Литература в школе. 1996, № 5. С. 12.
  5. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002