Технологии деятельностного обучения и их применение на уроках электротехники

Разделы: Общепедагогические технологии


В отечественной педагогической науке и практике последние десятилетия отмечены постепенным переходом от парадигмы образования ориентированного на знания к парадигме личностно-ориентированного образования, настроенного на развитие общих и профессиональных компетенций. Это вызвано тем, что современные требования к специалисту изменились. В настоящее время профессионалом можно считать человека не только обладающего профессионально значимыми знаниями и умениями, но и имеющего качества личности, востребованные в данном виде деятельности, подготовленного к действиям, результат которых не предрешен. От современных работников требуются качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Традиционные технологии обучения не позволяют в полной мере подготовить специалиста, отвечающего этим требованиям.

В последнее время были разработаны и широко использовались целый ряд технологий, способствующих не только получению и усвоению знаний, но и развивающие личностные качества специалиста, воcтребованные на рынке труда. В ОАТК на уроках Электротехники широко применяются такие как: проблемная лекция, самостоятельная работа по предложенному образцу (алгоритму), составление алгоритма (решения задачи, рассмотрения теоретических вопросов и т.д.), составление опорного конспекта, исследовательский метод, технология совместной мыследеятельности, технология проектного обучения, а также методы совмещающие элементы этих технологий. Были освоении и внедрены технология позиционного обучения и технология развития критического мышления.

В 2003-2008 годах были разработаны уроки с использованием этих технологий обучения. Описание содержания и сути этих технологий приведем подробнее.

В основе базовой модели технологии развития критического мышления лежит следование трем фазам:

  • вызов, подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения;
  • осмысление – предполагает ввод новой информации;
  • рефлексия, является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности.

Технология предполагает применение определенных методов, приемов и стратегий обучения, каждый из которых направлен на раскрытие творческого потенциала учащихся.

Для стадии вызова используются приемы направленные, на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. Это такие приемы как парная мозговая атака, групповая мозговая атака, ключевые термины, разбивка на кластеры (блоки идей) и т.д..

Когда учащиеся припомнили все, что знали, в чем уверены вполне и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к стадии осмысления. На этой стадии можно применить такие приемы как: система маркировки текста; взаимообучение (прием “зигзаг”); взаимоопрос.

Выбор приемов, используемых на первых двух стадиях, определяет выбор приемов для стадии размышления: парное подведение итогов, возвращение к ключевым терминам, возвращение к кластерам, составление маркировочной таблицы по маркированному тексту. На основании технологии развития критического мышления были разработаны и проведены уроки по темам: электромагнитные элементы автоматик, газоразрядные приборы самостоятельного разряда, фотоэлектронные приборы.

Технология позиционного обучения была разработана доктором психологических наук, профессором Н.Е. Веракса. Предпосылкой для разработки этой технологии явилось то, что учащиеся, не обладающие высоким уровнем развитости логического мышления, сталкиваются с необходимостью его применения в процессе обучения. Это приводит к противоречию. Применение специальных методов облегчает использование логического аппарата мышления и способствует его развитию.

Механизм познавательной деятельности расположен как бы в трех слоях: нормативном, который предполагает, что у человека сформированы адекватные средства познавательной деятельности (основные законы, понятия и т.д.); преобразующем (диалектическом); символическом, связанном со способностями к выражению своего отношения к миру.

При работе на учебном занятии учащиеся оказываются как бы в одной из трех позиций:

  • нормативная, она связана с усвоением норм и правил (понятия, законы, явления), необходимых для того, чтобы стать компетентным;
  • диалектическая, она связана с ответом на вопрос, как можно изменить существующие нормы и правила, какие имеются способы их систематического изменения;
  • символическая, когда обучаемый должен ответить на вопрос, какое отношение существующие нормы и правила изучаемого предмета имеют лично к нему., в чем он видит смысл изучаемого предмета.

Изучение предметного материала включает три последовательных этапа работы над предлагаемой темой:

  1. Информационный. В него входит ознакомление с нормативной стороной предметного содержания (слушание лекции или чтение соответствующих текстов).
  2. Смысловой. Он заключается в анализе всего предложенного материала с одной из выше перечисленных позиций и выполнение задания, соответствующего ей.
  3. Демонстрационно-дискуссионный. На этом этапе изученный материал предъявляется аудитории.

Занятие строится следующим образом. Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек и знакомятся с предложенной информацией (лекция или информационные листы). Затем каждая группа получает условное название с заданием, соответствующим определенной позиции. Важно чтобы были представлены все три позиции.

Нормативная позиция может быть представлена группами:

  • “Тезисы”,
  • “План”;
  • “Понятие”,
  • “Схема”

Диалектическая позиция:

  • “Апологет”,
  • “Оппозиция”,
  • “Рефлексия”
  • “Практик”

Символическая позиция:

  • “Ассоциация”,
  • “Театр”,
  • “Эксперты”

По окончании выполнения задания каждая группа докладывает результаты у доски. Доклады могут сопровождаться иллюстрациями, чертежами или представляться в виде метаплана. Этот этап является наиболее интересным для учащихся и преподавателей. Группы не повторяют друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций, что, в свою очередь , позволяет рассмотреть материал многогранно, в объеме.

Ход урока и технологическая карта приведены в приложениях 1 и 2. (Приложение 1. Приложение 2)

  1. Занятия по данным технологиям были проведены в 2007-2008 учебном году в 6 группах что, на основании наблюдений, позволяет сделать выводы:
  2. Подобная организация занятия позволяет ввести в процесс учебной деятельности значительно большее число учащихся чем при традиционных методах.
  3. Процесс обучения становится активным, осознанным, интересным, позволяющим каждому самовыразиться.
  4. Создается возможность ситуации успеха, что повышает самооценку и стимулирует мотивацию к обучению.
  5. Применение этих технологий требует усвоения определенных “правил игры”, поэтому однократное применение не всегда дает желаемый результат.
  6. Работа на занятии требует от учащихся большого напряжения, но интересна для большинства из них, более пассивная часть учащихся невольно втягивается в работу, начинает повышаться интерес и у них.