Статья "Нескучные правила для формирования саморегуляции младших школьников"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Психология из науки сугубо теоретической все больше становится еще и практической, прикладной. Это дает возможность широко использовать накопленные знания о закономерностях развития детской психики для решения многих проблем обучения и воспитания. Например, проблемы собственной поведенческой регуляции и самоорганизации в обучении и в повседневной жизни. Одной из причин пониженной обучаемости в начальных классах, по мнению ряда авторов [1-6], является несформированность на момент поступления в школу общей способности к обучению, ее психологической структуры. Немаловажную роль в развитии этой способности призваны сыграть компоненты, непосредственно не являющиеся интеллектуальными:

  1. положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности;
  2. способы самоконтроля и саморегуляции.

Саморегуляция - это способность управлять собственным психическим состоянием и поведением. Этот компонент у детей начальной школы слабо развит, что связано с возрастными особенностями процесса торможения. Многим детям явно не хватает силы воли, чтобы сдерживать себя во время урока, не бегать по школе во время перемены. По причине слабо развитой саморегуляции дети затрудняются принять и удержать в памяти общепринятые установки правильного поведения во внешкольное время, по вечерам в спальной комнате.

На протяжении всего периода младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением. Развивается произвольная память, внимание, произвольной становится организация его деятельности. Установлено, что младший школьный возраст является сензитивным для формирования этих сторон психики. Но происходит это медленно, постепенно. Требования, предъявляемые к детям уже в первом классе, предполагают достаточно высокий уровень развития произвольности и саморегуляции.

Создание педагогом благоприятных условий ускорит этот процесс. Одним из таких условий в начальный период обучения может стать побуждение педагогом самих детей к разработке и принятию определенных правил поведения.

Практика показывает, что ученики с интересом и старанием относятся к “законотворческой” деятельности.

В качестве примера можно привести следующий опыт, благоприятствующий созданию мотивации к саморегуляции.

Все началось после ремонта спальни, когда педагоги, создавшие красоту и уют, задумались о том, как все это сохранить. Ведь мальчики, живущие здесь, еще не обладают навыками бережного отношения к школьному имуществу.

Так и возникла идея совместной с детьми разработки и принятия правил бережного отношения к спальне.

Дети активно включились в работу. Они наперебой предлагали свои варианты правил поведения в спальной комнате. В результате у нас появился первоначальный экземпляр правил. Дети с гордостью увидели под каждым правилом свои имена (имена авторов). Вот фрагмент этого документа: Вадику, Гене, Максиму и другим детям, желающим повысить свою культуру

Правила бережного отношения к спальне:

  • Наводить поддерживать порядок в тумбочке, шкафу, на кровати. (Настя)
  • Беречь мебель, обои и другие предметы, украшающие спальню. (Максим)
  • Ухаживать за цветами (Карина, Гена)
  • Соблюдать чистоту ковра (Настя)
  • Пользоваться тазиком и ведром строго по назначению (Вадик)
  • Строго запрещено заходить в соседние спальни (Гена, Вадик)
  • Забрасывать на лампы различные предметы очень опасно (Гена, Вадик)
  • Помнить, что спальная комната нужна для отдыха и восстановления сил (Нинель Юрьевна и Людмила Ивановна).

Итак, правила разработаны, все дети с ними знакомятся в печатном виде, читают, радуются, увидев под каждым правилом свои имена. Все согласились жить строго по этим правилам, соблюдая их. Вот уже этот листок с правилами в красивой рамке на тумбочке. Теперь, приходя в спальную комнату можно даже взять эту рамку, да еще раз перечитать правила.

Чтобы правила стали “работающими”, педагогам необходимо побуждать малышей дополнять, изменять, обновлять их.

Очень важна для младших школьников доступность целей.

Можно было бы убрать мусор с пришкольного участка, полюбоваться порядком. Но вряд ли ребенок станет долго гордиться результатом своего труда. Не детское это дело! А, вот превратить площадку участка в парковку автомобилей? Но, естественно не настоящих, а нарисованных на асфальте акриловой краской. И, пусть неподалеку, дорогу, ведущую к стоянке, пересекает пешеходный переход.…Чтобы организовать такую сюжетно-ролевую игру “Дорожное движение” возникла мысль нарисовать прямо на асфальте разметку проезжей части с двусторонним движением. С этого и начали. Сделать “заливку” краской контура автомобилей, очерченного педагогом, под силу даже малышу (<рисунок 1>).

Возвращаясь к вопросу о том, как сохранить созданное кем-то, мы поняли очень простую истину: созидать надо непременно совместно с детьми. И, пусть в творческую группу педагогов входят дети, желающие улучшить интерьер школы. Пока проект обновления нашего третьего этажа только лишь на бумаге (<рисунок 2>), но мы уже готовы приступить к работе.

Деятельность, направленная на решение доступных для ребенка целей, приобретает конечный смысл. Решаемая задача, создавая

необходимую возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявлять организованность, терпение, настойчивость.

Следует отметить, что дополнительным положительным эффектом этой системы воспитания является то, что формируются зачатки некоторой правовой культуры правил законопослушания, хотя и в небольшом пока деле.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем этот возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. Благоприятной для развития этого качества у детей является такая социально-психологическая ситуация, в которой ребенку поручается какое-либо ответственное дело и, выполняя его, он становится лидером для других детей. Хорошие условия для реализации этой задачи создают групповые формы работы. Возьмем, к примеру, зимние забавы. Ну и что же в них особенного? Вышли на улицу, поиграли в снежки, если со снегом зима, но у нас на юге снежные зимы – редкость. Вот и воспользовались мы для начала морозом. Залили в формы цветной водицы и получили “хрустальные” украшения для Рождественского деревца, которое соорудили своими руками. Закружились “хрусталики” на ветру, превращая плоскостные круглые фигурки в разноцветные шары. И так радостно стало на душе! Пошла в ход фантазия. Давай заливать формы крупнее и разнообразнее. Цветом хотелось поиграть. Так окружили наше деревце разноцветные ледяные фонарики. Ну и как же тут не случиться снегу? Снега выпало достаточно, чтобы в нашу “Хрустальную сказку” добавить волшебный цветник из снега и льда и многое другое…

Побуждая, таким образом, школьников к творческой работе мы развиваем их самостоятельность и, в конечном счете, постепенно закрепляем эти правила в их в устойчивых убеждениях.

Таким образом, используя психологические механизмы развития саморегуляции у детей начальных классов, педагог может создать благоприятные условия для ее формирования, а мы в свою очередь предлагаем определенный механизм для достижения этой цели.

Литература.

  1. Алан Дж. Ландшафт детской души. - СПб. – Минск, 1997.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.
  3. Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. - М., 1996.
  4. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.
  5. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. - М., 1995.
  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). – М., 2006.