Статья "Развитие памяти, внимания, воображения эйдетическими средствами"

Разделы: Общепедагогические технологии


Использование элементов методики эйдетизма направлено на осознанное развитие психических процессов: внимания, воображения, образного мышления. Эйдетизм используется как разновидность образной памяти, выраженный в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращении их воздействия на органы чувств. Эйдетические образы имеют полимодальную структуру: слуховой, зрительный, вкусовой, тактильный, двигательный, обонятельный и т. д. Развиваются внимание, способности к ассоциациям как психического процесса, в результате которого одни представления или понятия вызывают появление других. Мысленное объединение зрительных образов, визуализация способствуют обработке информации, а воображение делает эту обработку более тонкой, облегчая тем самым его воспроизведение, что делает обучение более легким и интересным. В эйдетических образах, по Л.С. Выготскому “нерасчлененном виде заключены начатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления - … нельзя провести точной границы между тремя процессами… образные представления являются как бы переходной ступенью от восприятий к представлениям”. Они, обычно, исчезают с окончанием детского возраста, но не бесследно, а превращаясь в наглядную основу представлений с составными элементами в восприятии. Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти.

Развивая все виды образной памяти, косвенно происходит формирование остальных высших психических функций; увеличивается объем внимания, сосредоточенность, устойчивость, распределение и переключение, творческое воображение, наблюдательность.

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта, сохранившегося в виде представлений и понятий. И в этом отношении оно неразрывно связано с процессами памяти, преобразуя то, что есть в памяти. Достраивая с помощью воображения картину мира, восполняя пробелы знаний и опыта, ребенок, тем самым, избавляет себя от разрушительного действия отрицательных эмоций. “Воображение как основа всякой творческой деятельности, по мнению Л.С. Выготского, одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и психическое творчество”.

Эйдетизм дает средства для запоминания и технику запоминания, позволяя использовать эту систему для коррекции трудностей школьного обучения, так организуя запоминаемый материал, что обучение превращается в увлекательную игру.

Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у ребенка на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, она открывает широкие возможности для коррекции отклонений в психическом и умственном развитии.

Элементы, используемые мною на уроках, направлены на обучение техникам развития памяти, внимания, воображения, на творческий выбор с использованием мнемотехнических средств для учащихся коррекционной школы. В результате, за год объем памяти увеличился, в среднем, в 1,3 – 1,5 раза, прочность хранения – в 1, 3 раза, внимание повысилось в 2,5 раза, воображение увеличилось в 1,5 – 1,8 раза.

В ходе обучения с использованием элементов эйдотехники, учащиеся приобретают знания и овладевают умениями и навыками: запомнить тексты, стихи, словарные слова, исторические даты, номера телефонов, фамилии, имена, отчества, делать несколько дел одновременно, выбирать и использовать мнемотехнические средства для достижения цели и концентрировать свое внимание.

Игра “Имя соседа”.

Задачи: знакомство с группой, формирование коммуникативных навыков, создание атмосферы эмоционального приятия.

Ход игры: дети встают в круг, каждый участник называет себя и имена двух рядом стоящих детей.

Игра “На что это похоже?”

Цель: развитие воображения.

Учебный материал: мнемотехническая таблица.

Ход игры: каждому предлагается мнемотехническая таблица, он должен придумать, на что похоже изображение каждой фигурки. Выигрывает тот, кто больше назовет предметов, похожих на изображение фигурок.

Игра “Заметь все”.

Задача: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Ход игры: на столе лежат 5-10 различных предметов, накрытых бумагой. Участникам предлагается, предварительно открыв их, посмотреть в течение 2-5 секунд, а затем снова закрыть предметы. Затем они должны нарисовать в альбоме или тетради эти предметы, место их расположения относительно друг друга. Качество рисунка роли не играет, желательно изобразить предмет ассоциативно.

Упражнение “Я – режиссер”.

Задачи: обучение технике последовательных ассоциаций, развитие воображения.

Учебный материал: мнемотехническая таблица или набор слов.

Ход упражнения: участникам предлагается мнемотехническая таблица или набор из 5 – 15 слов. На каждый предмет или слово создается воображаемый образ: зрительный, тактильный, слуховой, обонятельный, вкусовой. Ассоциация этих образов на слово или предмет располагается в предъявляемой последовательности, что в результате приводит к созданию воображаемого фильма. Желательно личное “участие” в фильме для усиления эмоциональной окраски. Чтобы получить четкий образ, лучше закрыть глаза, а затем сконцентрироваться на вспоминаемой картинке. Зрительное представление состоит в мысленном создании картины-иллюстрации, что займет не меньше 10-60 секунд. Лучше, если в “фильме” будут присутствовать яркие, оригинальные образы, необычный, завораживающий сюжет. Затем, все участники проговаривают свой “фильм”, после чего идет обсуждение.

Игра “Запомни порядок”.

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры: играющие выстраиваются в круг, водящий отворачивается, 2-3 участника меняются местами, водящий должен определить, кто поменялся местами. Затем водящим становится другой.

Игра “Оживи открытку”.

Задачи: развитие зрительной памяти, воображения.

Учебный материал: 5-25 ярких открыток, набор из такого же количества слов.

Вариант №1: инструктор диктует с интервалом 3-5 секунд слова, на каждое слово, показывая открытку. Участникам необходимо “оживить” слово, создавая его воображаемый образ: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой. Затем ввести этот образ в открытку, изменяя ее сюжет. Далее инструктор поочередно показывает открытки, а участники записывают слова, соответствующие данной открытки.

Вариант №2: после показа третьей открытки участники записывают слово, которое относилось к первой, после четвертой – ко второй и т.д.

Игра “Четыре стихии”.

Задачи: развитие кинетического канала восприятия, его координация со слуховым и зрительным.

Ход игры: ведущий называет стихию и движения, относящиеся к ней: воздух – руки вверх, вода – вперед, земля – вниз, огонь – к себе. Ведущий, делая обманные движения, называет стихию, а участники должны выполнять движения, воспринимаемые на слух.

Упражнение “Кто больше запомнит?”

Задача: обучение мысленному конструированию образов с использованием свободных ассоциаций.

Учебный материал: небольшой рассказ, в котором встречаются слова, начинающиеся с одной и той же буквы.

Ход: участникам предлагается образно представить фильм, медленно проговариваемый инструктором. Затем ими выписываются слова, начинающиеся с одной и той же буквы, после чего идет обсуждение.

Игра “Закончим рассказ”.

Задачи: развитие воображения.

Учебный материал: несколько фраз, с которых начинается рассказ, например:

- Однажды летом мы с друзьями пошли в лес…

- Мне подарили щенка, и вот…

Ход: инструктором проговаривается начало рассказа, участникам предлагается развить его, создавая воображаемые образы: слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые. Ассоциация этих образов приводит к созданию рассказов с их дальнейшим обсуждением и определением наиболее интересных моментов.

Игра “Колодец”.

Задача: развитие произвольной концентрации внимания.

Учебный материал: спички.

Ход игры: инструктор предлагает сложить спички так, чтобы из них получился колодец.

Игра “Где фишка?”

Задачи: развитие произвольного внимания и способности переключения.

Учебный материал: лист бумаги, произвольно расчерченный размером 4-4, в верхнем левом углу которого находится “фишка”.

Вариант №1. Ход игры: инструктором предлагается возможные варианты передвижения “фишки” по квадратам: вверх, вниз, вправо или влево, в рядом стоящую клетку, или через одну, но не по диагонали. При слове “стоп”, участники игры показывают квадрат, где остановилась “фишка”. Рисовать или водить пальцем по квадратам нельзя.

Вариант №2: учебный материал тот же и набор из 3-10 слов.

Ход игры: инструктор предлагает каждую клеточку превратить в экран. На каждое передвижение фишки диктуется слово, на которое создается воображаемый образ: тактильный, слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой. Ассоциация этих образов приводит к созданию воображаемого фильма. Далее предлагается зарисовать последовательность передвижения “фишки” и слов с последующим обсуждением.

Игра “Крестики – нолики”.

Задачи: развитие пространственного воображения, формирование навыка отстраненности.

Учебный материал: нарисованная на доске или листе бумаги таблица для игры в крестики – нолики.

Ход игры: участники разбиваются на тройки, в которой у двух глаза завязаны, а третий фиксирует результаты игры.

Игра “Трансформер”.

Задача: развитие ассоциативной памяти.

Учебный материал: игрушечные трансформеры, набор из 10 – 15 слов, японские иероглифы, нарисованные на бумаге в количестве 10 – 15 символов, 10 – 15 ярких открыток.

Вариант №1: инструктор диктует слово и предъявляет открытку. На слово создается воображаемый образ: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, который трансформируется в любую деталь на открытке, меняя ее сюжет, и так, используя все слова и открытки. Затем показывается открытка, а участники записывают слова, относящиеся к данной открытке, или наоборот называется слово и записывается или проговаривается сюжет открытки.

Вариант №2: инструктор показывает иероглиф и объясняет его значение. Участники придумывают рассказ, используя значение иероглифа, и трансформируя его образ: форму, объем, величину. Затем инструктор предъявляет иероглиф, а участники записывают его значение или наоборот после произнесения перевода иероглифа делается его зарисовка. Таким образом, запоминаются значения всех иероглифов.

Вариант №3: инструктором предлагается трансформировать игрушку с наибольшим количеством вариантов, придумывая воображаемые образы, из ассоциации которых желательно создать “фильм” с дальнейшим его обсуждением и демонстрации хода игры трансформера.

Игра “Раскраски”.

Задачи: развитие зрительной памяти и способности трансформировать цвет.

Учебный материал: набор из 15 – 20 названий различного цвета, мнемотехническая таблица, 15 – 20 словосочетаний: подлежащее + определение, указывающее на цвет предмета.

Вариант № 1: перед участниками мнемотехническая таблица. Инструктор с интервалом 5 – 7 секунд называет заранее придуманные цвета. Участники мысленно перекрашивают фигурки, изображенные на таблице в цвет, названный инструктором и так все цвета. Затем, смотря на таблицу (облегченный вариант) или по памяти, участники записывают цвета, предлагаемые инструктором.

Вариант №2: инструктор называет цвета с интервалом 5 – 7 секунд всего 15 – 20, а участники мысленно перекрашивают свою одежду, мебель и вещи в комнате, любой пейзаж в предлагаемые цвета. Затем записывают цвета по памяти.

Вариант №3: инструктор называет с интервалом 5 – 7 секунд предметы в цвете, всего 15 – 20. Участники создают воображаемый образ в новом цвете. Из их ассоциаций придумывается воображаемый фильм. Затем они записывают слова в цвете с последующим обсуждением.

Игра “Угадай фигуру”.

Задача: формирование фотографической памяти.

Учебный материал: спички.

Ход игры: ведущий выкладывает из 7 – 10 спичек фигуру. Участники смотрят 3 – 7 секунд, ведущий накрывает фигуру бумагой. Необходимо из спичек выложить подобную фигуру, потом сравнить ее с исходной. Всего 7 – 10 фигур.

Игра “Моментальное фото”.

Задачи: формирование фотографической памяти, развитие произвольного внимания, воображения.

Учебный материал: открытки с простым сюжетом.

Ход игры: участники разбиваются по парам, каждый выбирает себе открытку и смотрит на нее 2 – 5 секунд. Затем, закрыв глаза, пытается “увидеть” как бы проявить ее. Участники меняются открытками и проговаривают о своем восприятии партнеру.

Упражнение “Войди в открытку”.

Задачи: формирование техники “вхождения”, развитие пространственного воображения.

Учебный материал: набор из 15 – 20 слов и такого же количества открыток, мнемотехническая таблица.

Вариант №1: инструктор с интервалом 10 – 15 секунд диктует слово, на которое создается воображаемый образ: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой, который “оживляется” и входит в сюжет открытки. И так все 10 – 15 слов. Затем проговариваются слова, а участники воспроизводят сюжет открытки.

Вариант №2: то же, что и в варианте №1, только участники придумывают “фильм” из предлагаемых слов и открыток.

Вариант №3: перед участниками мнемотехническая таблица и 5 открыток. Инструктор предлагает, “оживив” фигуры таблицы, ввести их в открытку в количестве пяти. И так все 25 фигур. Затем, глядя на открытки, заполнить пустую мнемотехническую таблицу, приготовленную заранее.

Игра “Чувствую и вижу”.

Задача: развитие ассоциативной памяти с синхронизацией зрительного и тактильного восприятия.

Учебный материал: 10 дощечек размером 5 на 10 с наклеенными на них материалом различной текстуры (наждачная бумага, бархат, мех, атлас и т.д. и столько же открыток).

Ход игры: инструктор предлагает произвольно разложить 10 дощечек с открытками. Участники разбиваются по парам. Тактильно изучая дощечку, каждый участник должен найти соответствие между тактильными ощущениями и зрительным восприятием открытки, и так все 10 парных предметов. Затем, поочередно каждый воспроизводит с закрытыми глазами сюжет открытки, исследуя дощечку, данную партнером и наоборот, глядя на открытку участник воспроизводит в памяти тактильные ощущения, вызванные дощечкой.

Игра “Чувствую и слышу”.

Задача: синхронизация слухового и тактильного ощущений.

Учебный материал: 10 дощечек (см. игру “Чувствую и вижу”), столько же подобранных звуков: по стеклу, металлу, дереву, царапанье, шуршание бумагой, льющаяся вода и т.д.

Ход игры: инструктор предлагает тактильно изучить дощечку, производя одновременно звук. Участник должен найти соответствие между тактильным ощущением и слуховым восприятием, создавая ассоциацию этих образов. И так на все 10 дощечек. Затем по предлагаемой дощечке необходимо вспомнить соответствующий ей звук и наоборот, по воспроизводимому звуку найти дощечку соответствующую ему.

Упражнение “Чувствую и смотрю фильм”.

Задачи: синхронизация тактильного, зрительного и слухового восприятия.

Учебный материал: 15 дощечек (см. игру “Чувствую и вижу”), набор из 10 слов, 2 звука, 3 открытки.

Ход: перед участниками упражнения дощечки, расположенные в ряд. Инструктор с интервалом 12 – 20 секунд диктует слова, показывает открытки и воспроизводит звук. Одновременно участники тактильно воспринимают дощечки: на каждое предъявление - одна дощечка. У участников на каждое предъявление возникают соответствующие образы, включая тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные и вкусовые ощущения. Из ассоциаций на эти образы создается воображаемый “фильм”, с последующим обсуждением.

Игра “Динамическое соответствие”.

Задача: развитие произвольного переключения внимания.

Учебный материал: 15- 20 открыток и столько же заранее приготовленных жестов (кивок головой, наклон туловища, приседание и т.д.).

Ход игры: инструктором предъявляется открытка с одновременным показом жеста. И так все открытки. Необходимо вспомнить по открытке жест.

Игра “Цифра в рифму”.

Задача: развитие воображения.

Ход игры: инструктор предлагает подобрать слова к цифрам от нуля до десяти в рифму, имеющих один корень с ней. Например:

- ноль – моль, кроль, боль, толь;

- один – блондин;

- два – трава, дрова;

- три – сотри, Трифон;

- четыре – черт в тире, четки;

- пять – опять, пятка;

- шесть – шерсть, жесть;

- семь – семья;

- восемь – осень;

- девять – дева;

- десять – деспот.

Выигрывает тот, кто больше придумал слов – каламбуров.

Игра “Когда это было?”.

Задача: развитие ассоциативной памяти.

Учебный материал: десять исторических дат, нарисованных на отдельных листах бумаги, с обязательным знанием событий им соответствующих.

Ход игры: инструктор предъявляет лист бумаги с изображением исторической даты, описывая события. Предлагая из этого события создать воображаемый образ, в предъявляемой последовательности и соотнести с сюжетом картинки. И так все даты. Затем участники записывают даты по предъявляемому событию.

Игра “Настроение и цифры”.

Задача: развитие воображения.

Ход игры: участникам представляются цифры от 0 до 9. В каждой цифре необходимо найти приятные ощущения, связанные с цифрами, используя свободные ассоциации. Например, беру 0, представляю, что это резиновый круг, на котором люблю плавать, круг мягкий, гладкий, пахнет новой резиной, а вода теплая, соленая – это море и т.д. Приятные ощущения могут быть вымышленными и реальными. Главное – как можно ярче эти ощущения представить, используя все каналы восприятия. Желательно почувствовать уверенность в себе, в своих силах и способностях. Инструктор предлагает использовать эту игру при волнениях, стрессовых ситуациях, перебирая в уме образы цифр, с включением слуховых, зрительных, тактильных, обонятельных, вкусовых ощущений.

Игра “Иностранные слова”.

Задача: развитие ассоциативной памяти.

Учебный материал: 5 – 40 иностранных слов с переводом.

Ход игры: инструктор произносит иностранное слово и его перевод. Участники подбирают созвучное слово в русском языке, затем придумывается рассказ из созвучного слова и перевода. Рекомендуется представить, включая все каналы восприятия, как можно ярче картинку к этому рассказу в течение 10 – 15 секунд. Потом участники описывают свои ощущения и ассоциации. И так все предлагаемые слова. В результате инструктор называет перевод слова, а участники записывают иностранное, и наоборот.

Список используемой литературы.

  1.  Выготский Л.С. “Основные течения современной психологии”. – М, Просвещение, 1991.
  2. Выготский Л.С. “Память и ее развитие в детском возрасте”. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.2. М., 1982.
  3. Выготский Л.С. “Развитие мнемотехнических и мнемических функций”. Собрание сочинений в 6-ти томах, М., 1983, стр. 381-395.
  4. Запорожец А.В. “Избранные психологические труды”., - М., Просвещение , 1986.
  5. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. “Наедине с памятью”. М., Эйдос, 2003.
  6. Лапп Д. “Улучшаем память в любом возрасте”. – М., Мир, 1993.
  7. Матюгин И. “Школа эйдетики, развития памяти, образного мышления, воображения”. –М., Эйдос, 2005.
  8. Матюгин И., Чакаберия Е. “Зрительная память”. –М. Эйдос, 2006.
  9. Чистякова М.И. “Психогимнастика”. –М., Просвещение, 1990.