Проблемный урок математики во 2-м классе по программе "Школа России" по теме "Конкретный смысл действия умножения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении , раскрыть его смысл , как сложение одинаковых слагаемых.
  • Познакомить с соответствующей терминологией и символикой.
  • Развивать логическое и творческое мышление, устойчивое внимание, память и математическую речь.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • экран и мультимедийная система, рабочие листы,
  • аудиомагнитофон, дерево, листья белые, зелёные, жёлтые,
  • индивидуальные карточки для дифференцированной работы,
  • конверты с пазлами, картинки кота и совы, магниты.

Ход урока.

1. Организационный момент

-Доброе утро, ребята!

- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться, доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи себе и друг другу!

-Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть много ещё интересного, что можно открыть для себя.

-Советы Мудрой совы помогут вам:

- Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно! (Приложение 1, слайд 1)

-А живёт Мудрая сова на дереве.

-Что вы видите необычного на дереве? (белые листья)

- Мудрая сова предлагает вам помочь оживить дерево, окрасить листья.

Зеленый лист - кто не сделал ни 1 ошибки, доволен собой.

Желтый – допускал неточности.

Красный – больше ошибался, недоволен собой.

От ваших открытий и решений зависит успех урока.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

1). Проверим ваше внимание: (Приложение 1, слайд 2)

- Кто это?

- Это друг совы - кролик.

- Сколько хвостов у 1 кролика?

- Сколько ушей у 1 кролика?

- Сколько лап у 1 кролика?

2). Работа на рабочих листах

Сова просит узнать:

1) Сколько хвостов у 5 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? (Приложение 1, слайд 3)

Что показывает число 1? 2? 4?

1+1+1+1+1

2) Сколько ушек у 4 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? (Приложение 1, слайд 4)

2+2+2+2

3) Сколько лапок у 3 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? (Приложение 1, слайд 5)

4+4+4

- Каким математическим действием будем пользоваться, чтобы это узнать? Почему?

СЛОЖЕНИЕ

( на доске)

-Что общего в этих выражениях? (Приложение 1, слайд 7)

-Чем выражения отличаются?

4). -Сколько глаз у 36 кроликов? Как найти? Почему? (Приложение 1, слайд 8)

- Какое одинаковое слагаемое? Сколько раз повторяется? Почему я долго писала и не закончила?

- Что у вас вызвало удивление?

- Сложность задания – как короче записать решение .

Придумайте свою короткую запись этого выражения.

36…2    2…36    36…2    36… 2    2…36 (Приложение 1, слайд 8)

-У кого есть такая запись? (Приложение 1, слайд 9)

-Можно ли такой записью ответить на вопрос? 36+2    2+36    36-2

- Для удобства и краткости записи пользуются новым математическим действием .

УМНОЖЕНИЕ

(на доске)

- Знак умножения точка ( ∙ ) (на доске)

-Какое открытие мы сделали? Для чего?

- Вы справились, молодцы!

3. Сообщение темы урока

- Назовите тему урока. (Приложение 1, слайд 10)

-Чему должны научиться?

-Задайте 1 вопрос, начиная со слова ЧТО, а 2 – ЗАЧЕМ. (Приложение 1, слайд 11)

(Что такое умножение? Зачем нужно умножение?) (Приложение 1, слайд 12)

-Кто может ответить на заданные вопросы?

-Ответим на эти вопросы в конце урока.

4. Решение проблемы

1)Работа над открытием новых знаний. (в рабочих листах) (Приложение 2)

- Заменим сложение на удобную и короткую запись умножением.

-Какое слагаемое повторяется 5 раз? (Приложение 1, слайд 13)

ПО … взять … раз? 1* 5 Прочитай запись решения.

По сколько взяли …раз?

2 * 4     4 * 3     2 * 36

-Как правильно читать? (на доске)

-Почему сложение заменили на умножение?

Физминутка «День и ночь». (Появляется на доске ученый кот)

 У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

2) –Учёный кот предлагает вам более трудное задание.

- Не попадитесь в «ловушку»!

(на доске)

Рисунок 1

Читает ученик: (Приложение 1, слайд 14)

В нашем доме беспорядок,
Не найдёшь у нас тетрадок.
В трёх шкафах по 6 тетрадок
Саша разбросал.
Сколько же всего тетрадок,
Кто бы посчитал?

- По сколько тетрадей в каждом шкафу?

-Сколько шкафов?

-Запишите решение сложением под №2 в рабочих листах.

-Найдите правильное решение. Почему?

3+3+3+3+3+3

6+6+6

6+6+3

3+6+3 (Приложение 1, слайд 15)

- Замените умножением.

-Можно эти выражения на сложение заменить на выражения с умножением? Почему?

6+6+6=18

6*3 = 18 Проверьте себя. (Приложение 1, слайд 16)

-Можно эти выражения на сложение заменить на выражения с умножением? Почему?

-Где «ЛОВУШКА»? (Приложение 1, слайд 16)

-Какое открытие мы сделали? (Приложение 1, слайд 17)

-Что такое умножение? (Это сумма одинаковых слагаемых)

-Зачем нужно умножение? (Для удобства записи и счёта) ( на доске правило)

 5. Физминутка

-Давайте сделаем приятное нашему учёному коту! (Под музыку с движениями)

6. Первичное закрепление

1). Работа с выводами

-Задайте вопросы ЧТО и ЗАЧЕМ друг другу в парах.

-Что такое умножение?

-Зачем нужно умножение? (Приложение 1, слайд 17)

- Оцени товарища.

2). Выполняя следующее задание, помните открытия об умножении и применяйте их.

(Рабочие листы – Задание №3.)

–Замените выражения на сложение на умножение. (на доске)

-Не попадите в «ловушку»!

- Сколько групп примеров выделите?

5+5+5+5+5= в+в+в+в=
9 ∙ 3 =  с ∙ 2=
13 + 13 + 15= а+в+с=

(Запись на рабочих листах под №3 со взаимопроверкой и чтением записей выражений на доске)

-Как выполнили задание? Покажите листок с дерева.

3) – Все вы любите играть. Сова и кот прислали вам конверты с игрой в пазлы - это листья с дерева.

Составьте пазлы так, чтобы у вас получились равенства сложение и умножение.

  1. 8+8+8+8=8 ∙ 4
  2. 7+7+7+7+7=7∙5
  3. 10+10+10=10∙3

-Переверните листы. Если половинки одного цвета , вы решили правильно!

-Как выполнили задание? Оцените себя.

7. Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам с самооценкой. Приложение 3

- Что помогло вам в решении?

- Каждый постарается ,чтобы наше деревце расцвело!

-Выполняем задание на цветных карточках .

За каждый правильный ответ в таблицу ставите 1 балл.

Проверка работы по карточкам на экране.

-Кто набрал по 1 карточке 4 балла? (Приложение 1, слайд 18)

-Кто набрал по 2 карточке 4 балла? (Приложение 1, слайд 19)

-Кто набрал по 3 карточке 4 балла? (Приложение 1, слайд 20)

- Кто нашел «ЛОВУШКУ» в задании?

- Сова и учёный кот помогли вам сделать новые открытия в математике.

8. Итог урока

-Какие открытия мы сегодня сделали?

-Где могут пригодиться эти знания? (Приложение 1, слайд 21)

- Кто больше всех помогал?

9. Домашнее задание

- Составьте числовые равенства на сложение и умножение . (Приложение 1, слайд 21)

- Каждый подумал , как работал он на уроке.

Оцените и украсьте деревце листиком.

Дети подходят к дереву и прикрепляют лист.

-Посмотрите, какое разноцветное и веселое оно получилось!

-Спасибо за урок! Вы молодцы! Сова и кот тоже благодарят вас!

(Приложение 1, слайд 22) Урок закончен.