Разработка урока по теме "Безработица"

Разделы: Экономика


Цель урока: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – безработицей.

Задачи:

  • Обучающая – формирование у учащихся представления об экономическом понятии «безработица», ее причинах и видах.
  • Развивающая – развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы с графиками.
  • Воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе через участие в практикуме «Что делать безработному?».

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, учебник Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита – Пресс, 2000, материалы практикума «Что делать безработному?»

Подготовительный этап:

  1. Экскурсия группы учащихся в Центр занятости населения г. Сургута с целью подготовки сообщений для урока.
  2. Оформление графиков «Рост безработицы в г. Сургуте и г. Ханты-Мансийске с 2006 – 2008 годы», «Темп безработицы в ХМАО и соседних регионах (Екатеринбургская, Тюменская области, ЯНАО)»
  3. Подготовка ученика для проведения практикума «Что делать безработному»

ХОД УРОКА

Учитель: «Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «Труд и экономика». На предыдущих уроках речь шла о таких экономических понятиях как «труд», «рабочая сила», «заработная плата». А теперь пришло время познакомиться с одной из сложнейших экономических проблем – безработицей.
Запишите тему урока (учащиеся делают запись в тетради).
Я думаю вам понятно, что выбор темы урока не случаен, так как через несколько месяцев вы закончите школу и перед вами встанет вопрос «Что делать дальше?». В условиях нестабильного экономического развития России некоторые из вас, возможно, пополнят ряды безработных. Поэтому цель нашего урока познакомиться с понятием «безработица», выявить ее причины, определить виды и, самое главное, узнать, что делать человеку, оставшемуся без работы.

Вопросы к учащимся:

– Как вы думаете, кого можно считать безработным? (Ответы учащихся, затем обращаем внимание на учебник стр. 158 – 159.)
– А что такое безработица? (Ответы учащихся, затем обращаем внимание на учебник стр. 158, запись в тетради понятия «безработица».)

Учитель: Безработица, как любое экономическое явление имеет свои причины

Вопрос к учащимся: Как вы думаете какие? (Ответы учащихся, обобщение, запись в тетрадь.)

Учитель: Одной из причин вы назвали сокращение рабочих мест.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, кого нельзя сократить? (Ответы учащихся, затем предоставляем слово учащемуся с сообщением «Кто не может быть сокращен на производстве»).

Учитель: Этими причинами объясняется рост или спад безработицы в определенных регионах России, в том числе у нас и наших ближайших соседей. Обратите внимание на графики роста безработицы в городах Ханты-Мансийск и Сургут.

Вопрос к учащимся: Что вы видите и как вы это объясните?

Учитель: Теперь сравним темпы безработицы в ХМАО и соседних регионах (Екатеринбургская, Тюменская области, ЯНАО).

Вопрос к учащимся: Что вы видите и как вы это объясните?

Учитель: Таким образом, мы видим, что в нашем городе наблюдается повышение уровня безработицы. Чтобы выяснить объективные причины данной ситуации, выслушаем сообщение учащегося «Причины повышения уровня безработицы в г. Сургуте».

Учитель: Экономисты различают несколько видов безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Сейчас в группах вы прорабатываете теоретический материал по определенному виду безработицы

  • 1-я группа: фрикционная стр. 160;
  • 2-я группа: структурная стр. 161;
  • 3-я группа: циклическая стр. 163.

Ваша задача дать определение вида безработицы. На работу вам дается 5 минут. По окончанию работы вам будет выдано задание – описание экономической ситуации вы должны определить вид безработицы и доказать это. (Приложение 1)

Вопрос к учащимся: А какой вид безработицы существует у нас в городе? Слушаем варианты, затем предоставляем слово учащемуся с сообщением «Основной вид безработицы в нашем городе».

Учитель: Таким образом, мы видим, что в нашем регионе преобладает структурная безработица. Для того чтобы решить проблему безработицы, в каждом городе создан Центр занятости населения, который принимает меры по снижению ее темпов.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какие меры? Слушаем варианты, затем предоставляем слово учащемуся с сообщением «Меры снижения темпа безработицы в нашем городе»

Учитель: Но если вдруг вы все таки пополнили ряды безработных, то что вам делать? Подготовленный заранее учащийся проводит практикум «Что делать безработному?»
Я думаю, что урок не прошел даром. Верю, что столкнувшись с проблемой безработицы, вы вспомните наше занятие. В конце урока мне хотелось бы услышать от вас, какими из полученных сегодня знаний, вы сможете воспользоваться в будущем. Ответы учащихся.

Домашнее задание: Составить программу мер по снижению темпов безработицы в городе.

Литература

  1. Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита-Пресс, 2000
  2. Липсиц И.В. Экономика: в 2-х кн. Кн. 1 – 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2000
  3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2-х кн. Кн. 1 – 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 1998
  4. Павлов В. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию // Российский экономический журнал. 1992. № 4
  5. Методический альманах: пособия для преподавателей курса «Граждановедение». – М.: НВЦ «Гражданин», 1994