Закрепление знаний по теме: "Состав слова". Путешествие в город Здоровья

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи:

Обучающие:

  • повторить изученные признаки родственных слов;
  • проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа слова;
  • повторить разбор по членам предложения

Развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь учеников;
  • развивать умение разбирать слова по составу;
  • развивать умение образовывать новые слова;

Воспитывающие:

  • воспитывать у учащихся стремление укреплять свое здоровье;
  • воспитывать активность и аккуратность у учащихся;
  • воспитывать умение работать в группе, паре;
  • воспитывать взаимоуважение, дисциплинированность, честность, уверенность в своих силах.

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал для детей:

  • задания для групп (Приложение 5)
  • чистые листы для групп
  • маркеры для работы по группам
  • заповеди ЗОЖ каждому ребенку (Приложение 6)
  • по три круга (зеленый, красный, желтый для самооценки) каждому ребенку

Ход урока.

 1. Мотивация к учебной деятельности, постановка темы и целей урока:

 - Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть. Сегодняшний урок хочется начать с пословицы. «Знание собирается по капле». <СЛАЙД 2>

– Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу)

- Посмотрите на следующий слайд. <Слайд 3>. Что вы видите? (вагончики, на них изображена приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

- Вы работали с этими темами на прошлых уроках, собирали по капле знания одной большой темы. Как она называется? (состав слова) <СЛАЙД 4>

- Все ли у вас получается или бывают ошибки, затруднения? (бывают затруднения)

- Что надо делать, чтобы преодолеть затруднения? (тренироваться, закреплять..)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (повторению, закреплению)

- Как бы вы сформулировали тему урока? ( «Закрепление знаний о составе слова».) (тему на доску)

- Верно. На уроке мы будем обобщать знания по теме «Состав слова», повторим, чему научились.

- Для чего надо повторять, какую цель перед собой поставим?

- Когда мы повторяем, то выясняем, все ли понятно, и над чем еще надо поработать. Очень важно понять, что я не знаю, и самому найти способ справиться с затруднениями.

- А повторять мы будем, отправившись в путешествие в город Здоровья. Я вам желаю успехов. Итак, в путь.

2. Повторение изученного материала.

Работа с однокоренными словами, выделение корня слов.

- Первая улица в городе Здоровья «Спортивная». <СЛАЙД 5>

- В домиках на этой улице живут слова, связанные со спортом. Давайте посмотрим, все ли слова поселились в своих домиках.

1-й дом: спортсмен, футбол, спортивный, спорт. <СЛАЙД 5>

- Что можете сказать о жильцах этого домика? (слово «футбол» лишнее)

- Почему это слово должно жить в другом домике? (не однокоренное, не родственное)

- Какие слова называют однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению)

- Что такое корень слова? (главная часть основы, одинаковая значимая часть родственных слов) (на доску таблицу с определением)

- Какое слово еще может быть лишним по другому признаку? (спортивный – прилагательное, остальные – им.сущ.)

- Запишите в тетрадях однокоренные слова и выделите корень.

- Какой корень выделили (спорт) <СЛАЙД 6>

Работа со словарными словами, выделение окончания и основы слова.

– Следующая улица Питательная. <СЛАЙД 7>

- На ней живут слова, связанные с питанием человека. Какие продукты человеку полезно есть? (молочные, овощи, фрукты…)

- Вспомните, какие словарные слова, связанные с питанием вы изучали?

- Я буду загадывать загадки, а отгадки (словарные слова) запишем в тетради и выделим орфограмму, которую надо запомнить. (дети по одному выходят к доске, остальные в тетради)

огурцы, морковка, арбуз, малиной.

<Слайд 8> (появляются картинки с отгадками после отгадывания загадки детьми)

На июньской грядке
Все у нас в порядке!
Строем, словно молодцы,
Зеленеют... (огурцы)

Раскудрявая коса
И блестит на ней роса!
Чья коса лежит на грядке?
Где оранжевые пятки?
В землю спрятала плутовка,
Витаминная... (морковка)

С виду он зеленый мячик,
Но зовут его иначе,
На нем бархатный картуз.
Это сладкий наш... (арбуз)

Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с ...(малиной)

 (ставят ударение и подчеркивают непроверяемую безударную гласную)

Физминутка для глаз:

  1. «Горизонт» – движение глаз слева направо горизонтально
  2. «Лодочка» – движение глаз по дуге книзу на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую
  3. «Радуга» - движение глаз по дуге кверху на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую
  4. «Пловец плывет к берегу» – на счет 1-4 смотрю на кончик пальца вытянутой вперед руки, на счет 5-8 продолжаю смотреть, но палец приближается к носу, потом другой рукой тоже.
  5. «Яркое солнышко» – ослепило солнце – закрыть глаза ладонями (на 1-4), потом поморгать (5-8).

- Теперь в этих словах выделим окончание и основу. Что такое окончание? (изменяемая часть слова)

- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

- Что нужно сделать, чтобы выделить окончание? (нужно сравнить его начальную форму, форму множественного числа и данную форму)

- А что такое основа слова? (часть слова без окончания) (Повесить листы с определением на доску)

(Проводится работа по выделению окончания и основы слова, дети комментируют с места, я работаю на доске)

 Работа по образованию слов с помощью приставок.

- Следующая улица Подвижная. На ней живут подвижные, динамичные слова: прыгать и ходить. <СЛАЙД 9>

- Даже есть пословица: Движение - это жизнь. Очень полезно быть активным, подвижным, гулять, заниматься спортом, а не сидеть дома перед компьютером или телевизором.

- О каких частях слова мы еще не говорили? (о приставке и суффиксе)

- Что такое приставка? (изменяемая часть слова перед корнем)

- Что такое суффикс? (изменяемая часть слова после корня перед окончанием)

- Для чего нужны приставки и суффиксы? (для образования новых слов)

- Образуйте с помощью приставок (до, при, за, по) <СЛАЙД 10> родственные слова к слову прыгать. Добавим жителей на эту улицу. (дети называют слова устно),

- Запишите любые два слова, выделите приставку. Как пишутся приставки? (слитно)

Допрыгать, припрыгать, запрыгать, попрыгать.

- А теперь поработайте в парах: по очереди проговорите друг другу, как вы образуете родственные слова с помощью этих приставок к слову ходить. (Проговаривают устно: доходить, приходить, заходить, походить.)

- Были затруднения? (нет)

 Работа с текстом, словообразованием.

- Следующая остановка проспект Чистоты. <СЛАЙД 11> Как чистота связана со здоровьем? (надо соблюдать правила гигиены, быть чисто одетым, аккуратным…)

- Прочитайте запись на слайде. Можно ли эту запись назвать текстом? (нет, т.к.нет точек)

 Мама называет Васю чистюлей он любит чистоту в школу Вася надел чистенькую форму.

 - Найдите концы предложений. (устно)

- Найдите однокоренные слова. (чистюлей, чистоту, чистенькую) <СЛАЙД 12>

- Какой корень в этих словах? (чист)

- Нам надо узнать, с помощью каких суффиксов образованы эти слова. Что сначала надо сделать, прежде чем найти суффикс? (выделить окончание, основу, корень)

- Запишите эти слова в тетрадь и выполним задание. (работа в тетради на доске)

- Какие суффиксы помогли образовать новые слова? ( юл, от, еньк) <СЛАЙД 13>

 Физминутка для пальцев, спины (кулачки сжать – разжать, поиграть на пианино - по столу постучать пальчиками, помассировать каждый пальчик; потянуться вверх, наклониться вправо – влево, прогнуться назад – вперед)

 Работа в группах по разбору слова по составу.

- Название следующей остановки вы узнаете сами, выполнив работу в группах. Каждая группа получит лист с заданием и планом работы.

Чтобы работа в группе протекала успешно, надо соблюдать правила работы в группе. <СЛАЙД 14>

Правила работы в группе

  • В группе должен быть организатор обсуждения.
  • Каждый может высказать свою версию.
  • Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.
  • Каждая версия обсуждается в группе.
  • В группе согласуется общее решение.
  • Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

 Разбиваю на группы (по 4 - 5 чел, минимум 4 группы). Выдаю листы с заданием и чистый лист для ответа группы. (выполнение 2 минуты)

1 группа:

2 группа:

3 группа:

4 группа:

1. Выдели в словах приставку.

2. На чистом листе выпиши найденную приставку.

3. Обозначь ее знаком.

Перебежать
Переехать
Переболеть
Передумать

1. Выдели в словах корень.

2. На чистом листе выпиши найденный корень.

3. Обозначь его знаком

Менять
Обмен
Меняю
Замена

1. Выдели в словах суффикс.

2. На чистом листе выпиши найденный суффикс.

3. Обозначь его знаком

сказка
грибки
книжка
лодки

1. Выдели в словах окончание.

2. На чистом листе выпиши найденное окончание.

3. Обозначь его знаком

Лиса
Дома
Машина
Картина

 - На доску представители групп вывешивают полученные результаты. Проверяем, обсуждаем, у всех ли групп получилось, есть ли ошибки.

- Каждая группа получила в результате своей работы часть одного слова. Составь это слово из частей. (переменка)

- Вот вы и узнали название нашей остановки. Давайте проверим. <СЛАЙД 15>

- Почему именно так составили слово, а не «перекамен» или «каперемен»? (есть порядок: приставка, корень, суффикс, окончание)

- Какую еще часть слова мы забыли выделить? (основу)

 Работа по развитию речи и повторению ранее пройденного материала.

 - Составьте предложение с этим словом. (предложения детей устно)

- Давайте запишем такое предложение. На переменке школьники отдыхают. (<Слайд 16>)

- Вспомним разбор предложения. Найдем грамматическую основу предложения. (вопрос, какой член предложения, как подчеркиваем, чем выражено)

- Задайте вопрос к оставшемуся слову. (отдыхают (где?) на переменке)

- Обозначим связь слов стрелочкой и главное слово обозначим крестиком.

- Каким еще словом можно заменить слово школьники? (ученики, дети, ребята)

 Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Самостоятельно разберите слово школьники по составу. (в предложении, не выписывая отдельно).

- Проверьте себя по образцу <СЛАЙД 17> У кого верно – поставьте себе рядом плюс. У кого затруднение - знак вопроса. Значит надо задуматься.

- У кого затруднение? В каком месте? Почему? Все разобрались с затруднениями? Поставьте себе рядом со знаком вопроса звездочку, вы молодцы, справились с проблемой.

- Кто выполнил без ошибок? Отлично.

 3. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 - Наше путешествие подходит к концу. В каком городе мы побывали? (в городе Здоровья)

- Мы путешествовали и закрепляли знания по какой теме? (состав слова).

- Какова была цель вашей деятельности? (закрепить, повторить, выяснить, где затруднения…)

- Достигли цели? (да)

- Какая пословица звучала на уроке? <СЛАЙД 18>

- Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? (да)

- Конечно, с каждым днем мы приобретаем знания, делаем шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением, ведь научится, пользуясь умом и знаниями других людей, нельзя!

- Оцените свою работу на уроке, подняв один из кругов. <СЛАЙД 19>

(зеленый – все понял, могу объяснить, желтый – понял, но надо потренироваться, красный – остались затруднения, нужна консультация)

- Вы сегодня очень хорошо поработали. Давайте поблагодарим аплодисментами друг друга за хорошую работу.

- Я благодарю вас! Желаю здоровья и успехов в учебе! <СЛАЙД 20>

- А на память о сегодняшнем уроке, о нашем путешествии в город Здоровья, я каждому подарю заповеди здорового образа жизни. Я надеюсь, что они вам помогут быть здоровыми.

- До свидания!