Цель урока: обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи:
Обучающие:
- повторить изученные признаки родственных слов;
- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа слова;
- повторить разбор по членам предложения
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь учеников;
- развивать умение разбирать слова по составу;
- развивать умение образовывать новые слова;
Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся стремление укреплять свое здоровье;
- воспитывать активность и аккуратность у учащихся;
- воспитывать умение работать в группе, паре;
- воспитывать взаимоуважение, дисциплинированность, честность, уверенность в своих силах.
Демонстрационный материал:
- Презентация (Приложение 1)
- Тема урока (Приложение 2)
- Определение корня, окончания, приставки, суффикса, основы слова (Приложение 3)
- Алгоритм нахождения окончания в слове (Приложение 4)
Раздаточный материал для детей:
- задания для групп (Приложение 5)
- чистые листы для групп
- маркеры для работы по группам
- заповеди ЗОЖ каждому ребенку (Приложение 6)
- по три круга (зеленый, красный, желтый для самооценки) каждому ребенку
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности, постановка темы и целей урока:
- Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть. Сегодняшний урок хочется начать с пословицы. «Знание собирается по капле». <СЛАЙД 2>
– Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу)
- Посмотрите на следующий слайд. <Слайд 3>. Что вы видите? (вагончики, на них изображена приставка, корень, суффикс, окончание, основа)
- Вы работали с этими темами на прошлых уроках, собирали по капле знания одной большой темы. Как она называется? (состав слова) <СЛАЙД 4>
- Все ли у вас получается или бывают ошибки, затруднения? (бывают затруднения)
- Что надо делать, чтобы преодолеть затруднения? (тренироваться, закреплять..)
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (повторению, закреплению)
- Как бы вы сформулировали тему урока? ( «Закрепление знаний о составе слова».) (тему на доску)
- Верно. На уроке мы будем обобщать знания по теме «Состав слова», повторим, чему научились.
- Для чего надо повторять, какую цель перед собой поставим?
- Когда мы повторяем, то выясняем, все ли понятно, и над чем еще надо поработать. Очень важно понять, что я не знаю, и самому найти способ справиться с затруднениями.
- А повторять мы будем, отправившись в путешествие в город Здоровья. Я вам желаю успехов. Итак, в путь.
2. Повторение изученного материала.
Работа с однокоренными словами, выделение корня слов.
- Первая улица в городе Здоровья «Спортивная». <СЛАЙД 5>
- В домиках на этой улице живут слова, связанные со спортом. Давайте посмотрим, все ли слова поселились в своих домиках.
1-й дом: спортсмен, футбол, спортивный, спорт. <СЛАЙД 5>
- Что можете сказать о жильцах этого домика? (слово «футбол» лишнее)
- Почему это слово должно жить в другом домике? (не однокоренное, не родственное)
- Какие слова называют однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению)
- Что такое корень слова? (главная часть основы, одинаковая значимая часть родственных слов) (на доску таблицу с определением)
- Какое слово еще может быть лишним по другому признаку? (спортивный – прилагательное, остальные – им.сущ.)
- Запишите в тетрадях однокоренные слова и выделите корень.
- Какой корень выделили (спорт) <СЛАЙД 6>
Работа со словарными словами, выделение окончания и основы слова.
– Следующая улица Питательная. <СЛАЙД 7>
- На ней живут слова, связанные с питанием человека. Какие продукты человеку полезно есть? (молочные, овощи, фрукты…)
- Вспомните, какие словарные слова, связанные с питанием вы изучали?
- Я буду загадывать загадки, а отгадки (словарные слова) запишем в тетради и выделим орфограмму, которую надо запомнить. (дети по одному выходят к доске, остальные в тетради)
огурцы, морковка, арбуз, малиной.
<Слайд 8> (появляются картинки с отгадками после отгадывания загадки детьми)
На июньской грядке |
Раскудрявая коса |
С виду он зеленый мячик, |
Эта ягода лесная |
(ставят ударение и подчеркивают непроверяемую безударную гласную)
Физминутка для глаз:
- «Горизонт» – движение глаз слева направо горизонтально
- «Лодочка» – движение глаз по дуге книзу на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую
- «Радуга» - движение глаз по дуге кверху на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую
- «Пловец плывет к берегу» – на счет 1-4 смотрю на кончик пальца вытянутой вперед руки, на счет 5-8 продолжаю смотреть, но палец приближается к носу, потом другой рукой тоже.
- «Яркое солнышко» – ослепило солнце – закрыть глаза ладонями (на 1-4), потом поморгать (5-8).
- Теперь в этих словах выделим окончание и основу. Что такое окончание? (изменяемая часть слова)
- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)
- Что нужно сделать, чтобы выделить окончание? (нужно сравнить его начальную форму, форму множественного числа и данную форму)
- А что такое основа слова? (часть слова без окончания) (Повесить листы с определением на доску)
(Проводится работа по выделению окончания и основы слова, дети комментируют с места, я работаю на доске)
Работа по образованию слов с помощью приставок.
- Следующая улица Подвижная. На ней живут подвижные, динамичные слова: прыгать и ходить. <СЛАЙД 9>
- Даже есть пословица: Движение - это жизнь. Очень полезно быть активным, подвижным, гулять, заниматься спортом, а не сидеть дома перед компьютером или телевизором.
- О каких частях слова мы еще не говорили? (о приставке и суффиксе)
- Что такое приставка? (изменяемая часть слова перед корнем)
- Что такое суффикс? (изменяемая часть слова после корня перед окончанием)
- Для чего нужны приставки и суффиксы? (для образования новых слов)
- Образуйте с помощью приставок (до, при, за, по) <СЛАЙД 10> родственные слова к слову прыгать. Добавим жителей на эту улицу. (дети называют слова устно),
- Запишите любые два слова, выделите приставку. Как пишутся приставки? (слитно)
Допрыгать, припрыгать, запрыгать, попрыгать.
- А теперь поработайте в парах: по очереди проговорите друг другу, как вы образуете родственные слова с помощью этих приставок к слову ходить. (Проговаривают устно: доходить, приходить, заходить, походить.)
- Были затруднения? (нет)
Работа с текстом, словообразованием.
- Следующая остановка проспект Чистоты. <СЛАЙД 11> Как чистота связана со здоровьем? (надо соблюдать правила гигиены, быть чисто одетым, аккуратным…)
- Прочитайте запись на слайде. Можно ли эту запись назвать текстом? (нет, т.к.нет точек)
Мама называет Васю чистюлей он любит чистоту в школу Вася надел чистенькую форму.
- Найдите концы предложений. (устно)
- Найдите однокоренные слова. (чистюлей, чистоту, чистенькую) <СЛАЙД 12>
- Какой корень в этих словах? (чист)
- Нам надо узнать, с помощью каких суффиксов образованы эти слова. Что сначала надо сделать, прежде чем найти суффикс? (выделить окончание, основу, корень)
- Запишите эти слова в тетрадь и выполним задание. (работа в тетради на доске)
- Какие суффиксы помогли образовать новые слова? ( юл, от, еньк) <СЛАЙД 13>
Физминутка для пальцев, спины (кулачки сжать – разжать, поиграть на пианино - по столу постучать пальчиками, помассировать каждый пальчик; потянуться вверх, наклониться вправо – влево, прогнуться назад – вперед)
Работа в группах по разбору слова по составу.
- Название следующей остановки вы узнаете сами, выполнив работу в группах. Каждая группа получит лист с заданием и планом работы.
Чтобы работа в группе протекала успешно, надо соблюдать правила работы в группе. <СЛАЙД 14>
Правила работы в группе
- В группе должен быть организатор обсуждения.
- Каждый может высказать свою версию.
- Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.
- Каждая версия обсуждается в группе.
- В группе согласуется общее решение.
- Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
Разбиваю на группы (по 4 - 5 чел, минимум 4 группы). Выдаю листы с заданием и чистый лист для ответа группы. (выполнение 2 минуты)
1 группа: |
2 группа: |
3 группа: |
4 группа: |
1. Выдели в словах приставку. 2. На чистом листе выпиши найденную приставку. 3. Обозначь ее знаком. Перебежать |
1. Выдели в словах корень. 2. На чистом листе выпиши найденный корень. 3. Обозначь его знаком Менять |
1. Выдели в словах суффикс. 2. На чистом листе выпиши найденный суффикс. 3. Обозначь его знаком сказка |
1. Выдели в словах окончание. 2. На чистом листе выпиши найденное окончание. 3. Обозначь его знаком Лиса |
- На доску представители групп вывешивают полученные результаты. Проверяем, обсуждаем, у всех ли групп получилось, есть ли ошибки.
- Каждая группа получила в результате своей работы часть одного слова. Составь это слово из частей. (переменка)
- Вот вы и узнали название нашей остановки. Давайте проверим. <СЛАЙД 15>
- Почему именно так составили слово, а не «перекамен» или «каперемен»? (есть порядок: приставка, корень, суффикс, окончание)
- Какую еще часть слова мы забыли выделить? (основу)
Работа по развитию речи и повторению ранее пройденного материала.
- Составьте предложение с этим словом. (предложения детей устно)
- Давайте запишем такое предложение. На переменке школьники отдыхают. (<Слайд 16>)
- Вспомним разбор предложения. Найдем грамматическую основу предложения. (вопрос, какой член предложения, как подчеркиваем, чем выражено)
- Задайте вопрос к оставшемуся слову. (отдыхают (где?) на переменке)
- Обозначим связь слов стрелочкой и главное слово обозначим крестиком.
- Каким еще словом можно заменить слово школьники? (ученики, дети, ребята)
Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Самостоятельно разберите слово школьники по составу. (в предложении, не выписывая отдельно).
- Проверьте себя по образцу <СЛАЙД 17> У кого верно – поставьте себе рядом плюс. У кого затруднение - знак вопроса. Значит надо задуматься.
- У кого затруднение? В каком месте? Почему? Все разобрались с затруднениями? Поставьте себе рядом со знаком вопроса звездочку, вы молодцы, справились с проблемой.
- Кто выполнил без ошибок? Отлично.
3. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Наше путешествие подходит к концу. В каком городе мы побывали? (в городе Здоровья)
- Мы путешествовали и закрепляли знания по какой теме? (состав слова).
- Какова была цель вашей деятельности? (закрепить, повторить, выяснить, где затруднения…)
- Достигли цели? (да)
- Какая пословица звучала на уроке? <СЛАЙД 18>
- Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? (да)
- Конечно, с каждым днем мы приобретаем знания, делаем шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением, ведь научится, пользуясь умом и знаниями других людей, нельзя!
- Оцените свою работу на уроке, подняв один из кругов. <СЛАЙД 19>
(зеленый – все понял, могу объяснить, желтый – понял, но надо потренироваться, красный – остались затруднения, нужна консультация)
- Вы сегодня очень хорошо поработали. Давайте поблагодарим аплодисментами друг друга за хорошую работу.
- Я благодарю вас! Желаю здоровья и успехов в учебе! <СЛАЙД 20>
- А на память о сегодняшнем уроке, о нашем путешествии в город Здоровья, я каждому подарю заповеди здорового образа жизни. Я надеюсь, что они вам помогут быть здоровыми.
- До свидания!