Воспитательная система класса как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества

Разделы: Классное руководство


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Основными функциями, определяющими содержание классного руководителя, являются:

– аналитико-прогностическая;
– организационно-координирующая;
– коммуникативная;
– предупредительно-профилактическая;
– охранно-защитная;
– коррекционная.

Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:

познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;

– трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживания, общественно полезного и производительного труда, сочетает бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирует уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;

– художественной, развивающей мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениями стимулирующий художественную самодеятельность школьника;

– спортивной, пропагандирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;

– общественной, содействует социализации школьника, приобщает его к активному преобразованию действительности;

– ценностно-ориентировочный, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;

свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с “другим человеком” как ценностью.

В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности.

Планирование воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое влияние школы.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты работы классного руководителя. Целенаправленное и чёткое, оно помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения педагогических задач.

Цели воспитательной программы:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений: педагогика отношений строится на взаимопонимании, доверии, уважении;
  • гуманно-личностный подход к ребенку – формирование положительной я-концепции, каждый ребенок обладает способностями, приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности – доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность.;
  • единство обучения и воспитания – создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: “Учиться победно”.

Задачи воспитательной программы:

  • Укреплять и развивать классное и школьное самоуправление.
  • Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу.
  • Сохранять и укреплять здоровье учащихся, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
  • Развивать творческие способности ребят через участие в школьных, районных и республиканских конкурсах через экскурсии, выставки, трудовые дела.

Возраст учащихся 14 – 16 лет. У детей этого возраста зарождается понятийное мышление на база жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки) культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации).

Программа рассчитана на два года обучения.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

  • Усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
  • Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими.
  • Желание продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении выбранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний.
  • Адекватная оценка учащимися своих возможностей.

Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.

Продолжение работы

Презентация