Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война"

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

Для учителя:

  • познакомить учащихся с причинами, основными событиями, участниками и итогами Столетней войны; дать яркое образное представление о подвиге Жанны д Арк; подвести учащихся к определению причин победу Франции в этой войне;
  • продолжить формирование умений учащихся находить причинно-следственные связи в ходе коллективной и групповой работы;
  • продолжить формирование следующих умений: картографических, работы с текстом учебника, а также умения ставить задачи урока;
  • продолжить формирование навыка групповой работы (умение слушать друг друга, приходить к общему мнению);
  • развивать познавательный интерес учащихся через применение современных технологий, сообщения, постановку проблемных вопросов.

Для учащихся:

  • иметь представление об основных событиях Столетней войны, её участниках и героях;
  • уметь работать с картой, ставить задачу на урок и решать её.

Оборудование:

  • учебник Ведюшкин В.А. История средних веков. – М.: Просвещение, 2002г.
  • карта «Западная Европа в 14 – 15 вв.»
  • мультимедиа и диск «Всеобщая история 6 класс»
  • слайды
  • раздаточный материал (рабочие листы)

Ход урока.

Этап урока

Основное содержание, деятельность учителя и учащихся

Примечания

Введение

Актуализация и постановка задач на урок.

- Сегодняшний урок мы с вами начнём с повторения материала прошлого урока.

  1. Почему 14 столетие вошло в историю как «столетие бедствий»?
  2. Какие восстания произошли в Западной Европе в 14 веке?
  3. В чём были причины этих выступлений?

- Итак, одной из причин выступлений народа в Англии и Франции была длительная война между этими государствами. О самой долгой войне в истории мы с вами сегодня и будем говорить на уроке. Записываем тему урока. (Слайд 1, смотри приложение № 2)

- Поставьте задачи на сегодняшний урок.

  1. Почему началась Столетняя война?
  2. Каковы были основные события войны?
  3. Участники Столетний войны.
  4. Кто одержал победу в этой войне и в чём причины победы?

Задачи появляются на экране по ходу их озвучивания.

(Слайд 2, смотри приложение № 2)

- По ходу сегодняшнего урока вы заполните рабочие листы (смотри приложение № 1).

Краткое повторение материала предыдущего урока (параграф 24) даёт возможность подойти к изучению новой темы.

 

 

 

 

 

 

Поскольку объём изучаемого материала очень большой, использование рабочих листов позволяет сократить время на уроке.

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление 

1. Определение причин Столетней войны.

- Работая в группах и используя текст учебника на стр. 242 – 243, карту на стр. 248, назовите причины самой долгой войны в истории.

Проверяем результаты работы групп и по ходу их выступления открываем третий слайд, а на рабочих листках заполняем пропуски в схеме.

Англия___________________Франция

  • Борьба за престол
  • Спор из-за Аквитании
  • Спор из-за Фландрии
  • Заинтересованность феодалов в войне.

2. Изучение основных событий первого этапа войны.

- Чтобы проследить ход военных действий, откройте карту на стр. 248.

Короткое сообщение о битве у берегов Фландрии (около Слейса) и победе англичан. (Слайд 4)

- Следующее сражение состоялось в 1346 году. Определите с помощью карты место данного сражение.

- Итак, сражение состоялось на территории Франции у города Кресси. В этой битве численное превосходство было на стороне французов: 30 тысяч против 9 тысяч у англичан. Как вы думаете, кто должен был одержать победу? И тем не менее английская армия в сражении у Кресси разгромила французское войско. Что мы должны будем выяснить?

Формулируем проблемный вопрос:

Почему англичане одержали победу?

- На этот вопрос мы с вами ответим после просмотра небольшого сюжета. (Текст сюжета смотри приложение № 3)

После просмотра сюжета учащиеся называют основные причины победы англичан (хорошая организация английской армии, отсутствие согласованности в действиях французов, меткость английских лучников, применение англичанами мортир и др.)

- Победа при Кресси позволила англичанам продолжить продвижение по территории Франции. Определите с помощью карты, какой город стал следующей целью французской армии?

Включить сюжет о захвате англичанами порта Кале.

- Таким образом, англичане очень удачно начали эту войну. А сейчас заполните на рабочих листах таблицу по первому этапу войны.

3. Изучение основных событий второго этапа войны.

- Английские войска действовали не только на севере Франции, но и на юго-западе. Именно здесь произошло ещё одно крупное сражение. С помощью карты определите, где и когда состоялось это сражение.

Рассказ (сообщение) с помощью слайдов (слайды № 5-6) о битве при Пуатье.

- В это же время положение Франции ещё больше осложнилось. Вспомните, к чему привело очередное поражение французской армии и пленение короля? (вспоминаем о восстании Жакерия)

- Казалось, что Франция на краю гибели, но и англичане устали от растущего сопротивления. Как же разворачивались события в это время? Давайте вместе прочитаем пункт 3 на стр. 245-247.

 Заполните таблицу на рабочих листках по следующему этапу войны.

4. Изучение основных событий третьего этапа войны.

- В конце 1428 года англичане и бургундцы, перешедшие на сторону врага, приступили к осаде важной крепости Орлеан на реке Луара. Почему же защита этой крепости французами имела такое важное значение? Почему англичане стремились во чтобы то ни стало захватить Орлеан? Попробуйте ответить на эти вопросы с помощью карты.

- И в этот решающий для Франции момент к уже отчаявшемуся дофину Карлу пришла простая 17-летняя крестьянская девушка, которую звали Жанна.

Смотрим сюжет о начале пути Жанны д Арк.(текст смотри в приложении № 3)

- Как повествует французская легенда, во время первой встречи дофин решил проверить способности Жанны (рассказ легенды о встрече короля и Жанны). После этого, поверив девушке, Карл дал ей войско и отправил на помощь жителям Орлеана.

Смотрим продолжение сюжета о Жанне и освобождении Орлеана. (текст смотри в приложении № 3)

 Отметьте в таблице рассмотренные нами события.

5. Сообщение об освобождении Франции войсками под предводительством Жанны д Арк.

- С помощью карты проследите путь французской армии от Орлеана. Куда отправились Жанна и дофин Карл? Как вы думает, почему они отправились в Реймс? (В случае затруднения возможен наводящий вопрос: Что происходило в Реймском соборе со времён правления Хлодвига?) Слайд № 7

Рассказ с помощью слайдов (слайды № 8 – 12) об освобождении Франции, пленении и казни Жанны д Арк.

- Как вы думаете, почему Карл VII не отправился на помощь Жанне д Арк?

 6. Рассматриваем окончание войны и её итоги.

- Но даже после смерти Орлеанской девы англичане не смогли изменить ход военных действий.

Прочитав пункт 5 (стр. 249-250), выпишите в рабочие листы дату окончания войны и итоги.

 На данном этапе возможна и индивидуальная работа учащихся с текстом и картой, но работа в группах позволяет проговорить причины войны и более чётко их сформулировать

Сообщение о начале войны и первой битве может быть сделано как учителем, так и учащимся.

Одновременно идёт работа и с настенной картой.

Как правило, учащиеся отвечают, что победу одержали французы, но даже если скажут, что англичане постановка проблемного вопроса всё равно возможна.

Включить сюжет о битве у Креси. (4 мин. 01 сек – 7 мин. 23 сек.)

Развитие картографических умений.

Сюжет о захвате Кале (7 мин 23 сек. – 8 мин 14 сек.)

Развитие картографических умений.

На данном этапе возможно сообщение учащегося.

Работа с текстом учебника необходима, поскольку идёт развитие навыка чтения.

Развитие картографических умений.

Сюжет о Жанне д Арк (6 мин 45 сек. – 7 мин 33 сек.)

Продолжение сюжета (7 мин 33 сек – 9 мин 44 сек)

Работа с картой.

Во время рассказа следует обратить особое внимание на подъём народа на борьбу, также отметить предательство короля по отношению к Жанне. В заключении отметить факт причисления девушки к лику святых.

Рабочие листы следует собрать в конце урока и оценить работу учащихся. Далее эти записи необходимо вставить в рабочие тетради учеников.

Закрепление

Каковы были итоги войны?

Почему же, несмотря на неудачи в начале войны, победу всё-таки одержала Франция?

 

Домашнее задание

Параграф 25. Рассказ о Жанне д Арк.