Открытый урок по математике. 1-й класс. Сложение и вычитание в пределах десяти с использованием пособий "Спектра"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • закрепление навыков сложения и вычитания в пределах десяти;
  • закрепление состава числа восемь;
  • проверить умение выделять в задачах основные её составные части;
  • выявить знания математических правил и понятий;
  • развивать память, внимание, познавательные способности.

Оборудование:

  • математические бусы (десяток) «Спектра»;
  • математические кораблики «Спектра»;
  • карточки для решения задач «Спектра»;
  • индивидуальные карточки с разными уровнями сложности;
  • математическая палитра «Спектра».

1. Организационный момент.

- Ребята, сядьте ровненько, приготовьтесь меня внимательно слушать и выполнять задания.

2. Сообщение цели урока.

- Ещё совсем недавно мы познакомились с математикой – этой сложной и интересной наукой. И уже научились складывать и вычитать в пределах десяти, знаем некоторые математические понятия и правила. Сегодня на уроке мы с вами их вспомним.

3. Устный счет.

Начнем урок с математической разминки, которую мы с вами проведем на бусах. Приготовьте бусы к работе (бусины смещены к середине).

а) работа с бусами:

  • посчитаем вслух до десяти и обратно;
  • выполним математическую цепочку с использованием бусов: 1+2+0+3-1+2-0+3 (диктует учитель);
  • а теперь посчитаем до десяти в прямом порядке двойками (дети выполняют задание хором, присчитывая по две бусины);
  • выполним математическую цепочку, придуманную кем-либо из детей, условие: чтобы она содержала тройки и нули;
  • попробуем выполнить цепочку с закрытыми глазами (глаза открыты только у учителя) 2+0-1+3-0+2-0+2. Результат последней цепочки равен восьми.

Вспомним состав этого числа при помощи «корабликов».

б) работа с корабликами:

Итак, восемь это:

1

2

3

4

5

6

7

7

6

5

4

3

2

1

4. Решение задач.

а) Работа с карточками для решения задач.

- А сейчас я проверю ваше внимание. Перед началом урока мне передали конверт и попросили вместе с вами разобраться с задачами, так как здесь какая-то путаница и неразбериха (вниманию детей предлагаются задачи, которые не будут являться верными: нет условия, вопроса и т.д.) а прежде, ребята, давайте перечислим все составные части задачи:

  • Условие;
  • Вопрос;
  • Решение;
  • Ответ.

Примеры неправильных задач:

  1. Антон нашел 5 боровиков и сыроежек. Сколько сыроежек нашел Антон?
  2. У рака 10 ног, а у пчелки на 4 меньше.
  3. Сколько лет Маше?

- А теперь вы сами придумайте мне задачи по карточкам (на доске карточки с рисунками).

Примеры задач:

На верхней полке стояли две пары ботинок, а на нижней одна. Сколько всего пар обуви было на полках?

Один из детей записывает решение задачи на доске, обращаем внимание всех учащихся на название компонентов при сложении (по аналогии решаем задачу на вычитание).

- Вы замечательно справились с решением задач, а теперь давайте отдохнём.

 5. Физкультминутка.

- Нам понадобятся бусы.

Дети встают из-за столов, все движения не глядя на бусы, ответы хором. Учитель дает задание, выполняя которое дети совмещают прием вычисления с бусами и отдых.

Примеры задач:

- Ежик нашел три грибочка, два яблочка и одну грушу. Сколько всего припасов он понес в норку? (бусы над головой).

- На ветке сидели четыре синицы и два снегиря. Сколько всего птиц сидело на ветке? (руки с бусами вправо).

- Маша съела семь конфет, а Миша на две конфеты меньше. Сколько конфет съел Миша? (руки с бусами влево).

- На клумбе росло десять роз, шесть срезали. Сколько роз осталось на клумбе? (руки с бусами вниз).

-А теперь поработаем в группах.

6. Решение примеров.

а) индивидуальные карточки с разным уровнем сложности:

Все дети разделены на три группы (по уровню сложности заданий) у каждого своя карточка с заданием (тема в группе одна).

- После того как вы выполнили свое задание, оцените свою работу сами, затем друг с другом меняетесь карточками и друг оценивает вас, а третья оценка будет моя, после урока.

- А теперь вопрос к первой группе (первый уровень сложности, ученики работают над составом числа):

- как найти неизвестное слагаемое?

- чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое и т.д.

Вопрос ко второй группе (второй уровень сложности, ученики работают над правилами сложения):

- назовите правила сложения?

- удобнее к большему числу прибавить меньшее.

Вопрос к третьей группе (третий уровень сложности, ученики работают над сложением и вычитанием с нулём):

- назовите правило сложения и вычитание с нулём?

- если к числу прибавляем или вычитаем ноль, то получаем, то же самое число.

P.S. Если останется время, то можно поработать с палитрой парами.

7. Итог урока.

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.

- Что сегодня на уроке мы делали?

-Справились ли мы с поставленными задачами?

Урок окончен.