Памятки для формирования интеллектуальных и общеучебных умений и навыков

Разделы: Общепедагогические технологии


Успех реализации метода проектов во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях, степени владения учащимися необходимыми для проектной деятельности навыками и умениями. Для продуктивной совместной или индивидуальной деятельности в проекте учащиеся должны владеть целым рядом общеучебных умений:

  • интеллектуальными: работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы;
  • творческими: генерировать идеи, находить многовариантные решения проблемы, предвидеть возможные последствия принимаемых решений;
  • коммуникативными: вступать в общение, слушать партнера по общению, адекватно влиять на собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником, прогнозировать результат своего высказывания и др.;
  • социальными: сотрудничать с другими, принимать точку зрения других, нести ответственность за результаты своего труда, подчиняться решению группы, доверять членам команды.

Однако в большинстве случаев учащиеся не готовы к проектной деятельности в полном объеме. Предлагаемые Памятки могут помочь снять некоторые трудности как в период ознакомления с проектной деятельностью (т.называемом пропедевтическом курсе), так и в процессе работы над проектом.

Некоторые памятки могут оказаться полезными при организации работ, не связанных с проектной деятельностью.

Памятка № 1

Что такое проект.

  1. В основе любого проекта всегда лежит проблема. Нет проблемынет проекта!
  2. В ходе работы над проектом нужно будет ответить на следующие вопросы:
  1. Почему так важно решить эту проблему?
  2. Зачем нужно выполнить этот проект?
  3. Что для этого необходимо?
  4. Как можно это сделать?
  5. Что должно получиться?
  6. Как это можно использовать?
  7. Чему я научился?

III. После выполнения проекта необходимо представить результат своего труда.

IV. Проект оцениваются всеми учащимися.

Памятка № 2.

Требования к проекту.

  1. Решение проблемы должно иметь значение для многих.
  2. Проект не должен содержать лексических, орфографических и грамматических ошибок.
  3. Факты, представленные в проекте, должны соответствовать действительности.
  4. Проект должен быть оформлен аккуратно, содержать необходимый иллюстративный материал (в виде ярких и красочных рисунков, схем и графиков, фотографий и вырезок).
  5. Материал проекта должен быть изложен логично.
  6. Каждый ученик должен внести свой вклад в групповой проект в соответствии со своими возможностями.
  7. Учитывается характер общения и взаимопомощи всех участников проекта.

 

Памятка № 3

Правила проведения дискуссии

  1. Ты должен критиковать идеи, а не людей.
  2. Будь готов выслушать любую точку зрения, даже если ты с ней не согласен.
  3. Твоя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
  4. Старайся терпеливо выслушивать точку зрения своего собеседника до конца.
  5. Отрицая что-либо, объясни, почему, постарайся найти доказательства.
  6. Критикуя что-либо, предлагай что-то взамен.
  7. Старайся терпеливо объяснять свою точку зрения.

 

Памятка № 4

Планируем свою деятельность.

  1. Определите задания, которые необходимо будет выполнить для проекта.
  2. Решите, кто, что будет делать; каждый выполняет свою часть общего задания.
  3. Обсудите, в какой форме нужно будет представить свою часть задания.
  4. Выясните, где можно будет найти материал для своего задания, и определите “белые пятна” в имеющейся информации;
  5. Решите, каким будет ваш проект и как его лучше представить.

 

Памятка № 5

Как провести исследование

  1. Определите причины, по которым эта проблема волнует всех, и объясните, почему необходимо ее решить:
    1. найдите информацию, которая описывает существующую ситуацию;
    2. найдите причины существования проблемы;
    3. определите, к каким последствиям может привести эта проблема;
    4. представьте желаемую ситуацию;
    5. решите, что нужно изменить в реальной ситуации.
  2. Найдите способы решения проблемы и докажите их эффективность:
    1. определите, какими способами может быть решена проблема;
    2. подумайте, как изменится ситуация, если применить каждый из способов, выберите самый лучший, с вашей точки зрения ;
    3. подумайте, кто может устранить причины существования проблемы (что зависит / не зависит от вас);
    4. определите, каким образом может быть использован выполненный проект.

3. Определите, что нужно сделать, чтобы собрать необходимый материал по проблеме:

    1. определите все возможные источники информации по проблеме и те, которые имеются в вашем распоряжении и решите, с которыми из них вы сможете работать;
    2. найдите факты, которые могут подтвердить ваши предположения;
    3. подумайте, насколько доказательным является собранный материал;
    4. выберите способы записи полученных данных.

4. Решите, как будет организована ваша совместная деятельность (более подробно об этом написано в Памятке № 4).

 

Памятка № 6

Как отобрать материал

  1. Внимательно прочитай материал.
  2. Найди факты, данные, истории, которые могут подтвердить твою гипотезу.
  3. Выбери те из них, которые могут наиболее точно показать проблему и ее решение.
  4. Отредактируй материал, если это нужно, т.е. сократи, измени, добавь и т.п.
  5. Реши, как лучше представить подготовленный материал.

 

Памятка № 7

Как подготовиться к промежуточной аттестации.

1. Представьте краткий отчет о проделанной вашей группой работе. Предварительно:

  • выслушайте отчет каждого члена своей группы о том, что он сделал;
  • отредактируйте собранный материал;
  • оцените работу каждого и занесите данные о выполнении в “Дневник”

2. Расскажите о том, что уже сделано и что еще предстоит сделать.

3. Прослушайте отчеты других групп. Задайте вопросы для уточнения, дополнения, поправки или обмена опытом.

 

Памятка № 8

Правила презентации проекта.

  1. Выступление должно быть кратким (не более 10 мин.).
  2. Материал проекта должен воспроизводиться, а не читаться.
  3. Во время выступления необходимо соблюдать правила публичного выступления:
  4. соблюдать зрительный контакт со зрителями;

    говорить громко и четко.

  5. В презентацию необходимо включить отчет о проделанной работе, сообщив:
  • кто, что делал;
  • впечатления о выполненной работе;
  • предложения, пожелания при выполнении подобного проекта в будущем.
Памятка № 9

Как составить список литературы.

1. Укажите название книги (журнала, энциклопедии и т.д.), откуда был взят материал.

2. Если есть автор книги (статьи), укажите его.

3. Запишите название издательского центра и дату издания.

4. Укажите страницу, на которой был помещен материал. Например:

1) “Rainbow world” / Nikolai Sladkov. – Moscow: Raduga Publishers, 1981. – p. 17

2) “My book of questions and answers”/ Colin Clark. – Bridlington, England: Peter Haddock LTD, 1990. – p. 20.

3) “Наблюдения за развитием природы Москвы” / А.А.Минин. – Москва: ЭЦ, 2002. – с. 137.

 

Памятка № 10

Вопросы для самоанализа своей деятельности в работе над проектом

  1. Какой вид работы тебе больше всего понравился?
  2. Как ты оцениваешь качество выполненной тобой работы?
  3. Чему ты научился?
  4. Что в следующий раз ты сделал бы по-другому?
  5. Ты был достаточно активен в работе над проектом?
  6. Если у тебя были неудачи, то в чем?
  7. Что получилось лучше всего?