Декоративно-прикладное творчество как фактор развития личности детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Все мы сейчас живём в сложном и противоречивом мире. В современных условиях развития общества, перемен  в  социально-экономической  сфере,  культуре  и  образовании, особую значимость приобретают вопросы воспитания, образования и развития  подрастающего   поколения.  Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе, новых возможностей для совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Конец XX в и первое десятилетие нового  века отличается сложностью и противоречивостью. Причиной этого являются социально-экономические процессы: ломка устоявшейся социальной системы и установление новых парадигм бытия и образования. К числу последних можно отнести реформирование образовательно-воспитательных структур, в частности, дошкольных учреждений. В основу этих реформ положены:

  • положения Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям;
  • Основы Законодательства РФ о культуре (1992 г.). Раздел 4 "Национально-культурное достояние и культурное наследие народов Российской Федерации";
  • Региональные межведомственные проекты и программы возрождения народной художественной культуры.

Как отмечается в «Концепции национальной государственной политики Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909), формирование и распространение  знаний об истории и культуре населяющих Россию народов, сохранение их исторического наследия и развитие национальной самобытности и традиций, обеспечение оптимальных условий для их сохранения и развития,  наряду с воспитанием уважения к культуре  других народов и мировым культурным ценностям служат основными задачами национальной политики Российского государства.

Необходимость   готовить   к   творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены повседневные усилия миллионов педагогов.  

Формирование человека как личности требует от общества постоянного  совершенствования системы воспитания. Практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое и психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы.

На данный момент накоплен богатый теоретический и практический опыт российских и зарубежных ученых и педагогов по выявлению роли этнической культуры в развитии личности.

Исследования Т.И. Баклановой, Т.Я. Шпикаловой, Н М Сокольниковой, Л.А. Рапацкой в области развития личности на основе русской  традиционной  культуры  стали концептуальной основой разработанных ими и их последователями этнокультурных образовательных программ.

В работах Т.И. Баклановой особое внимание уделено теоретическому обоснованию роли традиционной культуры в духовно-нравственном развитии, самосовершенствовании и оздоровлении человека. Т.Я. Шпикалова и Н.М.Сокольникова разработали научно-методические основы повышения роли русского народного творчества для формирования у детей национального самосознания и творческих способностей. Л.А.Рапацкая внесла большой вклад в создание теоретических и методических основ преподавания русской художественной культуры в школах и в вузах.

Наибольший   интерес   в этом плане имеет дошкольный возраст, так как дошкольное детство является важным периодом в становлении личности. Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности закладываются в раннем детстве, потому важно как можно раньше начать знакомить ребёнка с основными сферами культуры (труд, мораль, искусство и т.д.). В этот уникальный период в жизни человека формируется и осуществляется развитие личности. Именно поэтому родная культура, в том числе и декоративно-прикладное искусство, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Конечно, сложность заключается в том,  что необходимо, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, делать это в доступной, понятной  и интересной для них форме.  

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ развития личности дошкольников. Каждого ребёнка нужно научить правильно распоряжаться культурным наследием своего народа, владеть им так, чтобы не разбазарить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании [2]. России нужно новое поколение, воспитанное на традициях, которые являются гордостью нашего народа и составляют духовную основу жизни человека.

Общеизвестно, что  развитие личности ребёнка на культурных традициях своего народа должно идти с рождения. Семья, как источник, хранитель и передатчик нравственных ценностей, сейчас не всегда соответствует этому назначению. Поэтому миссию воспитания и развития приняли на себя дошкольные образовательные учреждения. Сила воздействия искусства на психофизику ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда «мировой опыт», заложенный в искусстве, соприкоснется с опытом ребенка. Как утверждает в своих работах  Л.С. Выготский, и с этим нельзя не согласиться,  вероятность этой встречи не в последнюю очередь определяет педагог, работающий с ребенком. [3]  

Последовательное и целенаправленное осуществление работы по использованию произведений народного декоративно-прикладного искусства играет огромную роль в воспитании нравственных качеств и эстетических представлений у детей дошкольного возраста. Поэтому, соглашаясь с мнением Е.В. Затеевой, можно утверждать, что  воспитателям и педагогам дополнительного образования детских садов «необходимо обогащать представления детей о красоте вообще и способах её достижения на примере народного искусства и искусства родного края». [5]

Педагоги муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 243» города Барнаула уверены в том, что очень важно, чтобы взрослые сами были пронизаны чувством любви и восхищения народным искусством, тогда они смогут увлечь им детей, и воспитать в них чувство прекрасного.

Работа коллектива данного образовательного учреждения направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

 Одним из важных факторов интеллектуального познания тех или иных сторон действительности, и их практического освоения и преобразования являются занятия по изобразительной деятельности. Пример одного их них приведён ниже.

Результат работы дошкольного образовательного учреждения по вопросам воспитания нравственных качеств и эстетических представлений  у детей дошкольного возраста состоит в приобщении детей к великим ценностям русской народной культуры, выраженным в произведениях декоративно-прикладного искусства и в формировании на этой основе социально-нравственного поведения дошкольников. Это выражается  в проявлении доброжелательности и уважения друг к другу, чувстве эмпатии, в  восприятии жизни и другого человека как наивысшей ценности, а также ответственности за слова и поступки, чувстве собственного достоинства воспитанников.

«Слава камнерезам Алтая»

Конспект занятия по рисованию (совместно с родителями) для детей 6-7 лет

(2008 г.)

Тема: Колыванская ваза в сквере или интерьере дворца.

Цель: Формировать представление детей и родителей о камнерезном искусстве колыванских мастеров.

Задачи: 

  1. Закреплять знания детей  и родителей об истории, особенностях и традициях колыванского промысла. 
  2. Совершенствовать навык нетрадиционного рисования (цветным пластилином), передавая структуру и расцветку яшмы и порфира, отрабатывать навык работы с силуэтами, кистью и красками.
  3. Развивать мышление, память, глазомер, моторику руки, речь.
  4. Воспитывать гордость за свой край, уважение к труду взрослых и традициям своего народа, эстетические чувства,  аккуратность.

Предварительная работа      

Беседы о камнерезном промысле на Алтае, рисование образцов яшмы и порфира, рисование паркового пейзажа и дворцового интерьера,  экскурсия в Алтайский Краеведческий музей на выставку "Колывань камнерезная".

Материалы и оборудование:  Акварель, восковые мелки, кисти, баночки для воды, салфетки для кистей, силуэты ваз, пластилин, салфетки,  трафареты,  рисунки с парковым пейзажем и дворцовым интерьером, кассеты с записью народных мелодий, шкатулка с шоколадными монетками (либо другое поощрение).

Ход занятия

Дети с родителями приходят в изостудию.

Педагог: Здравствуйте, люди добрые, я рада вас видеть. Я вижу с вами пришли взрослые, кто пришел сегодня с вами?

Дети называют имена и отчества пришедших с ними взрослых.

Раздается стук в дверь. Входит Богатырь в русском костюме. 

Богатырь: Здравствуйте, люди взрослые и не очень. Меня зовут Богатырь Колыван Иванович.  Пришел я к вам за помощью. Задала мне царица задание: найти мастеров, которые из камня бы ей вазу сделали. Слышал я, что знаете вы где мне таких умельцев найти. Помогите мне.

Педагог: Здравствуй богатырь алтайский. Знаем мы с ребятами мастеров, да не знаем, таких ли ищет царица.

Богатырь: А вы расскажите мне, а я уж до царицы весть донесу.

Педагог: Садись да послушай, что наши дети и взрослые про Колывань знают, да про её мастеров.

Дети рассказывают, где и как добывали камни, как их обрабатывали и перевозили, какие изделия делали, где в нашем городе стоят вазы. Родители рассказывают об участии ваз в выставках, о Царице ваз. 

1. Из ревневской яшмы была сделана знаменитая «Царица ваз», являющаяся теперь истинной царицей Эрмитажа. Семь долгих лет мастера трудились на каменоломне, откалывая огромную глыбу от скалы, только для того чтобы придать ей овальную форму. К тому времени архитектор создал эскиз будущего изделия, и в Колывани, начались работы над изготовлением самой  вазы. И только через 12 лет не прекращающейся ни днем, ни ночью работы каменная глыба обрела формы «Царицы ваз». В феврале 1843 года колоссальной величины произведение искусства было доставлено в Санкт-Петербург, где ему пришлось простоять еще шесть лет перед дворцом, прежде чем попасть внутрь. Двери были малы, а стену разбирать царица не разрешала.  Каждый раз, оказываясь в залах знаменитого музея, у наших земляков сжимается сердце от гордости за свой край, создавший такое величие. Именно величие высотой 2 м 57 см, диаметром 5 м 6 см умещается всем своим 20-тонным весом (как у трамвая) на прямоугольном постаменте. И гордятся колыванцы тем, что изображение «Царицы ваз» помещено на гербе Алтайского края как символ мастерства и трудолюбия. [7]

2. Изделия Колыванского камнерезного завода в свое время завоевывали лучшие награды с международных выставок, они поражали воображение заморских любителей искусства. Одну из таких ваз, высотой 3 метра из порфира, подарили Наполеону в честь соглашения о мире в 1879 году. Когда Наполеон увидел неуклюжую фигуру огромного роста мастера, изготовившего и привезшего в Париж каменное произведение искусства, то был искренне поражен, мол, как такой медведь мог такую красоту собственными руками создать. Надо сказать, принимали мастера в Париже хорошо, о чем он потом в подробностях рассказывал своим землякам по приезде. Так и получил он прозвище Парижанин, а улицу, на которой он жил, назвали Парижской. Она и сегодня так называется. [7]

3.
На Алтае есть край чудесный,
Всюду горы – куда не глянь.
Мы тебе посвящаем песню
Наша горная Колывань.
Здесь леса и крутые горы,
Здесь и реки глубокие есть,
Голубые как небо озёра,
Как прекрасна природа здесь.
Мастера режут вазы из камня,
Их шлифуют, они блестят.
Во дворцах эти вазы поныне,
Как и прежде в покоях стоят.
Мы в музей посмотреть эти вазы
Приезжаем часто сюда.
Из порфира и яшмы вазы
Не забудем мы никогда.
(Ивойлова Л.В.)

Богатырь: Мастера видать знатные, да только как это царице доказать?

Педагог: Как же нам тебе помочь?

Дети предлагают  варианты помощи (нарисовать вазы, слепить вазы и т.д.) и приходят к тому, что можно нарисовать вазы красками или пластилином.

Педагог: Мы можем предложить царице поставить вазу в парке или во дворце. Ребята, решите вместе со взрослыми, кто какой рисунок сделает.

Дети и взрослые садятся за столы и выбирают, какой рисунок они будут делать и какой техникой – рисование  по обведённому силуэту или рисование пластилином по трафарету (каждый ребёнок делал заготовку для двух вариантов).

Педагог:

Существуют на Алтае яшма и порфир.
Они известны славою на весь мир.
Из рудников Алтая, дети,
Добывали камни эти.
Красота родной природы
Запечатлена в камнях на годы.
Во всем свете, так и знай,
Славится трудом Алтай.
(Л. Ивойлова)

Предлагаю вам выбрать, из какого камня будут ваши вазы и  приступать к работе.

Дети и взрослые выполняют работу, при необходимости дорисовывают детали рисунка. 

Богатырь: Мне очень понравились ваши работы. Все они выполнены аккуратно как у настоящих мастеров и с любовью к своему краю и его истории. Скажите, пожалуйста, ещё раз, из каких камней сделаны ваши вазы.

Дети называют свой камень, родители свой.

Богатырь:  В былые времена царица за вазы мастерам золотом платила, я вам тоже за вашу работу золото привез (вручает шкатулку с шоколадными монетами). Спасибо вам,  что вы помогли мне найти  самых лучших камнерезов, а ещё за то, что знаете и бережете традиции Алтайских мастеров. Когда вы вырастите,   то сможете прославить свой край трудом.  Я хочу, чтобы на память у меня осталась ваша фотография.

Выполняется общая фотография. 

Богатырь: А сейчас я с вами прощаюсь.

Дети прощаются с Богатырем, и с гостями и идут в группу.

Список  литературы.

  1. Арнольдов А. И. Статус культурологии// Культурология  // Новые подходы: Альманах - ежегодник. – М., 1995, №1.
  2. Ботякова О.А, Зязева Л.К. Российский этнографический музей – детям. – С-Пб., 2001
  3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1991 г.
  4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира: Нейропсихологи – учителям, родителям, школьным психологам. – М., 1998 г.
  5. Затеева Е.В. Малыш в мире искусств родного края. – Барнаул, 2006 г.
  6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской традиционной культуры. –        С.-Пб., 2001 г.
  7. Радионов А.М. Колывань камнерезная. – Барнаул, 1986г.
  8. Сборник материалов научных конференций и семинаров 1998 – 2000 г. «Художественная культура Сибири и Алтая. История и современность» – Барнаул, 2001 г
  9. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М., 1972 г.