Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: 

Формировать представление о мире семьи; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому.

См. Приложение 1

Перспективное планирование детской проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Семья»

Работа с детьмиРабота с родителямиСроки

Рассказы детей о членах своей семьи.

Рассматривание с детьми их семейных фотоальбомов.

Беседа с детьми о семейных традициях и праздниках.

С\р игры: «Семья», «Дом»

Беседы: «Где работают мои близкие родственники?», «У меня большая, дружная семья».

Рисование на тему: «Моя семья», «Мой папа», «Моя мама»

Составить рассказ о своей семье.

Составить родословное древо своей семьи.

Создать альбом семейных традиций и праздников.    

Итог: занятие «Мужчины и женщины в семье»

Итоговое занятие на тему : «Мужчины и женщины в семье» по проекту «Семья»

Цель: Закрепить представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.

Наглядный материал. Иллюстрации с изображением людей разных профессий – мужских и женских.

Ход занятия

- Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о семье. Скажите, а что такое семья? Я вам уже говорила, что слово «семья» состоит из двух слов – «семь» и «я». Расскажите о своей семье: сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать все вместе?

- Семья может большой и маленькой. А попробуйте разделить всех членов семьи на две группы? Можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых. А еще можно разделить на мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины. Всех людей тоже можно разделить на эти две группы – мужчины и женщины.

- А чем отличаются мужчины и женщины? Вот идете вы по улице, вы сразу можете определить, где мужчина, а где женщина? Как? Да, мужчины и женщины выглядят по-разному:

  • - они носят разную одежду;
  • - у мужчин может быть борода или усы;
  • - мужчины чаще всего выше ростом, мужчины физически сильнее, чем женщины.

А в семье обязанности мужчин и женщин различаются? Кто обычно чинит утюг и другие электроприборы? Кто может повесить книжную полку на стену? Кто чинит кран, если он течет?

Да, есть и по дому такая работа, которую выполняют чаще всего мужчины. А есть домашняя работа, которую обычно выполняют женщины. Что это за работа?

Но мужчины и женщины отличаются не только внешним видом, выполнением разных работ, но и поведением. Есть общие правила культуры общения между людьми. Давайте их вспомним. Про какого человека можно сказать, например, что он вежливый?

Но есть правила культуры поведения, которые должен выполнять только мужчина. Как вы думаете, когда про мужчин или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина?»

Девочки – будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка?»

- Женщина всегда должна быть красивой. А когда она красивая? На девочке может быть очень красивое платье, но волосы будут не причесаны и о ней не скажут, что она красивая. Поэтому настоящая женщина всегда очень опрятная, аккуратная и поэтому выглядит красиво. Наши девочки, хоть и маленькие, могут выглядеть, как настоящие женщины, если будут следить за собой – после сна причесываться, следить, чтобы не было расстегнуты манжеты платья, не были спущены гольфы или колготки.

- Настоящая женщина – хозяйка в доме, у нее везде порядок, она умеет его быстро наводить. Конечно, все по дому девочки не смогут сделать, но очень во многом могут помочь бабушке и маме. А в детском саду – девочки хозяйки в группе.

Мальчики поставили машины после игры, а девочки поправили их, подравняли и сразу стало красиво.

- Настоящая женщина никогда не будет поднимать что-то тяжелое, если рядом есть настоящий мужчина. А мальчики у нас теперь всегда будут вести себя, как настоящие мужчины, и девочки не надо торопиться расставлять пособия на физкультурном занятии, выносить корзину с игрушками: это сделают мальчики.

- Итак, ребята, мы с вами сегодня поговорили о том, что в поведении мужчин и женщин в некоторых случаях есть разница. Вы теперь знаете, как ведут себя настоящие мужчины и настоящие женщины, и постарайтесь вести себя так, как мы об этом говорили.

Если дети не устанут, то можно прочитать рассказ В. Донниковой «Канавка» или это можно сделать вне занятия.

После чтения воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «Можно ли про Витю сказать, что он поступил, как настоящий мужчина, и почему?»