Формирование социальной компетентности воспитанников с использованием метода проекта в условиях МОУДОД

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время Россия переживает базисное изменение социально-экономической ситуации, т.е. формирование рыночных отношений в экономике и либерализации социальной сферы. В такой ситуации принципиально изменились цели образования. От знаниевого обучения осуществился переход к компетентностно-ориентированному образованию, которое предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей формирование компетенций обучающихся.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается, как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка. Дополнительное образование, по сути, является практико-ориентированным. Это «зона ближайшего развития личности ребёнка», которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

В данных условиях педагог дополнительного образования должен обладать не только профессиональными качествами, такими как:

– умение планировать свою работу, разрабатывать, адаптировать образовательные программы, строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования обучающихся, стимулировать творческие способности детей и др.

а также, личностными качествами:

– иметь живой и активный характер, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, иметь широкий круг интересов и умений, иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение и др.

В личной практике часто сталкиваешься с детьми, особенно подростками, имеющими низкую самооценку, а так же низкий рейтинг в своем ученическом коллективе. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования у воспитанников лидерских качеств, развития социального творчества, формирование социальных компетенций. Одним из ключевых методов формирования компетенций в общеобразовательной школе является метод проектов, но в условиях МОУДОД он мало распространён.

Освоение данного метода осуществляется в г. Тольятти на городском уровне через обучение на курсах «Интел – обучение для будущего» и по программе МОУ ДПОС «Ресурсный центр» г.о. Тольятти «Методические основы образовательной деятельности». Вышеуказанная система повышения квалификации позволила и мне освоить проектный метод. Но как внедрить его в личную профессиональную деятельность?

Под моим руководством были созданы творческие группы из числа учащихся нашей музыкальной школы, подобраны темы о музыке, подготовлены проекты, защита которых прошла успешно. Одним самых интересных, стал проект под названием «Классическая музыка вокруг нас».

Педагогическая цель проекта – формирование социальной компетентности учащихся, испытывающих сложности общения в детском коллективе.

Данная компетентность позволяет формировать главные качества, необходимые человеку для успешной реализации своих возможностей и способностей в жизни. Она помогает в общении с другими людьми, находить свое место в любой ситуации, способствует достижению поставленных целей.

Вместе с автором проекта мы поставили вполне востребованную (особенно для своих сверстников) проблему: отсутствие интереса современных детей и подростков к культурному наследию музыкальной классики. В ходе проекта поставили задачи: выяснить, знают ли сверстники музыку, которая звучит каждый день вокруг нас. Для этого автору пришлось побеседовать со своими одноклассниками, учениками 7 класса, о том, что за музыка окружает их: звучит в их сотовых телефонах, каждый день навязчиво врывается с экранов телевизоров. По результатам бесед составили подборку музыкальных произведений, выяснили их авторов. Осталось подготовить анкеты для одноклассников и найти в наличии нужную музыку. Для решения этой задачи пришлось не только обращаться к Интернету, но и искать помощи у преподавателей.

Итак, анкета для одноклассников разработана, подобрана викторина из фрагментов известных музыкальных произведений, наиболее часто звучащих с экранов телевизоров или сотовых телефонов. Оставалось освоить азы работы в некоторых компьютерных программах и записать викторину на CD диск, для чего снова понадобилось обратиться к сверстникам, умеющим пользоваться нужными программами. В своем классе автор проекта провела анкету, где дети записывали, как часто они слышат эту музыку, какие сведения о предложенных музыкальных отрывках они знают: автора, век, страну, в которой жил композитор, название фрагмента, произведения в целом.

Результаты анкетирования показали: слыша музыку практически каждый день, подростки не знают названий, авторов произведений и, даже не предполагают, что этой музыке 100, 200 и более лет. На следующем этапе по проекту была подготовлена, тщательно прорепетирована и представлена одноклассникам компьютерная презентация с портретами, музыкальным сопровождением и краткими биографическими сведениями композиторов, а так же интересными фактами из жизни авторов произведений.
Завершающий этап проекта позволил определить, что интерес у сверстников к классической музыке значительно возрос, о чем свидетельствовали многочисленные обращения к автору проекта с просьбами записать музыкальные фрагменты в личную компьютерную и мобильную картотеку. Налицо изменение отношения детей к автору проекта и к классической музыке в целом, повышение самооценки автора.

Автору проекта было предложено продолжить реализацию проекта в других классах, поучаствовать в конкурсах проектов школьных, городских уровней, а также во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио».

Педагогическая цель проекта – формирование социальной компетентности учащихся, испытывающих сложности общения в детском коллективе – достигнута. Результат работы над проектом позволил мне убедиться в том, что данный метод – один из эффективных инновационных технологий, позволяющий развивать интерес к предмету в рамках программ дополнительного образования.