Система организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в загородных детских оздоровительных лагерях Республики Хакасия и Красноярского края (модель-программа)

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


"Общество не может познать себя, не поняв закономерность своего детства, а мир детства – неотделимая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом". И.С. Кон.

Пояснительная записка

Изменения в социально – политической, экономической ситуации в стране, модернизациия современного образования, процессы, происходящие в детском и молодежном движении заставляют педагогов уделять более пристальное внимание проблемам организации свободного времени подрастающего поколения, в том числе, по организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Сегодня как никогда важно заполнить социальную нишу потребностей молодежи в развивающем и творческом досуге. История и опыт человечества подсказывают единственный выход, когда потеряны или не ясны идеалы – обратиться к человеческим ценностям, которые вырабатывались веками: Человек, Мир, Культура, Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания. Если эти ключевые ориентиры человеческого бытия станут ценностными в жизни детей, то они повлекут за собой доброту и честность, трудолюбие и социальную ответственность, любовь к Родине и гражданственность, гуманность и толерантность и многие другие качества личности. Вот почему так важно сегодня вести активный поиск путей к возрождению национальной культуры в русле народных традиций, обычаев, всей системы нравственного воспитания.

Авторы считают, что детский загородный лагерь может и должен рассматриваться не только как социальная микросистема, но и как социокультурная, педагогическая система взаимодействия юного человека с окружающим миром. Ведущую идею нового содержания воспитательной работы в пределах микросистемы, видим в обращении к национальным истокам духовного воспитания (история России и Хакасии, Красноярского края, других стран мира, обычаи, традиции, народное творчество, игровая культура, искусство и др.). Полагаем, что работа по формированию подобной социокультурной педагогической системы будет наиболее эффективной именно на базе таких дополнительных образовательных комплексов как загородные лагеря и центры. Именно здесь социальное воспитание может быть ориентировано на культурные, досуговые, оздоровительные, интеллектуальные потребности Личности, которые школа не в состоянии пока удовлетворить. Именно здесь может быть организована интегрированная деятельность, включающая в себя познание и труд, общение и игру, творчество и досуг, восполняющая психофизические силы ребенка, нацеленная на использование свободного времени детей и подростков с созидательной целью. Лето в лагере – время активного отдыха ребят, пробы и проверки их сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Пространство для постижения природы и себя в ней здесь огромно, а “островок” самого лагеря – место активной жизни. Здесь каждый день и час должны стать неповторимыми, полными чуда и красоты! И здесь, как нигде, душа и сердце ребенка открыты! Нигде нет более естественной обстановки для создания атмосферы чуда и обожания природы, чем в лагере. В лесу, у ночного костра, под неизменными звездами даже ребенок может ощутить тайну, почувствовать, насколько велик мир, ощутить единство Духа и Природы. А ведь прошлое всех народов в том, что Дух и Природа были соединены в единой гармонии. И большинство народных праздников и обрядов связаны с природой. Было бы непростительно не использовать эту связь, не попытаться помочь детям в ее восстановлении, помочь по-новому взглянуть на себя и на мир, раскрыть их незаметные ранее творческие способности, наблюдательность, эстетические чувства, а значит, повысить общую культуру. Пусть с нашей помощью наши дети никогда не разучатся общаться, любить, восхищаться солнечным восходом. Им сохранять культуру своего народа, цивилизацию и все живое на Земле!

Концептуальные основы, цели и задачи

Принципиальную стратегию предлагаемой социокультурной модели ЗДЛ составляют два основных ориентира:

  1. Духовно – творческий, культурно - образующий, берущий начало из социально-культурного опыта и реалий сегодняшнего дня, направленных на преодоление разрыва между физическим и духовным развитием ребенка, на основе принципов гуманизма, нравственности, духовности.
  2. Ориентир – педагогическая технология (в данном случае – комплексная социокультурная гуманизированная игра), способствующая раскрытию духовного, творческого и психофизического потенциала Личности, созданию условий ее самореализации.

Ключевые понятия, которые мы предлагаем заложить в основу жизнедеятельности рассматриваемой модели загородного детского лагеря (далее – ЗДЛ) следующие: социализация, оздоровление, творческое развитие и самореализация Личности, культурное и дополнительное образование. Деятельность ЗДЛ мы видим, прежде всего, основанной на гуманистической концепции взаимодействия Личности и общества, Личности и временного детского коллектива в ЗДЛ, на концепции гуманизации и гуманитаризации воспитания и образования. Считаем необходимостью создания в своей педагогической микросистеме ЗДЛ обстановки мира и толерантности, согласия и взаимопонимания, сотворчества и сотрудничества, т.е. модели тех отношений, которые сегодня столь нужны людям России, жителям планеты Земля.

Цели и задачи данной программы состоят в том, чтобы способствовать раскрытию духовного, творческого и физического потенциала Личности ребенка путем создания условий:

  • Самореализации в деятельности детских коллективов
  • Приобщения к разнообразному социальному опыту в процессе общения и деятельности в новом коллективе
  • Снятия напряженности прошедшего учебного года, восполнения психо – физических сил
  • Возможности заняться любимым делом, поиграть, получить новые дополнительные знания сверх школьных программ
  • Приобщения к базовой культуре, ценностям общественнозначимого досуга, народным, национальным истокам, к общечеловеческим ценностям

Условия реализации

Лагерь и программа:

  • Консолидация усилий всех заинтересованных сторон в создании новых систем организации школьных каникул, в разработке новых механизмов управления, координации и жизнеобеспечения этих систем
  • Проведение опытно-экспериментальной работы по разработке и внедрению эффективных форм и методов воспитательно-образовательной работы в ЗДЛ, способствующих творческому, социально-культурному развитию личности ребенка в период школьных каникул (тематические, профильные и др. смены)
  • Взаимодействие с энтузиастами, волонтерами (добровольцами), творческими коллективами, ведущими поиск нетрадиционных способов организации школьных каникул
  • Поддержка и развитие инициатив и начинаний детей и подростков, направленных на интересное, содержательное проведение летних смен (разработка тематики, символов и атрибутов, работа по самоуправлению, общественная работа организаторами досуговой деятельности, помощниками вожатых и др.)
  • Планово использовать физические факторы и иные средства, план территории лагеря и окружающей местности в целях следования программным функциям лагеря, учитывать потенциальные перспективы ЗДЛ (экологическое благоустройство территории лагеря и вокруг него, создание уголков “тишины” и психологической разгрузки (песочные горки, поляны за территорией, создание эколого-архитектурных площадок для лагерных костров и мест проведения игр)
  • Рассматривать наличие конкретного календарно – тематического плана воспитательной работы в рамках программы, как показатель серьезного уровня организационной деятельности ЗДЛ
  • Планировать жизнедеятельность лагеря на основе комбинированного подхода, когда делается акцент на взаимоотношениях групп проживания, с учетом потребности в личном свободном времени, определенной независимости от большого лагерного сообщества.

Лагерь и дети:

  • Ориентация на первичный детский временный коллектив
  • Планирование деятельности по малым одно- и разновозрастным группам, при обеспечении разнообразия видов деятельности на общей, групповой, индивидуальной основе (в зависимости от подпрограмм)
  • Предлагать общую программу с разными видами деятельности, из которых ребенок может выбрать интересующие его, не переоценив узость навыков малышей, уделив внимание в разработке особого и более приключенческого вида деятельности для детей старшего возраста
  • Создание пространства “разных смыслов и деятельности”: одно – и разновозрастных объединений по интересам, кружков, секций, студий, проектов и др. на основе общих интересов, совместной работы, общей идеи
  • Использование методик диагностики интересов детей, приемов вовлечения их в деятельность ЗДЛ для обеспечения многообразия и содержательности деятельности (коллективной, индивидуальной, групповой)
  • В лагерной жизни для Личности должны существовать условия свободного времени и самостоятельных действий (самостоятельный проект, отдых под деревом, созерцание, посещение друзей в другой группе и т.д.), но заканчиваться оно должно плановой деятельностью, чтобы не потерять ребенка из вида

Лагерь и персонал:

  • В основе продуктивного общения педагога и ребенка должна лежать педагогика сотрудничества, обеспечивающая живое, эмоциональное поведение обеих сторон
  • Педагог, сотрудник ЗДЛ, работающий в рамках программы, должен обладать широтой кругозора, богатством внутреннего мира, добротой и терпимостью, солидной эрудицией, способностью к разнообразной деятельности, исполнительству и импровизации, владеть глубокими знаниями и практическими навыками в области педагогики и психологии, своего направления деятельности
  • Основной ответственностью при выполнении работы сотрудниками лагеря считать сохранение жизни и здоровья детей, их физического и творческого развития, обеспечение благополучия и порядка в лагере, добросердечного отношения к детям
  • Педагог как организатор деятельности воспитанников должен помогать ему постигать и проживать каждый день жизни в лагере “здесь и сейчас”, вводить ребенка в мир культуры.
  • Вести подбор программных специалистов для реализации проектов, студий, секций, кружков, возглавляющих виды деятельности в пределах отдельных групп, осуществлять в рамках подпрограмм режим совместной работы педагогов и специалистов – учителей
  • Вести подготовку и обучение персонала по программе лагеря, ставя цели и задачи с точки зрения практики, которые могут быть достигнуты при обучении.

Подпрограммы (направления деятельности)

“Живой родник” (культурологическая).

  • Цель: содействие раскрытию творческого потенциала детских объединений и коллективов школ, методики деятельности которых и практика приводят к эффективным результатам в области культуры, искусства, декоративно – прикладного творчества, изобразительного искусства и др.
  • Принцип: интеграция детских и подростковых творческих групп и коллективов в совместной творческой деятельности.
  • Участники: победители и призеры творческих конкурсов и фестивалей художественно – эстетической направленности (хореографические, хоровые, театральные и др. коллективы и др.)
  • Обоснование: детские и юношеские коллективы и объединения стремятся к сотрудничеству, к обмену опытом работы в своем виде искусства. Использование возможностей окружающего мира природы позволит более эффективно продолжить формирование художественной культуры и эстетического вкуса, в совместной творческой деятельности прокладывать пути к возрождению своей национальной культуры, к восприятию общечеловеческих ценностей. Вовлечение ребят в различные виды народного творчества будет способствовать разумной и творческой организации свободного времени, приобщению детей и подростков к овладению тем или иным мастерством.

“Семья” (психо – физической реабилитации и милосердия)

  • Цель: физическая и психологическая реабилитация детей – сирот, опекаемых, из многодетных и социально – незащищенных семей; предоставление возможности для полноценного развивающего отдыха и участия в творческих видах деятельности в условиях летних каникул.
  • Принцип: только тогда можно вырастить и воспитать полноценную личность, когда в полной мере сможешь дать ему и хлеб насущный и нишу духовную, когда любовью и терпением, добротой и милосердием укрепишь “корни” его “деревца” для дальнейшего роста и жизни.
  • Участники: дети из многодетных, социально – незащищенных детей, опекаемые и сироты.
  • Обоснование: считаем важным не только оздоровить и подпитать ребят, но и суметь вложить через добросердечную обстановку неформального общения с ровесниками и природой в ЗДЛ, частицу души народа, родной земли, помочь почувствовать себя членом одной дружной семьи.

“Календарный круг” (языкового и творческого развития детей и подростков)

  • Цель: развитие мотивации к изучению иностранных языков и культуры народов Республики Хакасия, Красноярского края, народов мира; воспитание толерантного сознания и культуры мира; активное приобщение детей и подростков к национально – культурной жизни региона.
  • Принцип: в процессе совместной творческой деятельности, а также в ходе целенаправленных языковых занятий участники программы закрепляют полученные языковые и др. знания, умения и навыки. В рамках подпрограммы жизнедеятельность ЗДЛ строится на индивидуально – групповом и блочно – тематических принципах построения модели организации лагеря.
  • Участники: победители и призеры республиканских и городских лингво – страноведческих конкурсов, активисты клубов интернациональной и международной дружбы, члены Центра немецкой культуры г. Абакана и др.
  • Обоснование: проведение профильной смены языкового и творческого развития детей, подростков и молодежи дает возможность повысить мотивацию у школьников к изучению иностранных языков и культуры народов мира, окажет поддержку детскому интердвижению, будет способствовать дальнейшему развитию социальной активности детей и подростков.

“Здравствуй, друг!” (международная)

  • Цель: способствовать установлению дружбы и взаимопонимания детей и подростков на уровне международного общения в духе культуры мира и толерантности.
  • Принцип: мир и взаимопонимание между народами, людьми будет возможны тогда, когда уже дети будет жить как друзья, делать вклад в науку международных отношений через посредство общения друг с другом, изучение национальной культуры своего народа и народов - соседей.
  • Участники: детские и подростковые коллективы и объединения интернациональной и международной дружбы, отряды скаутов, культурно – национальные общественные организации, учителя и школьники из зарубежных стран.
  • Обоснование: общаясь со сверстниками из других стран, с детьми разных национальностей, они узнают, в чем они похожи и оценят различия, найдут способы общения даже при условии отсутствия общего языка, проникнутся желанием мира и стремлением работать для его достижения, поймут необходимость развития Личности, свободной от всех предрассудков.

“ТЫ + Я” (смена – марафон детских и юношеских объединений и организаций)

  • Цель: дать возможность ребятам, представляющим детские объединения г. Абакана и Республики Хакасия, проявить свои лидерские качества, набраться опыта совместного проживания и разнообразной деятельности для дальнейшего использования полученных навыков и знаний в своих объединениях.
  • Принцип: помочь детям и подросткам во время школьных каникул активно включиться в социально- значимые дела, обеспечить возможность приобретения навыков в различных видах деятельности в условиях ЗДЛ, в условиях педагогического управления и детского самоуправления.
  • Участники: детский актив, лидеры детских общественных школьных и др. объединений и организаций, органов школьного самоуправления, координаторы детского движения, старшие вожатые школ г. Абакана и Республики Хакасия.
  • Обоснование: постановлением учредителей городской конференции детских и юношеских организаций от 23.02.1995 г. был создан Союз детей и подростков “Дружба – Ынархас” г. Абакана. Были определены пять заповедей Союза, его цели и задачи: защита прав и интересов детей, воспитание любви к родному краю, готовности служить Родине, учиться познавать мир и природу, действовать сообща с детьми других народов и др. Эти цели и задачи перекликаются с основными целями и задачами нашей программы, с ее стратегией в области организации летнего досуга детей и подростков, философией “освоения, присвоения и усвоения” культуры своего народа и общечеловеческих ценностей.

Комплексная социокультурная гуманизированная игра

Одним из ведущих стратегических ориентиров программы является комплексная социокультурная гуманизированная игра. Авторы считают, что социокультурная модель ЗДЛ должна иметь свой фундамент, технологию, на основании которой можно уверенно выстраивать саму модель. И это фундамент - игра. Ведь именно игра является источником культуры людей, основной частью детского досуга, формирующей духовные потребности, раскрывающей творческий потенциал Личности ребенка.

Потребность в комплексных играх рождена самой жизнью, неудовлетворенностью только подвижными, познавательными играми. Это тип игры романтического, сказочного типа, где возможно использование синтеза сюжетно – ролевых, сценарных игр, игр с готовыми правилами, коллективных творческих дел, игр – эпопей, празднеств, состязаний и др., полностью рассчитанных на летнюю оздоровительную смену с этапами адаптации, индивидуализации, интеграции, подготовки к расставанию. Фактически, это даже не одна игра, а целая программа деятельности, включающая игры разного вида. С учетом применения такой игры в ходе реализации различных подпрограмм можно создавать альтернативные игровые композиции, менять в зависимости от состава участников подпрограмм и их задач, структуру и содержание этих композиций. Основная функция комплексной гуманизированной игры не изменится: развитие Личности.

Так, например, авторская комплексная социокультурная гуманизированная игра “Тропами царства Берендея” призвана возрождать общечеловеческие, национальные общинные ценности, способствовать гуманизации, интеллектуализации детского досуга, воссоздавать социальные и культурные отношения в новой материальной, доступной форме, обучаться в процессе переживания приключений, новизны впечатлений. Основная развивающая идея игры состоит в наличии сюжета, построенного на узнаваемой фабуле пьесы – сказки известного русского драматурга, А.Н. Островского – “Снегурочка”. Содержательная канва игры возвращает детям сюжеты древних славянских мифов и летописей, языческих сказок и преданий, российской истории и культуры, христианской картины мира, которые можно додумывать и досочинить. Одним словом, сюжет предлагаемой игры - этнический, сказочный. Именно такой импонирует мифологическому сознанию детей. Это игра волшебного, романтического типа, хотя и с сюжетом сказочным, но, прежде всего – единым, разноплановым, социальным. Это и сказка, и реальный мир - носители смыслов человеческой мудрости и этики, борьбы Добра со Злом, Правды и Лжи, Благородства и Низости и др. Наша комплексная игра предполагает также использование разнообразных игровых ролей для ее участников: жителей государства Берендерии (берендеи, слобожане, бирючи и др.). Это дает возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки. Интенсивное развитие Личности ребенка будет идти через смену ролей, которые помогут ему укрепиться в различных жизненных позициях. Роли предполагается вводить этнографические (берендеи, слобожане, гусляры, скоморохи и др.) и сказочного, карнавального характера (Баба Яга, лешие, русалки, Берендей, Поветруля и др.). Каждая последующая роль может стать для ребенка его новой позицией в жизни. А желание выразить себя, занять или сыграть те или иные роли свойственно активной натуре детей. Игра - путешествие “Тропами царства Берендея”, как и всякая комплексная игра, предполагает основную разработку со стороны взрослых: педагогов, специалистов, но при непосредственной опоре на творческую фантазию ребят.

  • По степени регулирования и управления – это предложенная, организованная игра.
  • По составу и количеству участников – массовая, с включением игр командных, групповых и индивидуальных. Смена до 600 и более детей.
  • По возрасту и полу - разновозрастная, для мальчиков и девочек от 6 до 15 лет.
  • По месту проведения – на базе загородного летнего лагеря.
  • По времени проведения – сезонная, природная летняя игра.
  • По объему – временная, на летнюю смену в 18, 21 день.

Авторы программы видят в комплексной гуманизированной социокультурной игре все опоры культуры и социализации, организованные в виде уникальной совокупности сюжета, ролей, положений, норм, правил, ценностей. Тематика социокультурной гуманизированной игры, ее содержательное наполнение для каждой последующей смены могут, и будут меняться, в соответствии с интересами и запросами детей – участников программы, в зависимости от тех изменений, которые будут происходить в жизни и обществе.

Заключение. Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Сохранение и укрепление психо – физического здоровья детей;
  • Интеллектуальное и личностное развитие ребенка, самореализация на основе его интересов, склонностей и способностей;
  • Приобщение к базовой культуре, ценностям общественнозначимого досуга, народным, национальным истокам, к общечеловеческим ценностям;
  • Приобретение разнообразного положительного социального опыта в процессе общения и деятельности в новом коллективе;
  • Обогащение интересов и духовно – творческих возможностей участников программы на основе активной социокультурной и дополнительной образовательной деятельности

Для развития воспитательной системы ДОЛ:

  • Обновление содержательной и процессуальной сторон жизнедеятельности временных детских коллективов на основе формирования духовно – нравственной культуры в ДОЛ

Для педагогов:

  • Стимулирование развития творческого потенциала и уровня профессионализма педагогов ДОЛ;
  • Получение качественного психолого – педагогического сопровождения для организации деятельности педагогического коллектива ДОЛ
  • Отработка моделей взаимодействия с детским коллективом в рамках реализации социокультурной гуманизированной игры

Для родителей:

  • Осознание родителями значимости проживания ребенка во время летних каникул в условиях ДОЛ
  • Формирование у родителей чувства уверенности в возможностях и способностях ребенка
  • Приобщение семей к совместному с ребенком освоению, усвоению и присвоению духовно – нравственных и культурных ценностей
  • Существование ЗДЛ предназначено для служения обществу и, прежде всего, его будущему – детям! Вот почему мы хотим, чтобы опыт лагерной жизни стал доступен как можно большему числу детей, подростков и молодежи и всем, кто в нем заинтересован.

Литература:

  1. Программно – методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах (Серия “Библиотечка для педагогов, родителей и детей”) - М., ГОУ ЦРСДОД, 2004.-64 С.
  2. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.- 240 С.