Критерии оценивания ученических проектов

Разделы: Общепедагогические технологии


Критерии оценивания ученических проектов.

Стратегия модернизации общего образования определила его основные направления: интеграция учебного содержания, формирование коммуникативных компетентностей и развитие пользовательских навыков в информационных технологиях. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценок невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором и показателем результативности.

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта ориентирует при оценке достижений учащихся на три составляющие качества образования: предметно-ориентационную, деятельностно-коммуникативную и ценностно-ориентационную.

Учителю для определения уровня достижений учащихся необходимо иметь шкалу показателей развития учебных навыков и критериев, по которым можно оценивать сформированность ключевых компетенций.

Шкала достижений и критерии оценок достижений помогут учащимся и учителю проследить за формированием и развитием у обучающихся проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы.

Согласно РК, творческая группа учителей, работающих над этой проблемой, предлагает два варианта критериев оценивания ученических проектов.

Вариант 1.

Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:

  • 2 – выше среднего
  • 1 – средний
  • 0 – ниже среднего.

Матрица оценивания проектов

Показатели проявления компетентности Фамилии учащихся
Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта            
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения            
3.Знание источников информации            
Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)
4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность            
5.Умение формулировать цель, задачи            
6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы            
7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами            
8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью            
9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках            
10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью            

 

Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)
11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы            
12.Выражение собственной позиции, обоснование ее            
13.Умение оценивать достоверность полученной информации            
14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство            
ИТОГО:            

Максимально возможное количество баллов: 28

  • Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)
  • Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)
  • Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%)

Предлагаем ввести штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.

В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:

  • какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;
  • на каком уровне он его усвоил;
  • каковы его умения и навыки;
  • какова оценка его творческой деятельности;
  • в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.

Вариант 2.

Критерии оценивания проектов

критерий показатели балл
1. Структурные 1.1. Логичность достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы проекта 2
обоснование актуальности и ее соответствие теме проекта неполное (показана только общественная или только личностная значимость темы) 1
актуальность не представлена в тексте 0
1.2.Культура исполнения элементы структуры проекта представлены в полном объеме, приложения соответствуют 2
не все элементы структуры проекта представлены, приложения не соответствуют (по качеству или количеству) 1
большинство элементов структуры проекта не представлено 0
    сумма баллов по I критерию (макс. 4 балла)  

 

II. Теоретические (макс. 14 баллов) 2.1.Целостность проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована 4
проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы 2
постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют 0
2.2. Коммуникативная компетентность представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками 3
присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет 2
отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации 1
2.3. Информационная компетентность на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части 7
использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме) 5
источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна 4
источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности 3
источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности 2
используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет 1
    сумма баллов по II критерию (макс. 14 баллов)  

 

критерий показатели макс. балл
III. Исследовательские (макс. 20 баллов) 3.1. Соответствие теоретической и практической частей практическая часть проекта связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы 3
практическая часть связана с теоретической рассматриваемой проблемой (темой) 2
практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объему 1
3.2.Корректность методов исследования заявленные методы исследования (инструментарий) использованы корректно 5
отдельные методы (инструментарий) исследования некорректно использованы или нецелесообразны 3
заявленные методы (инструментарий) исследования не использованы или некорректны 1
3.3.Результативность исследования выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения 6
выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частный характер, не охватывая проблему в полном объеме 3
выводы приведены, но слабо связаны с заявленной проблемой исследования 1
3.4.Элементы исследовательской компетентности цели и задачи проекта достигнуты, адекватно представлены в выводах 6
цели и задачи проекта достигнуты частично, соотнесены с методами и результатами исследования 3
представлена попытка соотнесения целей и задач с методами и результатами исследования 1
    сумма баллов по III критерию (макс. 20 баллов)  
IV.   Особое мнение рецензента (до 2-х баллов)  
    СУММА БАЛЛОВ (макс. 40 баллов)