Факторы, влияющие на степень гидролиза. Урок в 11-м классе

Разделы: Химия


Тип учебного занятия: изучение нового материала и первичное закрепление.

Дидактическая цель: установление опытным путем причинно-следственных связей влияния различных факторов на степень гидролиза соли.

Задачи:

1. Образовательная:

  • выявить опытным путем влияние температуры, природы соли и разбавление раствора на степень гидролиза соли.

2. Развивающая:

  • развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы;
  • развивать умение проводить рефлексию собственной деятельности.

3. Воспитательная:

  • воспитывать навыки коллективного труда;
  • чувство ответственности.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • репродуктивный.

Формы обучения:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Оборудование и реактивы:

  • фенолфталеин;
  • универсальная индикаторная бумага;
  • спиртовка, пробиркодержатель, штатив с пробирками;
  • растворы солей: хлорид алюминия, хлорид магния, хлорид олова;
  • сухие соли: ацетат натрия, сульфит натрия, карбонат натрия;
  • дистиллированная вода;
  • раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целеполагание и мотивация.

Продолжаем изучение темы: “Гидролиз солей”. Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: “Какие факторы, влияют на степень гидролиза соли?”

Проведенные нами исследования помогут вам лучше понять сущность процесса гидролиза, и расширит ваши знания о нем.

Из курса биологии вам известно, что гидролитические реакции играют важное значение в процессах пищеварения, жизнедеятельности живых организмов, влияет на геохимические процессы.

О значении процесса гидролиза вами приготовлены сообщения, помещенные на выставке.

III. Актуализация.

Дома вы должны были записать уравнения гидролиза солей по 1-й ступени.

Проверим их написание у доски.

Соли образованы сильными основаниями и слабыми кислотами, следовательно, гидролиз протекает по аниону, результатом гидролиза по 1-й ступени – кислые соли. Среда щелочная

Соли образованы сильными кислотами и слабыми основаниями, следовательно, гидролиз протекает по катиону, результатом гидролиза по 1-й ступени – основные соли. Среда кислая.

Соль образована сильным основанием и слабой кислотой, следовательно, гидролиз протекает по аниону, результатом гидролиза является слабая кислота. Среда щелочная.

Проведем устный опрос:

  1. Дайте определение гидролиза? Гидролиз – это реакция обменного разложения веществ водой.
  2. Какую среду могут иметь растворы? Кислую, щелочную, нейтральную.
  3. Объясните, почему растворы солей могут иметь:

а) кислую реакцию? Катионы слабых оснований обладают значительным поляризующим действием,а анионы сильной кислоты являются слабыми донорами электронов, следовательно, гидролиз протекает по катиону и среда раствора кислая,водородный показатель меньше 7)

  • Приведите пример солей растворы которых имеют кислую среду?
  • Каким индикатором можно определить кислую среду раствора?

(Лакмус - красная окраска)

б) щелочную реакцию? (Анионы слабой кислоты проявляют значительное поляризующее действие, являясь активными донорами электронов. Катионы сильного основания – слабые поляризаторы, следовательно, гидролиз протекает по аниону, среда раствора щелочная, водородный показатель больше 7).

  • Приведите примеры солей растворы которых имеют щелочную среду?
  • Каким индикатором можно определить щелочную среду раствора?

(Фенолфталеин – малиновая окраска)

Проверка домашнего задания.

IV. Первичное усвоение материала.

Обратите внимание на 1 и 2 соль (Na2CO3 и Na2SO3), что их отличает их друг от друга? (образованы разными кислотами)

Проблемный вопрос: А в какой соли и почему степень гидролиза выше ?

На этот вопрос ответит 1-я группа, проведя исследовательскую работу, используя Приложение 1, Приложение 2, Приложение 6.

А теперь обратите внимание на 3 и 4 соли (MgCl2 и AlCl3), что их отличает друг от друга? (они образованы разными основаниями)

Как влияет сила основания на степень гидролиза, проанализирует 2-я группа, используя Приложение 1, Приложение 3.

А 3-я группа исследует влияние температуры на степень гидролиза ацетата натрия, используя Приложение 1, Приложение 4.

Работу осуществляем в группах, для этого внимательно ознакомьтесь с раздаточным материалом:

  • прочитайте алгоритм выполнения,
  • изучите теоретическую часть, (Приложение 5)
  • выполняя работу, не забудьте обратить внимание на технику безопасности при проведении эксперимента.

V. Осознание и осмысление учебной информации.

Итак, ответим на вопрос: Как влияет сила кислоты на степень гидролиза?

Слово предоставим 1-й группе.

  • Какой эксперимент был вами проведен?

В 2 пробирки налили дистиллированной воды. В 1-ю добавили сульфит натрия, во 2-ю карбонат натрия. Убедились, что выделение газов SO2 и CO2 не произошло, следовательно, гидролиз протекает лишь по первой ступени.

При добавлении фенолфталеина окраска интенсивнее в растворе Na2CO3, т.к. [OH-]больше.

  • Чем это можно объяснить?

Это объясняется: различными величинами констант диссоциации

Кд(H2CO3) = 4,31 · 10-7 меньше Кд(H2CO3) = 1,3 · 10-2 ,следовательно, гидрокарбонат-ион сильнее связывает ион H+ и вызывает большее накапливание гидроксид - ионов.

Какой вывод можно сделать о влиянии силы кислоты, образующей соль на степень гидролиза?

(Чем меньше сила кислоты т.е.К диссоциации, тем больше степень гидролиза соли.)

2-я группа, какова цель вашей работы?

Исследовать влияние силы основания, образующей соль, на степень гидролиза.

  • Какую работу вы проделали?

Исследовали соли образованные разными основаниями AlCl3 и MgCl2 .Универсальный индикатор показывает сильнокислую реакцию в растворе хлорида алюминия и слабокислую в случае с хлоридом магния. Следовательно, гидролиз хлорида алюминия проходит в большей степени.

  • Объясните свои результаты?

Это объясняется: чем больше заряд иона и меньше радиус катиона, тем сильнее его поляризующее действие на молекулу воды, приводящее к появлению в растворе ионов H+.

  • Какой вывод можно сделать о влиянии силы основания, образующей соль на степень гидролиза?

(Чем слабее основание, участвующее в образовании соли, тем гидролиз протекает интенсивнее.)

В этих 2-х экспериментах, какой признак образования соли взят за основу?

Природа соли.

Сделайте вывод о влиянии природы соли на степень гидролиза.

Чем слабее кислота или основание, образующие соль, тем степень гидролиза выше.

3-я группа, цель вашей работы?

Исследовать влияние температуры на степень гидролиза ацетата натрия.

  • В чем заключалась вами проделанная работа?

Приготовили раствор ацетата натрия. Разделили его на 2 пробирки. Одну из них нагрели, затем в каждую из пробирок добавили индикатор – фенолфталеин. В пробирке нагретой окраска более интенсивнее.

  • Какой вывод можно сделать о влиянии температуры на степень гидролиза?

При повышении температуры степень гидролиза увеличивается, т.к. увеличивается диссоциация воды, что приводит к накоплению в растворе гидроксид - ионов.

Итак, мы рассмотрели 2 фактора влияющие на степень гидролиза (природу соли и температуру), а также своими исследованиями подтвердили написанные уравнения.

  • Какой еще неизученный фактор остался?

Влияние разбавления раствора.

Давайте проделаем опыт и ответим на вопрос:

  • Как разбавление раствора влияет на степень гидролиза соли?

Эксперимент: В химическом стакане приготовлена соль хлорид олова (II).Определим среду ее раствора универсальным индикатором (среда кислая)

Гидролиз прошел по 1-й ступени, запишите гидралитическое уравнение.

А теперь добавим равный объем дистиллированной воды.

  • Что, вы наблюдаете?

Выпадает обильный белый осадок.

  • О чем это говорит?

Что гидролиз протекает и по2-й ступени. А это значит, что степень гидролиза при разбавлении раствора увеличилась.

  • А почему?

При разбавлении водой ионы олова и хлора отдаляются друг от друга, растет степень диссоциации, т.к возможность соединения этих ионов уменьшается, следовательно увеличивается степень гидролиза.

Запишем уравнение гидролиза по 2-й ступени.

Общий вывод: В начале урока нами был поставлен вопрос

  • Какие факторы и как влияют на степень гидролиза солей?

На степень гидролиза влияет: разбавление раствора, природа соли, увеличение температуры, что приводит к ее увеличению.

VI. Первичное закрепление учебного материала.

Для закрепления выполним упражнение №10 стр. 175 учебника.

Растворы солей Na2CO3, CH3COONa, CH2ClCOONa имеют щелочную среду, поэтому они располагаются вначале; т.к. угольная кислота самая слабая из всех кислот, т.е. среда Na2CO3 – самая щелочная, то он находится 1-м в ряду, уксусная - более сильная кислота, хлоруксусная - еще более сильная, среды их солей менее щелочные, поэтому они располагаются следующими.

NaNO3 имеет нейтральную среду, т.к. HNO3- сильная кислота, NaOH- сильное основание.

NH4Cl имеет слабокислую среду, т.к. HCl- сильная кислота, а NH4OH- основание средней силы.

Ответ: карбонат натрия, ацетат натрия, хлорацетат натрия, нитрат натрия, хлорид аммония.

VII. Информация о домашнем задании.

Выполнение домашнего задания предлагается в 3-х уровнях (Приложение 7):

  • Уровень А-обязательный минимум, это задание должно быть понятно и посильно любому из вас.
  • Уровень В- тренировочный, это задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и они освобождаются от выполнения уровня А.
  • Уровень С- творческое задание, это задание выполняется на добровольных началах, параллельно заданию В.

VIII. Рефлексия.

Кто из вас считает, что материал сегодняшнего урока усвоил

На “5”

На “4”

На “3”

Спасибо, до встречи на следующем уроке.