Компоненты модели программно-отраслевого профессионального колледжа

Разделы: Администрирование школы


Сегодня от уровня технологического развития страны зависит не только ее экономическое могущество и уровень жизни населения, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности экономической и политической интеграции с другими странами, а также решение проблем национальной безопасности.

В то же время уровень развития и использования современных технологий в профессиональном образовании определяется не только развитием материальной базы, но, главным образом, уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и применять новые знания.

Понятие грамотность всегда ассоциируется с понятием учеба. Учеба необходима человеку не только для того, чтобы овладеть научными и практическими достижениями в той или иной области, она нужна и для того, чтобы стать культурным человеком.

Следует отметить, что молодое поколение неизбежно оказывается в ситуации необходимости самостоятельного принятия решения и ответственного действия в высокоразвитой технологичной среде, учится эффективному использованию возможностей этой среды и защите ее от негативных воздействий.

Этап стремительных технологических изменений придает особую актуальность в подготовке квалифицированных кадров учреждения профессионального образования.

В законе города Москвы “О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве” от 29 июня 2005 года отмечается, что основными целями начального и среднего профессионального образования являются:

  1. Получение гражданами профессионального образования, отвечающего потребностям личности в профессиональном росте и самоопределении, потребностям общества в эффективной профессиональной деятельности граждан, потребностям экономики города Москвы в стабильном развитии.
  2. Подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, отвечающих требованиям современного уровня квалификации, передовым технологиям и прогнозам развития отраслей.
  3. Обеспечение квалифицированными кадрами предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
  4. Сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

В соответствии с данным законом в городе Москве организованы колледжи – государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие последовательное повышение общеобразовательного и профессионального уровня обучающихся, студентов и рост конкурентоспособности выпускников на рынке труда города Москвы.

Колледжи создаются по программно – отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства, и по территориально – отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории.

Наш колледж организован по программно – отраслевому принципу, который реализует образовательные программы профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования по многим профессиям и специальностям строительного профиля, технологии продукции общественного питания, технического обслуживания и ремонта автотранспорта.

Одним из основных социальных партнеров нашего колледжа является Открытое Акционерное Общество “Московский Метрострой”, которое является многоплановым хозяйствующим субъектом в экономике города Москвы. Такому предприятию необходимы и арматурщики, плотники, слесари, монтажники, монолитчики, , водители различных категорий, ремонтники, техники – строители, повара, менеджеры среднего звена и т.д.

4 декабря 2007 года Правительством Москвы принято Постановление №1036 – ПП “ О Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве “Рабочие кадры” на 2008 – 2010 годы.

В данном постановлении предлагается Департаменту образования города Москвы совместно с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) до 1 сентября 2008 года провести реорганизацию государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в целях усиления отраслевой направленности их образовательной деятельности.

Целью этой Программы является формирование необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования в обеспечении кадрами отраслей городского хозяйства и развития трудовых ресурсов города Москвы. Одной из задач Программы, которую необходимо решить в кратчайшие сроки, является совершенствование форм взаимодействия с социальными партнерами для обеспечения обновления содержания профессионального образования.

Социальное партнерство как компонент программно – отраслевого профессионального колледжа детально разработано в научных трудах заместителя директора НИИРПО доктора педагогических наук профессора А.Т. Глазунова. Для профшколы в постиндустриальном обществе крайне важно создание и развитие системы социального партнерства, постоянное взаимодействие между колледжами, общеобразовательными школами, работодателями, центрами занятости населения, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей.

Такая система взаимодействия позволяет помочь профшколе полнее учитывать требования работодателей к выпускникам колледжей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры регионального рынка труда. Мне как мастеру производственного обучения по профессии повар постоянно приходится общаться с работодателями: это и организация прохождения производственной практики учащихся и их дальнейшее сопровождение на рынке труда. В связи с этим на первый план профессиональной подготовки поваров ставится качество их профессионального образования. Для этого весь период обучения условно делится на четыре этапа:

1 этап. Целеполагание.(определение общих целей практического обучения)

2 этап. Содержание обучения.(определение содержания практического обучения, конкретизация целей обучения)

3 этап. Организация процесса производственного обучения.(ориентация хода обучения на гарантированное достижение поставленных целей, обучение учащихся)

4 этап. Контроль за результатами производственного обучения.

Овладение первоначальными профессиональными навыками учащиеся проходят в лабораториях колледжа и в Школьной базовой столовой, где сразу могут проходить производственное обучение полностью всей подгруппой. На втором курсе (во втором полугодии) и на третьем курсе производственное обучение учащиеся уже проходят в ресторанах “Китайский квартал”, “Идайкон” и на многих других предприятиях общественного питания. Так, строительные фирмы “Московского Метростроя” организуют питание для своих рабочих и служащих непосредственно в местах их проживания. Поэтому для наших выпускников колледжа по профессиям повар имеется постоянный и устойчивый рынок труда.