Занятие экологического цикла в старшей группе "Прогулка по улице Сезам"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

  1. Формирование собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром; стимулирование потребности в самореализации, самовыражении; желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности.
  2. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.
  3. Расширение знаний детей о видах деревьев на примере древесной растительности лесотундровой зоны.
  4. Обогащение, активизация словаря детей.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем “вышли” на прогулку и попали на улицу “Сезам”. Здесь много интересного и забавного.

Воспитатель: – На этой улице есть много объектов. А сейчас мы подошли к киностудии. Хотите заглянуть. Читают вывеску: “Тихо! Идёт съёмка!” А давайте создадим свой фильм и назовём его “Дружба с природой”. Это будет фильм – сказка. Я буду режиссером – ведущим, а вы распределите роли. (Дети надевают полумаски).

Ведущая: – Жили были деревца – подружки. Берегли они друг друга. А звали их Лиственница Неженка, Ель Зеленушка, Берёза Веселушка, Карликовая берёза Малышка, Ольха Скромница, Ива хохотушка, Рябина Краснощечка. Слава о их дружбе дошла до злой волшебницы. Решила она напоить их настоем для хвастовства. И что же получилось? Давайте послушаем и посмотрим.

Лиственница Неженка: – Дерева лучше меня вы нигде не отыщите. Посмотрите, какая у меня красивая светло – зелёная мягкая хвоя. Не то, что у ели! Фу, какая жесткая! И растут мои хвоинки пучками – по 20-60 вместе. Поэтому я такая пушистая и красивая. Люди меня очень ценят: мосты из меня строят, ведь моя древесина в воде не тонет. Ах, какая же я красивая и нужная!

Ель Зеленушка: – Да вы только посмотрите на нее! Врёт она всё! Это лучше меня, ели, вы не найдёте. Ты, Неженка, на зиму свою хвою сбрасываешь, а я всю зиму зелёная. Про меня даже загадку сочинили: Зимой и летом одним светом. А иголки свои я меняю, не все сразу, а по очереди. Поэтому я всегда зелёная. А на Новый год вокруг какого дерева дети веселятся? А? То – то. И бумагу из меня делают – раз! Искусственный шёлк – два! Дома из меня строят – три! Музыкальные инструменты – четыре! Вот так, я намного лучше и нужнее всех вас!

Берёза Веселушка: – А о ком стихи и песни сочиняют? “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром…” Как звучит? Ствол у меня белоснежный, не то что у вас. И почками моими можно простуды вылечить. Соком – жажду утолить. Ещё из меня делают мебель, лыжи. Так кто королева тундры? Я! Сомнений быть не может!

Карликовая берёзка Малышка: – Ну и что из того, что я маленькая и похожа на кустарник. Зато мои листья покрыты слоем воска. Именно поэтому я не боюсь погибнуть от жажды. А осенью я красивее всех. Какой была бы тундра без моих красных листочков. А вот Ольхе даже похвастаться нечем…

Ольха Скромница: – Как бы ни так! Я до самых морозов остаюсь зелёной. Вы же подлизы, меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Древесина у меня оранжевого цвета. И тепло мои дрова хорошее дают, и мебель из меня не плохая получается. А листья и кора лечат людей от простуды. Так, что вывод один: нет меня лучше!

Ива Хохотушка: – Хоть я и карликовая, но вам ни в чем не уступлю. Я красивей вас всех! Листья мои сверху гладкие, а снизу пушистые и нежные. А весной что может быть прекрасней моих сережек? Из моей коры готовят лекарства от разных болезней. Их пьют, когда болят ноги, желудок, когда высокая температура. Вот какая я!

Рябина Краснощечка: – Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вот что вам скажу: стройнее меня вы нигде не найдёте. И ещё: когда осенью я облачаюсь в жёлтый наряд, гроздья моих ягод видны из далека. Скольких птиц я спасаю зимой от голода. Да и люди не прочь полакомиться ими. Вот так!

Ведущая: – Этот спор не смолкал. Но случилось вот что. У одного мальчика заболела мама, а лекарств не было. Сел он около дома и заплакал. Пролетала мимо ласточка. Мальчик рассказал о своей беде. Послушала птичка и говорит: – Нужно срочно отправиться в тундру. Там есть полянка. На ней растут деревья – подружки. Они тебе помогут.

Мальчик: – А как мне найти эту полянку?

Ласточка: – А ты поспрашивай у птиц, у животных, у трав. Найти её не трудно.

Ведущая: – Собрал мальчик рюкзак и отправился в путь. Нашёл поляну, но ни одно дерево не обратило на него внимания. Сел он и расплакался. И вдруг случилось чудо – слёзы растопили колдовство. И они снова стали приносить пользу людям. Хотят они только одного: чтобы люди относились к ним бережнее. (Под музыку деревья и мальчик танцуют). (Звенит звонок).

Ведущий: – Ребята, здесь неподалёку школа. Давайте её посетим.

В школе их ждет учитель. Они садятся на урок. Проводится викторина “Забавы природы”.

Вопросы викторины

  1. Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябины, осины, клёна).
  2. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (многие насекомые: яичко – гусеница – бабочка).
  3. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает).
  4. У кого уши на ногах? (у кузнечика).
  5. Кто пьёт ногой? (лягушка).
  6. Почему в лесу легко дышится? (растения выделяют кислород).
  7. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона).
  8. Каких насекомых зовут, как животных? (жук – олень, жук – носорог…)
  9. Как нужно себя вести, чтобы не покусала собака? (не показывать, что вы напуганы; не смотреть в глаза; не убегать).
  10. Как спят лошади? (стоя).
  11. Как корова ест траву? (обрывает языком пучок травы).
  12. Как используется крапива? (из неё делают бумагу, некоторые виды тканей).
  13. Кто является спутником жизни крокодила? (кулик: он питается остатками пищи в пасти крокодила и одновременно чистит ему зубы).
  14. Как спят лисицы? (под голову кладут хвост). Муравьи? (плотно прижимают к себе все свои шесть ножек).

Почему у зебры черные полосы на белом фоне? (полосы нужны для детёныша. Когда он появляется на свет, то хорошо запоминает рисунок полос на теле матери. А рисунок этот единственный, как отпечатки пальцев. Детёныш находит в стаде маму по этим полоскам.)

(Звенит звонок. Перемена)

Дети с ведущим встают в круг. Игра “Подбери слово”. Передавая мяч. Ведущий кидает мяч ребёнку говоря слово: “Садовое растение”. Ребёнок отвечает: “Роза”. “Лесная птица” - “сорока” и т.д.

Аутотренинг

Ведущий: – А давайте сходим в кафе. Там нас ждут в гости. Проводиться игра “Узнай на вкус”. В бокалах разведен морс из разных видов плодовых и ягодных варений. Дети угадывают название по вкусу.