Тема "Правописание безударных личных окончаний глаголов" в курсе русского языка в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить правописание безударных личных окончаний глаголов;
  • обобщить и закрепить полученные знания о глаголе;
  • продолжить формировать орфографические навыки;
  • развивать речь учащихся.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

Учитель: сегодня на уроке мы повторим правописание безударных личных окончаний глаголов. Обобщим полученные знания. Скажем наш девиз!

Орешек знаний тверд,
Но мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет
Девиз настойчивых
« Хотим все знать! »

2. Орфографическая разминка. Работа с предложением ( записано на доске ).

К нам на длинной тонкой ножке дождик скачет по дорожке.

Задания к предложению:

- найти слова с безударными окончаниями, объяснить написание, выделить орфограммы;
- обозначить части речи;
- найти грамматическую основу, установить связь слов в предложении ( выписать словосочетания );
- найти образные слова, которые рисуют предмет как живой;
- определите время, лицо и число глагола

3.  Работа со словами ( запись под диктовку ):

ДЕРЖАТЬ, КАТАТЬ, ПИЛИТЬ.

Вопросы и задания учителя:

1. Выделить безударную гласную в корне, доказать выбор гласной.
2. Что общего у этих глаголов ? Почему начальная форма глаголов называется неопределенной ?
3. Выделить окончания глаголов.
4. Назвать  глагол лишний по спряжению.
5. Рассказать, как определить спряжение глагола по неопределенной форме.
6. Рассказать, какие гласные пишем в безударных личных окончаниях глаголов I и II спряжений.
7. Записать данные глаголы:

А) в форме 1 – ого лица мн. числа ( мы );
В ) в форме 2 – ого лица ед. числа ( ты );
Г ) в форме 3 – его лица мн. числа ( они ).

Выделить окончания.

4. Восстановление алгоритма рассуждений при выборе написания безударных личных окончаний глаголов. На доске из карточек выстраивается следующая последовательность:

- определить, на какой вопрос отвечает глагол в данной форме;
- выбрать вопрос для постановки в  неопределенную форму;
- поставить глагол в неопределенную форму;
- посмотреть на что он оканчивается ( на –ить или не на – ить),
- определить спряжение глагола ( учитывая исключения );
- вспомнить правило о написании гласных в окончаниях глаголов I и II спряжений.

5. Закрепление орфографического навыка.  

Устное выполнение упражнения с комментированием.

6.   Самостоятельная работа учащихся по карточкам. Самоконтроль.

Учащиеся вставляют зеленой ручкой пропущенные гласные в окончания глаголов.
Затем учитель открывает на доске записи для каждого варианта, по которым дети
осуществляют самоконтроль.

7. ФИЗПАУЗА.

8.   Работа по развитию речи.

Работа с фразеологическими оборотами, которые проиллюстрированы детьми  в юмористической форме в прямом смысле этих выражений. Несколько учащихся рассказывают о истории возникновения фразеологизмом и их уместном употреблении в речи: бить баклуши, сломать голову, водить за нос и т. д.

9. Выборочный диктант. Взаимопроверка.

Распределить слова в два столбика: тает, платит, дышит, шепчет, дует, сушит, вертит, пишет, лечит, мерзнет.

10. Закрепление правописания глаголов – исключений.

Заменить предложения глаголами- исключениями, обозначить спряжение:

- причинить огорчение  ( обидеть );
- испытывать неприязнь или отвращение ( ненавидеть );
- приводить в круговое движение ( вертеть );
- втягивать и выпускать воздух ( дышать ).

Затем дается задание по вариантам: I вариант записывает эти глаголы в форме 2 – ого лица ед. числа; II вариант – в форме 3 – его лица мн. числа. Выделить окончания.

11. Работа со словами, отработка орфографических навыков.

На доске записаны слова:

поласкать - приставка
наказать - корень
визжать - суффикс
записать – окончание

Задания:

- назвать безударные гласные в корне, объяснить их написание;
- составьте слово, выделив указанные части в данных глаголах;
- определите спряжение глагола;
- проспрягайте глагол и запишите окончания в таблицу ( задание выполняется на карточках  ).

 

Ед. число

Множ. число

       1 –ое лицо

 

 

2 – ое лицо

 

 

3 – ье лицо

 

 

 

12. Самостоятельная работа ( выполняется по вариантам ).

Задание: подобрать и дописать подходящие по смыслу глаголы, определить спряжение, выделить окончания.

Карточка I варианта.

Допиши подходящие глаголы 3 – его лица, мн. числа.
Определи спряжение, выдели окончания.

Топором   …
Лопатой   …
Машиной   …
Солью   …
Шилом   …

У II варианта аналогичное задание к словам:

Сверлом   …
Ножом   …
Грузовиком   …
Ногами   …
Сеялкой   …

13. Работа по развитию речи ( устно ).

Задание: подберите глагол, который подойдет к группе слов или предложений. Не забудьте, что слова имеют как прямой, так и переносный смысл ( группы слов напечатаны на больших листах, которые вывешиваются на доску ).

ИНЕЙ                         ДРУЖБА  
МОЛНИЯ                  СОЛНЦЕ
ГЛАЗА                       ПЕЧКА
(СВЕРКАТЬ )           ( ГРЕТЬ)

 

…   ПО   УЛИЦАМ.
…   МЫСЛИ В ГОЛОВЕ.
…   КВАС.
( БРОДИТЬ )

 

…   ГЛАЗОМ.
…   ТРАВУ.
( КОСИТЬ )

14.  Подведение итога урока. Самооценка.

Дети рисуют в тетради флажок и раскрашивают его в красный цвет, если считают что все у них получилось на «отлично», в синий цвет, если выполнение некоторых заданий вызвало затруднения, в зеленый цвет, если большинство заданий вызвало затруднения.