Урок литературы в 8-м классе "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Разделы: Литература


Цели:

  • дать характеристику главному герою – И.А.Хлестакову, выявить его положительные и отрицательные стороны;
  • продолжить формирование умения анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки, сценические умения учащихся, продолжить работу по развитию культуры речи;
  • воспитывать умение представлять авторскую точку зрения и собственные суждения.

Эпиграф:

Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят.

Г.А.Гуковский, в кн. “Реализм Гоголя”.

Ход урока

Слово учителя. В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чем говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, симпатию или антипатию – в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения.

А между тем личность – это сложное переплетение индивидуального и общего. Эти противоречивые свойства в жизни выступают в неразрывном единстве, порождая своим противоборством неисчислимые тонкости человеческого поведения, а, следовательно, и внешних признаков его – мимики, жестов, даже характера прически и одежды. Именно по этим тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаем человека.

Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.

  1. Издает при разговоре звук, похожий на букву “ и’’ и несколько на ‘’е’’. По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрет. (Христиан Иванович, уездный лекарь).
  2. Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и забот меньше. А в Петербурге жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют “почтенный”, а он сам себя считает простым человеком. (Осип, слуга Хлестакова).
  3. Толстый, неповоротливый человек, но при всем том проныра и плут, Услужлив и суетлив, О себе говорит, что “ не жалеет ничего ревностно исполняет службу”. (Артемий Филиппович Земляника).
  4. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берет и дает взятки. (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий).
  5. Этот герой говорит: “Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек”. (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ).

Я думаю, вы убедились, что по деталям портрета, особенностям речи, по поступкам легко узнать человека. Его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.

Но тем не менее в известной пьесе Ноэла Кауарда “Обнаженная со скрипкой”Джейкоб говорит: “Посетите галерею Тейт и посмотрите “Портрет Маджори” Сородэна. Постойте перед ним спокойно, вникните в него. Стойте час, два, а если понадобится и три…”.

Я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя комедии “Ревизор” Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, попытаться объяснить причину странного превращения “ фитюльки, спички, мальчишки в сановника”, в генеральскую персону, по словам Г.А.Гуковского.

Итак, знакомьтесь:“Иван Александрович Хлестаков из Петербурга’’!

Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову дает его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине все. Поэтому ему и слово. Внимательно послушайте монолог Осипа (Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. (Один заранее подготовленный ученик читает монолог наизусть, весь класс работает с текстом, карандашом отмечает “+” и “-“ Хлестакова.)

- Индивидуальное задание – Рецензия на выразительное чтение.
- О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?

(“+”: “каждый день доставай билеты в театр”; “-“: профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продает все до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту”, в картишки играет; не платит в трактире).

Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.

- А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?

1. Чтобы ответить на этот вопрос, проверим домашнее задание. 1 группе было дано творческое домашнее задание: написать мизансцену “Хлестаков в трактире”. Обратимся к домашним работам первой группы.

- 1 группа следит за точностью, логичностью, выразительностью речи отвечающего; 2 и 3 группы находят положительное и отрицательное в поведении Хлестакова.

Примерная творческая работа.

На главной улице уездного города расположено здание с огромными буквами “Трактиръ”. Именно здесь две недели назад поселился Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.

Ему отвели темную низенькую комнату, так что, когда в нее заходишь, нужно пригнуть голову. Посередине комнаты стоит маленький круглый столик без скатерти: на нем видны следы жизни прежних постояльцев: пятна от супа, вина, чернил. В углу комнатенки, под лестницей, покосившаяся кровать, вся всклокоченная, застеленная кое-как покрывалом серо-зеленого цвета. В единственное окошечко, расположенное на уровне пола, не поступают солнечные лучи. В комнате темно.

Входит Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: черный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице – тоска, скука, в голодных глазах – огромное желание есть. Не снимая ботинок, он ложится на кровать. Желтые обои с незатейливыми картинками, наклеенными на стенах, создают впечатление безысходности и печали героя на данный момент его жизни. Долго он не может лежать, так как чувство голода не дает ему покоя. Он вскакивает, ходит по комнате, разнообразно сжимает свои губы и, наконец, говорит громким и решительным голосом: “Эй, Осип!”. Но Хлестаков настолько унижен безденежьем и боязнью оказаться на улице, его настолько мучит голод, что уже не столь решительным голосом он способен на робкую просьбу: “Ты ступай, туда…”. При этих словах Хлестаков прячет глаза, отворачивается от Осипа. Ему не ловко, он не решается уточнить “куда”, поскольку там скорее всего откажут. Хлестаков видит, что Осип не хочет никуда идти, и тогда ему ничего не остается, как умолять слугу, поэтому голос его звучит тихо и вовсе не решительно. Он с трудом произносит каждое слово. Фраза его изобилует долгими паузами в голосе звучат извинительные интонации. Здесь мы понимаем, что хозяином положения становится слуга, что барин у него под каблуком! Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Голос его вновь зазвучал громко и решительно. Он подпрыгивает от радости на стуле, прихлопывает в ладоши, речь насыщена восклицательными предложениями. Хлестаков располагается за столом, как знатный господин в дорогом трактире на Невском. Теперь все чаще звучит в адрес слуги не просьба, не мольба, а “дурак!”, “канальи!”, “подлецы, бездельники!”.

После чтения учеником работы прошу 1 группу оценить работу с точки зрения точности, логичности, выразительности.

- Какие “+” и “-” Хлестакова нашли отражение в этой работе?

(“+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде; “-”: труслив, высокомерен, нагл, глуп со слугой).

2. Но более всего, на мой взгляд, человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестаков в доме городничего. (Д III, явл. 6.) Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссер Гайдай в фильме “Инкогнито из Петербурга”. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этого фильма.

- Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации. (включаю фрагмент “Хлестаков в доме городничего”.)

(“+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; “-”: преувеличивает, сочиняет, врет о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы).

3. Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3-7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берет взятки, или, как он говорит, взаймы.

Не претендуя на театральную постановку, эту сцену мы постараемся сыграть.

- Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове. (учащиеся инсценируют этот эпизод их комедии.)

- Большое спасибо артистам, я думаю, они сумели передать особенности своих персонажей, вжиться в них и полюбить.
- Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?

(“+”: Хлестаков понял сущность всех чиновников; (“-”: берет взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е берет взятки).

4. Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине. Второй группе было дано творческое домашние задание – от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне. Обратимся к домашним работам 2 группы.

- 2 группа следит за точностью, логичностью, выразительностью речи, 1 и 3 отмечают качества Хлестакова, которые он проявляет по отношению к женщинам.

Примерная творческая работа 2 группы.

Я теперь живу в доме городничего, жирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой, не решился только, с которой начать, - думаю, прежде всего с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Она не дурна и даже аппетитна, но кокетка и ветрена. Переодевается за день четыре раза, тает от моих комплиментов и рассказов о Петербурге. Когда я объяснялся ей в любви, кажется, превзошел самого себя. И не было мне разницы, кому говорить эти слова – Анне Андреевне или Марье Антоновне.

Дочка городничего – полная дурочка, просила меня написать стишки ей в альбом, влюбилась в меня по уши, наговорил я ей красивые слова о ее платочке, шейке, губках, и поверила она в мою любовь. Хорошо, что к маменьке не приревновала.

- 2 группа, оцените рассказ с точки зрения точности, логичности, выразительности.
- Какие качества Хлестакова открыли для себя 1 и 3 группа?

(“+”: нравится женщинам; (“-”: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьезно относится женщинам).

5. Мне кажется, что еще один герой комедии мог бы охарактеризовать Ивана Александровича Хлестакова и дополнить наш портрет. Это его друг Тряпичкин. Этот герой не введен Гоголем в комедию. Но мы дадим ему слово. У 3 группы было также творческое домашнее задание – сочинить ответ Тряпичкина на письмо Хлестакова. Обратимся к вашим работам.

- 3 группа следит за точностью, логичностью, выразительностью речи. 1 и 2 группа выбираю качества Хлестакова, о которых в своем письме говорит Тряпичкин.

Милостивый государь, Иван Александрович!

Я получил твое милое и откровенное письмо. Прочитавши его, я мысленно тебя обнял и поцеловал, а потом засмеялся. Какое величие, простота и какая прелесть мысли – ты генерал-губернатор! Ты, верно, произвел впечатление на всех, несмотря на разность вкусов и мнений. Скажу тебе так же, что П… был поражен и признал твое письмо решительно лучшим русским анекдотом. Смею заметить, что ты всегда был не прочь покуражиться, покутить, пожить на широкую ногу. Но там, в глуши, до которой “хоть три года скачи, не доскачешь”, ты превзошел самого себя. Признаюсь, я считал тебя и по части женщин более удачливым, нежели себя. Но представить, что ты волочишься сразу за маменькой и дочкой, даже я не мог. Что касается городничего и прочих, так и тут, в Петербурге, таких не мало. Я чуть не умер от смеху, читая твои замечания об этих людях. Оригинал ты страшный. Но помнится мне, ты и тут точно понимал сущность своих начальников. О себе скажу вообще, хозяин здешней квартиры меня еще терпит, но денег у меня нет, думаю написать статейку о твоем городничем. Если будешь писать ко мне теперь, адресуй по-прежнему, если на тебя найдет ленивое расположение в деревне и в течение пяти дней не соберешься писать, предпримешь это гораздо позже, тогда адресуй уже в Гороховую. Затем остаюсь весть твой Тряпичкин.

- Слово 3 группе, который следил за точностью, логичностью, выразительностью речи.
- Какие новые качества Хлестакова раскрывает его друг Тряпичкин?

(“+”: разбирается в людях “-”: ленив )

6. В результате нашей работы на уроке мы сконструировали таблицу “Хлестаков”, т.е составили по ключевым словам словесный портрет, “паспорт” этого героя.

Положительное

1. “каждый день доставай билеты в театр”;
2. молодой человек 23-24;
3. одет по моде;
4. знаком с русской и зарубежной литературой;
5. умеет увлечь слушателей;
6. нравится женщинам;
7. разбирается в людях;

Отрицательное

8.“профинтил денежки”;
9. “сидит и хвост подвернул, не горячится”;
10. “кутит на батюшкины деньги”;
11. “продает все до последней рубашки”;
12. делом не занимается;
13. гуляет по прошпекту;
14.не платит в трактире;
15. труслив;
16. высокомерен, нагл, груб со слугой;
17. преувеличивает, сочиняет, врет о своей жизни и службе в столице;
18. придумывает небылицы;
19. берет взятку;
20. несерьезно относится к женщинам.

- Может ли человек, обладая таким набором “+” и “ – “, быть генерал – губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)
- А почему его принимают за ревизора?

(Обратимся к эпиграфу урока: вертопраха, пустейшего, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового(!), так как сами чиновники этого хотели!).

Надо сказать, что критики, читатели и зрители Хлестакова толковали по-разному. Мы же отнеслись к нему без категоричного осуждения и уж тем более обличения, и ничего клеймящего Хлестакова в комедии Гоголя не услышали. Мы увидели в нем расчетливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, красавца-франта и жалкого нищего. Каким вы его видите – это будущая работа вашего ума, это рефлексия урока, это ваше домашнее задание.

7. Домашнее задание: подготовить устное сочинение на тему: “Иван Александрович Хлестаков – чиновник из Петербурга”, в котором, используя таблицу, вы не только расскажете о Хлестакове, но и выскажете свое отношение к герою.