ИНтегрированные уроки по ИЗО, истории Отечества по теме "От кольчуги до мундира"

Разделы: МХК и ИЗО


Какими были они, наши предки – славяне?

I. Воин XIII в.

В XIII в. Воина называли дружинник. Дружинники входили в состав

дружины, т. е. отряда, объединившегося вокруг вождя племени (князя). Дружина – слово славянское, восходит оно к слову друг (спутник, товарищ на войне). Постепенно дружинники обзаводились семьёй и срастались с княжеским двором.

От князя дружинники получали снаряжение: кольчугу, шлем, копьё, шестопер, стрелы, лук. Кольчужное снаряжение на Руси называли “броня”. Слово “кольчуга” появилось уже позже в XV – XVI в.в. Защита и украшение войска кольчуга – была довольно сложным изделием кузнечного и оружейного искусства, требовавшие большого мастерства. Её делали из железной проволоки. На одну кольчугу шло не менее 600 м проволоки из которой ковали от 20-35 тыс. колец. Грудь и спина имели более массивные кольца, бока – средние, а рукава и плечи – тонкие. Одна кольчуга весила 8 кг.

Головной убор воина – это шлем с бармицей и наносником. Нужно было обладать немалой силой, чтобы владеть мечом и нести тяжесть кольчуги. Меч, часто передавался по наследству от отца к сыну.

Доспехи постепенно приобретали вид пластинчатой брони. Оно было более надёжным, лучше защищало в бою. С течением времени менялись снаряжения и покрой доспехов.

II. Стрельцы XVII в.

Новый воин эпохи царя Алексея Михайловича. Стрелец – это воин, стреляющий из лука. Так стали называть воинов русской пехоты, вооружённых фитильными ружьями. Стрельцы стали первым постоянным войском в русском государстве, получившим элементы регулярной армии: пребывание на службе в мирное и военное время. Постоянное жалование, единообразное вооружение, боевая подготовка и одежда. Одежда стрельца состояла из кафтана с галунами (золотая тесьма), шишака (шапка, опушённая мехом), сапоги с каблуками.

Стрелецкие полки различались друг от друга цветом кафтанов. Оружием стрельца служили топор-бердыш и фитильная пищаль. Изготавливали их только в Москве. Стрелец должен был обладать недюжинной силой, чтобы держать пищаль, кроме того. Уметь точно попадать в цель.

III. Воины эпохи Петра I.

Это история русской регулярной армии в России. Все солдаты и офицеры новой более чем 30 тыс. пехоты получили новую форменную одежду. При Петре I были организованы первые фузелёрские, а в последствии мушкетёрские полки. Слово фузелёр – стрелок из ружья. Первый русский мундир был пошит по западноевропейским образцам. Обмундирование состояло из треуголки, кафтана (у каждого полка был свой цвет), пуговицы на нём были медные, дутые. Дополняли одежду чёрные галстуки. На ногах они носили высокие сапоги. На голове правилами было предписано завивать букли шириной с ладонь над ушами, а сзади заплетать косу до пояса. Сооружали эту причёску при помощи кваса, помады (из сала), пудры (из муки). Напудренные волосы являлись в XVIII в. Признаком красоты и опрятности.

IV. Воины эпохи Екатерины II.

После реформы в вооружённых силах России в 1763 г. был введён новый “Строевой устав”. Значительная реорганизация прошла в кавалерии. Появился новый её вид – карабинёры. Переформировали конно-гренадёрские и драгунские полки. Название им было дано по их вооружению – карабинам: лёгким и коротким.

Реорганизация не обошла и униформу. Кафтан имел нашитый воротник и обшлага, а погон на левом плече заменили эполетами из гарусных шнуров. Лацканы украшали 7 пуговиц. И кафтан застёгивался на крючки. Шляпа имела широкие поля пригнутые к тулье при помощи шнуров. По краю поля нашивалась белая тесьма. На левой стороне шляпы пришивался бант, султан и на углах кисточки. С мундиром солдаты надевали галстук. Важным предметом обмундирования являлись штиблеты – чёрные , застёгивающиеся сбоку на 12 медных пуговиц. В качестве амуниции они при себе носили портупею для шпаги и перевязь с патронной сумой из кожи.

V. Гусары.

Лёгкая кавалерия – это гусары. В России гусары появились при царе Алексее Михайловиче. Гусарские мундиры можно назвать единственным из военных униформ, заимствованный из национальной венгерской одежды. Он сохранил свои характерные черты до XX в. Костюм состоял из доломана – короткой суконной куртки, расшитой шнурами и украшенной пуговицами и ментики – такой же куртки, но опушенной мехом, надевающейся на левое плечо. Головной убор – чак (шапка с суконным шлыком). Гусары волосы не пудрили, но на висках носили длинные локоны, сзади – короткая косичка. Вооружены были саблей, карабином со штыком, пистолетами.

Гусары пользовались особой популярностью, т. к. их яркая, красивая внешность сводила с ума молодых барышень.

VI. Воины эпохи царствования Александра II.

В связи с поражением в Крымской войне, которую очень переживали в армии, начался период крупных военных реформ, проводившимися в России с 1860 по 1875 г. совершенно изменили русскую армию: её комплектование, организацию, вооружение, обучение и, конечно, форменную одежду войск. В это время был введён новый тип основного мундира: длиннополый двубортный полукафтан с двумя рядами пуговиц, с широкими рукавами, с карманными клапанами, с небольшим воротником-стойкой. Тесные панталоны были заменены довольно широкими шароварами, а каски заменены кожаными, покрытыми чёрным сукном кивера. Впервые в это время появилась шинель нового покроя: с отложным воротником, которая дожила и до наших дней. В этих же годах произошёл поистине революционный переворот в головных уборах. Вместо кивера и фуражек были введены кепи с лакированным козырьком. С этим мундиром Русская армия и вступили в русско-турецкую войну 1877-1878 г.г.

VII. Воины эпохи царствования Александра III.

После смерти Александра II на российский престол взошёл его сын Александр III. Этот факт имел непосредственное отношение к истории русской униформы.

С воцарением Александра III в армии произошли большие перемены. Он стремился подойти к истокам – русскому национальному костюму. Любовь к русской старине, интерес к национальному сознанию русского народа оказали сильное влияние на деятельность императора, а также забота об экономии государственных средств. Форма была простой, и, конечно более дешёвой, чем предыдущая.

Она состояла из барашковой шапки, двубортного мундира без пуговиц, укороченных шаровар, галстука, шинели, башлыка.

Мундиры шили из сукна цвета “морской волны”. На барашковую шапку впереди помещалась кокарда. Верный своим убеждениям, АлексанIII за годы царствования не вёл войн и походов, за что по праву заслужил имя “Царя-миротворца”.

VIII. Солдаты Красной Армии.

На Западе и за океаном нас называют красными. Ничто не делается само по себе. Если слово распространилось по свету, если живёт оно в иноземных языках, тому есть веская причина. Отыскать её не трудно. Она в доблести, в мужестве Красной Армии.

РККА – рабоче-крестьянская Красная Армия. Не для лучшего созвучия, не по чьей-то прихоти в этом названии рабочие оказались на первом месте. Пролетариат, рабочий класс был самым сильным, самым организованным и опытным борцом против угнетателей, но при этом самым бедным. Поэтому обмундирование у солдат было однообразное, очень дешёвое.

Униформу составляли: гимнастёрка и штаны “галифе”, шинель, сапоги. Головной убор состоял из фуражки и будёновки. На шинель пришивались красные нашивки. На гимнастёрку пришивались погоны отражавшие род войск.

IX. Солдаты Великой Отечественной войны.

X. Солдаты Советской Армии.

XI. Солдаты Российской Армии.

Следующие уроки посвящёны практической работе по изготовлению моделей воинской одежды. В правильной координации всей работы большую роль играет материальное обеспечение самого процесса. Дети должны подобрать разные виды тканей, тесьму, кожу, мех, различную фурнитуру, цветной картон и бумагу, ватман, клей. Необходимо зрительное восприятие , того что им необходимо сделать. Был устроен показ слайдов и репродукций военной формы.

Ребята изготавливают шаблоны: модели человека, элементов костюма. Проводим уточнение деталей костюма, решение цветовой палитры. Ребята подбирают из кусочков ткани в нужном цветовой гамме детали костюма. Вырезают их по шаблонам и наклеивают на основную модель. Обучающиеся стараются использовать смешанную технику в аппликации.

Каждому лицу придаём индивидуальные, разнохарактерные черты: по возрасту, национальности, настроению, элементам одежды, прически (работа с красками). Детальная проработка.

Работа проводится с мелкими деталями украшения. Дополнение другими художественными материалами. Возможно применение смешанной техники. На данном этапе идёт завершение работы и оформление модели на ватмане.

Требования к работе:

  • аккуратность выполнения всей работы;
  • точный подбор цветового сочетания, техники владения красками, аппликацией;
  • общая выразительность, взаимосвязь в компановке деталей;
  • проработанность, завершённость.

Работа ребят по теме “От кольчуги до мундира” пробрела творческий характер, стала настоящими искорками искусства, так как они вложили в каждый костюм свой дар, свои знания. Они научились работать совместно, стали более наблюдательны, а это с течением времени складывается в сознание своего мира.

Результатом работы была организована выставка под названием “От кольчуги до мундира”, которая получила положительные отзывы от родителей, детей, учителей и жителей микрорайона.