Урок по экономике по теме "Банк" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 3


Тема: Банк. Банковская прибыль.

Цели и задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся о банке, как о финансовой организации, которая производит разнообразные операции с деньгами, ценными бумагами, оказывает финансовые услуги государству, предприятиям, гражданам;
  • дать понятие о банковском проценте и банковской прибыли;
  • учить учащихся за внешними формами видеть суть экономического явления;
  • выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;
  • развивать понимание основных экономических категорий;
  • воспитывать нравственность, понимание связей экономики с другими предметами.

Оборудование: наглядное пособие «БИРЖА», карточки-«акции», цветовые и буквенные флажки, тематические кубики, информационное табло новых терминов, магнитные фигурки человечков. Учебник Т.Смирновой «Белка и компания».

Ход урока.

I. Организационный момент. Релаксационная игра «Дерево».

Цель: данная игра используется для снятия волнения, напряжённости, она придаёт чувство уверенности в себе и собственных силах.
Звучит тихая, спокойная музыка.
Встаньте, дети, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги- корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви-руки – свободно «колышутся» вдоль ствола. Листья- пальцы- легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона-голова – чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны. У вас всё получится.

II. Повторение изученного материала.

1.Дидактическая игра «Биржа». (Фото 1,2)

Начнём, пожалуй, мы играть
Заданья не просты
На знанья акции менять
И выйти сухим из воды.

Карточки – «акции» разного цвета: красные – с заданиями для сильных учеников; зелёные – средней сложности; жёлтые – для слабоуспевающих учеников; ПТ – повышенной трудности.
Если ученику не понятно задание, он поднимает индивидуальный флажок с буквой «с», т.е. зовёт «спонсора», который оказывает помощь в объяснении задания.
Если же ученик справляется со своей карточкой-«акцией» раньше отведённого времени, он может поменять её на другую. В таком случае поднимается флажок с буквой «б» (брокер) и флажок такого цвета, на какую «акцию» хочет поменять.

Купить «акции» можно лишь вытянув билетик и ответив на вопрос «Эрудита». Объясните понятия:

благородный бизнес

выгодно купить

аренда

рубль

выгодно продать

кредит

цена

реклама

прибыль

торговая выручка

посредник

розничная торговля

бюджет семьи

товар

оптовая торговля

духовные потребности

потребности

виды рекламы

физические потребности

услуги

экономика


«Красная» акция:

1. Соедините понятия с соответствующим ему определением линией.

понятия

определения

брак

Это продукт труда, который продаётся и покупается.

товар

Это то, что сделано плохо.

банк

Это временное пользование чем-либо за деньги.

аренда

Это купля- продажа товара, при котором используются деньги.

торговля

Э то место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги.

2. Сорока пообещала устроить сделку между Шмыгом и Летучей Мышью, за это она хотела получить одну пятую часть от суммы сделки. Шмыг набрал 10 корзин и продал их все по 5 монет за каждую. Сколько досталось Сороке и за что?

«Зелёная» акция:

1.Напишите букву «Т», если это товар или букву «У», если это услуга.

книга

 

телевизор

 

научить

 

подстричь

 

вылечить

 

мебель

 

мороженое

 

посуда

 

картина

 

предоставить место в гостинице

 

перевезти на машине

 

огурцы

 

помочь сделать уроки

 

забронировать билеты в кассе

 

2.Источниками богатства являются:

а) труд
б) знания
в) предприимчивость
г) удача
д) все ответы верны

«Жёлтая» акция:

1. К недвижимому имуществу относятся:

а) транспорт
б) мебель
в) домостроения
г) все ответы верны

2. Из незакрытого до конца крана с водой за 1 час выливается капля за каплей 10 л воды. Сколько воды выльется за сутки?

«ПТ»

Налог составляет одну восьмую часть заработной платы работника. Одну шестую оставшейся части работник откладывает в сбережение, а остальные деньги уходят на текущее потребление. Сколько уходит на текущее потребление, если заработная плата работника составляет 48 денежек в месяц?

III. Выход на тему урока.

Чтобы тему урока узнать
Надо кубик в руки взять.
Разгляди его внимательно
И ответишь обязательно.

IV. Изучение нового материала. Работа с тематическими кубиками. (приложение 1)

1.Что за странный старик изображён на одной из граней кубика? Как вы думаете – кто это? Как связан он и тема нашего урока?
С очень давних времён известно ростовщичество. Ростовщики давали деньги или ценности (ссуды) другим людям в рост, то есть в долг за дополнительную плату (под проценты). Сначала такие ссуды могли выдаваться скотом, зерном – в натуральной форме. Позднее перешли к денежным ссудам. Ростовщический процент был различным. Например, купцам, которые отправлялись в дальние опасные путешествия, деньги ссужали под особые «морские» проценты.
Как вы думаете, низкими или высокими были «морские» проценты и почему?
2.Скажите, какой стороной нужно повернуть кубик, чтобы продолжить разговор по сегодняшней теме?
Государственный банк Российской империи был основан 31 марта 1860 года. Его создание стало первой из «великих реформ», проведённых Александром 2. Государственный банк, согласно уставу, был учреждён «для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы».
Каковы функции банка? Чем эта финансовая организация занимается?
3.Поверните, кубик гранью, где изображена копилка. Кто сможет объяснить, почему деньги выгоднее хранить в банке, а не в банке (стеклянной)?

Минута отдыха. Экономические загадки.

Ещё минутка разрядки - поотгадываем экономические загадки.

Чтобы врач купил пирог,
Заплати скорей…(налог).
Мишка коммерсантом стал,
У лисы кредит он взял.
Через год он разорился
И в …(банкрота) превратился.
Ты сразу все орехи – в рот,
А мудрый папуас,
Чтоб лакомиться целый год,
Отложит про …(запас).
Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто – напросто…(товар).

Продолжим.

На кубике нашем
Деньги растут как цветы.
Поливай водой – и прибыли жди.
А как же деньги в банке растут?
Спросим у Белочки
Она и друзья её - нас уже ждут.

4.Работа по сказке «Фукс хочет стать банкиром». (стр.36-37)

а) Дома вы читали начало сказки. Что, по вашему мнению, нужно для создания банка? (Начальный капитал). А что в данном случае является начальным капиталом? (Деньги). Какой вывод можно сделать по теме?
б) Инсценировка подготовленными детьми 3 части сказки.

- Теперь давайте посмотрим, что было дальше.
- Почему Шмыг так заволновался, когда узнал, что Фукс опять решил связаться с Филином?
- Почему есть риск лишиться своей собственности?

в) Учебный мозговой штурм.
Чтение учителем первых трёх предложений 4 части.

Проблема: какой вариант выхода из проблемы могла предложить друзьям Белочка?
Учащиеся действуют по плану:

  • создание Банка идей;
  • анализ идей;
  • обработка результатов (чтение предложенного варианта в сказке).

5. Как же образуется банковская прибыль? Ответить на этот вопрос поможет следующая грань нашего кубика. (Деньги вкладчиков + деньги в кредит).

6.Как вы думаете, кокой вопрос можно задать к последней грани кубика? (Какими же качествами должен обладать человек – руководитель крупной и серьёзной финансовой организации?)

Как тему усвоили вы? (хорошо)
А это очень проверить легко,
Если ответы будут верны
То, в экономике вы все сильны.

V. Проверка понимания изученного материала.

Карточки.

- Чем занимается банк? Отметь «лишние» функции.

1. Меняет деньги.

6. Принимает вклады.

2. Принимает деньги.

7. Выплачивает проценты по вкладам.

3. Выдаёт деньги.

8. Хранит деньги.

4. Печатает деньги.

9. Возвращает деньги их владельцам.

5. Выдаёт ссуду.

10.Осуществляет торговлю товарами.

VI. Итог урока. Рефлексия. «Состояние моей души».

 

 

 

Г

 

 

В

Комфортно

 

Б

Уверен в своих силах

 

А

Хорошо

 

 

Плохо

 

 

 

Дети выходят к доске и ставят на одну из ступенек фигурку магнитного человечка.

Приложение 1

Приложение 2