Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


«Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста».

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. (Приложение 1) (слайд 1) Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Н.Н. Поддьякова (слайд 2),который в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментировании. По его мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Реализуя программу «Радуга», изучая новинки методической литературы, результаты психолого-педагогической диагностики, наблюдая за детьми, мною был сделан вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач (слайд 3):

  • формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  • включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна только при условии тесного взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников. Совместно с педагогом-психологом по результатам были определены индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при организации опытно-экспериментальной деятельности, с педагогом дополнительного образования (экологом) были определены направления и основное содержание данной деятельности, составлен перспективный план взаимодействия. (Приложение №2) Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям (слайд 4):

  • живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
  • неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет);
  • человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства;
  • преобразование предметов.

Для родителей были запланированы консультации по данному направлению, «открытые» просмотры, определено содержание информационных стендов.
Для реализации всего объема работы необходимо было создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
В прогимназии уже была оснащена мини-лаборатория в кабинете экологии, оборудование которой использовалось на занятиях педагогом дополнительного образования. Для того чтобы ребенок после проведения опытов с педагогом-экологом в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе были организованы подвижные уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования были помещены коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями. Она представляет собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование.

Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям (слайд 5): «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина». Основным оборудованием являются (слайд 6):

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; (слайд 7)
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования (слайд 8):

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

Для организации самостоятельной детской деятельности были разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработаны условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Огромную помощь в оборудовании уголка экспериментирования оказали родители. Данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей.
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом (слайд 9):

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает различные варианты ее решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы (слайд 10).

Когда только вводилась технология исследовательской деятельности, проблема определялась мною, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушивались различные варианты ответов, и предлагалось их проверить. Выводы корректировались и заносили в дневники наблюдений (слайд 11). Когда данный алгоритм был отработан, детям предоставлялась свобода выбора проблем, способа их решения. На данном этапе особое внимание уделялось индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашем уголке экспериментирования «живет» Мудрая Сова, от имени которой предлагаются задания-записки. Так, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и задание-записку: «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелек?».
Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем, некоторые воспитанники просто залили водой семена, а остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность эксперимента – 12 дней.
Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. Денис, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде.
В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

  • наблюдение на прогулке за движением облаков;
  • эксперимент «Какая сила у ветра?»;
  • для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
  • чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;
  • решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляли по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала: «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т. д.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
О результативности применения опытно-экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностического задания-игры «Да-нет» Н. Б. Шумаковой (ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая прямых вопросов, типа «Что это?») (слайд 12).

Показатели

Начало года
(в среднем)

Середина года
(в среднем)

Конец года
(в среднем)

Продуктивность (общее количество заданных
вопросов)

5-6

6-8

10-11

Количество вопросов высокого уровня

0-1

2-3

8-9

Количество прямых вопросов

3-4

3-4

1-2

Количество абсурдных вопросов

2-3

1-2

-

Гибкость – изменение стратегии постановки
вопросов

12%

23%

32%


В завершении выступления хотелось бы напомнить древнюю китайскую пословицу:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и
определить собственное место в нем.