Урок-экскурсия по Алтайскому краю "Действия над обыкновенными дробями"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

В 6 классе на изучение темы «Обыкновенные дроби» отводится первое полугодие. Большая часть этого времени расходуется на изучение действий с дробями, сюда входят разделы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Умножение и деление обыкновенных дробей». Данная тема является одной из фундаментальных тем математики и математических знаний, так как относится к вычислительному аппарату и переплетается со всем последующим материалом.

Урок проводится к концу изучения темы «Обыкновенные дроби», но не является завершающим (перед изучением последней темы «Отношения и пропорции» раздела «Обыкновенные дроби»). Направлен урок на обобщение, и повторение знаний, умений и навыков выполнения действий над обыкновенными дробями.
Для проведения урока была выбрана нестандартная форма - экскурсия. Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность ребенка, развивает познавательные способности.

Урок проводится в виде экскурсии по Алтайскому краю, с использованием мультимедийного проектора.
Презентация «Экскурсия по Алтайскому краю» содержит интересный рассказ о родном крае, сопровождающийся множеством фотографий городов, озер, рек, достопримечательностей, растительного и животного мира, замечательных людей края, интересные задания по темам «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» и «Умножение и деление обыкновенных дробей», отвечающие по своему содержанию и своей формулировке тематике экскурсии. Презентация составлена так, что позволяет составить полное представление о своей малой Родине и в полной мере повторить и закрепить изученный материал.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, полным и дает возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на уроке заданий. Это очень важно, так как экономится время, а учащиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить себя и вернуться назад, чтобы устранить свои ошибки. Тем самым осуществляется самоконтроль, внутренняя обратная связь - важнейший фактор самоуправления процесса обучения. А самостоятельная формулировка целей и задач в начале урока позволяет достаточно осознать цели урока - осознанная цель достигается быстрее и активнее.

Структура урока позволяет максимально каждому принять участие в работе - ребята работают самостоятельно, осуществляя самоконтроль с помощью встроенных ссылок в презентации на правильные ответы, работают в парах, осуществляя взаимопроверку и взаимопомощь. Работа отстающих ребят на протяжении всего урока облегчается с помощью памяток, составленных учащимися самостоятельно по каждому действию с дробями на предыдущих уроках, подсказок, консультаций. Кроме того, задания имеют разные уровни, поэтому каждый учащийся вправе самостоятельно выбирать для себя уровень сложности заданий. Это позволяет создать условия для успешной деятельности всех учащихся класса.
Необычность урока, значимый для учащихся и содержательный материал экскурсии, доступная и интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательная атмосфера - непременные условия эффективной работы. Ведь личная заинтересованность каждого ребенка позволяет добиться ожидаемого результата и все, что происходит на уроке, становится значимым.
Урок отвечает современным требованиям. Современный урок (по Конаржевскому Ю. А.) -" это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ."[3]

Сегодня появилась необходимость применения таких современных образовательных технологий, которые способствуют повышению интереса к предмету и к учению в целом, подогревают любопытство и вызывают желание учиться.
По словам В. А. Сухомлинского: «Все наши замыслы, все поиски превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться».
Необходимо создавать, поддерживать и закреплять познавательный интерес. Считаю, что выбранная форма урока и подобранный материал экскурсии, который интересен и значим для учащихся (предварительно проводился опрос об интересах),  способствует достижению вышеперечисленных целей.
А структура урока, характер заданий и условия их выполнения, позволяют развивать «привычку» думать и действовать самостоятельно, что отвечает задачам современной школы. Ведь задача современной школы состоит в развитии ключевых компетенций учащихся, в воспитании «пригодного», по сегодняшним меркам и требованиям, человека, умеющего видеть проблему, выстраивать для себя пути ее решения, уметь выбирать «подходящий» для себя путь достижения успеха, не бояться проявлять инициативу.

Характеристика класса:

В классе 6 учащихся: 3 мальчика и 3 девочки. Ребята очень дружные, общительные и открытые. Высокий уровень познавательной активности наблюдается у 50% учащихся класса, средний - у 33%, низкий - у 17%. Высокий уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению у 66% учащихся класса, средний - у 17% и низкий - у 17% учащихся. Интеллектуальные способности на хорошем уровне у 66% учащихся класса и на среднем - у 34%. Уровень притязаний у 34% учащихся  на среднем уровне и у 66% учащихся находится на низком уровне. Двое учащихся успевают на «отлично» по предмету,  двое - на «хорошо» и двое на  «удовлетворительно». В целом, ребята очень активные, любознательные, ответственные и целеустремленные.

Учитывая интеллектуальные особенности учащихся, уровень познавательной активности, мотивации достижения и уровень притязаний, считаю необходимым использование дифференцированного подхода в обучении учащихся и на основе диагностических данных выделяю два уровня: для учащихся со среднем интеллектуальным уровнем , средним и низким уровнем познавательной активности, низкой мотивацией достижения  и уровнем притязаний  - уровень А, для учащихся со средним и высоким уровнем интеллектуальных способностей  и познавательной активностью - уровень В.

Тема урока:

Действия над обыкновенными дробями. Урок - экскурсия по Алтайскому краю

Номер урока:

Данный урок завершает изучение темы «Умножение и деление обыкновенных дробей» и является 32 в системе изучаемой темы и 82 в разделе «Обыкновенные дроби».
На предыдущем уроке повторяли все изученные правила по теме: приведение дробей к общему знаменателю; сложение и вычитание дробей с разными знаменателями; сложение и вычитание смешанных чисел; применение распределительного свойства умножения; умножение дробей; нахождение дроби от числа; деление дробей; нахождение числа по его дроби. Повторение правил проходило в форме аукциона.
Домашнее задание носило творческий характер: каждый учащийся получил индивидуальную карточку с зашифрованным именем и фамилией известного уроженца Алтайского края и шифры букв алфавита (Приложение 1). Расшифровать можно, решив ряд заданий, содержащих различные действия над дробями. В каждой карточке приведена краткая биография и заслуги человека. Тем самым учащиеся отрабатывали навыки по выполнению действий над дробями и знакомились с замечательными людьми края.

Тип урока:

Урок обобщающего повторения по темам «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Умножение и деление обыкновенных дробей» в форме экскурсии по Алтайскому краю.

Используемое оборудование:

Компьютер с мультимедийным проектором, презентация «Экскурсия по Алтайскому краю», презентация «Замечательные люди края», игра «Хитрые квадраты» для устного счета, стол подсказок – памятки, указания и листы рефлексии и самоконтроля.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение темы. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.
  4. Актуализация опорных знаний учащихся посредством устной работы.
  5. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Подведение итогов урока (листы рефлексии и самоконтроля), выдача учащимся индивидуальных и индивидуализированных домашних заданий.

Цели урока (постановка по А. А. Плигину [3]):

1. Предметный уровень

 

Обучающие

Знания

продолжить работу над закреплением правил и способов действий над обыкновенными дробями;
закрепить способы решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Умения

совершенствовать умения определять адекватные способы решения задач и упражнений на основе изученных правил и способов действий.

Навыки

совершенствовать технические навыки выполнения действий над обыкновенными дробями посредством решения уравнений, нахождения значений выражений и решения задач.

 

 

Развивающие

Знания

обогащение знаний учащихся о родном крае по средствам материала экскурсии.

Умения

проявление личной инициативы – умение принимать решение и нести ответственность за его качество;
развитие умений работать организованно, самостоятельно, в парах;
развитие осознанного позитивного эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Навыки

совершенствование арифметической подготовки (технические навыки счета);
развитие интуиции, воображения, логического мышления;
развитие навыков сравнения и сопоставления;
развитие самостоятельного и ответственного выбора поведения.

Работа с
субъектным
опытом

оттачивание техники работы с обыкновенными дробями посредством умения классифицировать действия, сопоставлять изученные правила и вычленять нужное, применять выбранное правило - совершать действия над дробями.

 

Воспитательные

любовь к родному краю и любознательное отношение к окружающему миру;
чувства гордости и патриотизма;
чувства взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу.

2. Уровень общеучебных навыков

Продолжить работу средствами математики над

дальнейшим формированием мыслительных операций (анализ, синтез, аналоговое мышление);
выстраиванием на их основе эффективных стратегий мышления;

коммуникативными навыками работы в парах, группах и принятия ответственного решения в ситуации выбора;

умением работать с устными, письменными и электронными инструкциями;
развитием навыков планирования деятельности.

 Ход урока

1. Организационный этап - 1 мин

Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада сегодняшним морозным зимним днем видеть ваши теплые улыбки и сияющие, как маленькие солнышки, глаза. Надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проделанной работой на уроке. Я желаю вам здоровья и успехов (Порядок на столах учащихся, включенное оборудование, сконцентрированное внимание ребят)

2. Проверка домашнего задания - 5 мин

- Ребята, все ли справились с домашним заданием? Какие трудности испытывали при его выполнении?

(Комментарии, ответы на вопросы учащихся, объяснения. С помощью мультимедийного проектора демонстрируются ответы к каждой карточке: фамилия, имя, отчество знаменитого уроженца Алтайского края и фотография. Приложение 2).

- Интересно ли вам было выполнять такое необычное домашнее задание. Что нового вы узнали?

3. Сообщение темы. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности - 2 мин.

- Ребята, тема сегодняшнего урока «Действия над обыкновенными дробями». Сегодня мы завершаем изучение действий над дробями.
- Какие действия мы научились совершать с обыкновенными дробями? (ответы учащихся)
- С дробями вы будете встречаться почти на каждом уроке до конца 11 класса и в повседневной жизни. Поэтому полученные знания и умения по теме очень важны и необходимы. А сегодня они нам помогут узнать много нового и интересного. Мы отправимся на экскурсию по Алтайскому краю.
- Какие цели поставим на урок? Ваши ожидания от урока? Какие результаты хотим получить в конце урока?

(Осознание темы урока; постановка целей урока; определение личных ожиданий от урока; включение в работу; ответы на вопросы учителя.

- Откройте тетради и запишите число и тему урока.

4. Устная работа - 5 мин.

Устная работа проводится в виде электронной игры «Волшебные квадраты» (в презентации «Экскурсия по Алтайскому краю»), которая содержит задания на сложение, вычитание, умножение и деление обыкновенных дробей, рассчитанные на устный счет. Игра воспроизводится мультимедийным проектором.

Учащиеся самостоятельно выбирают задания и выполняют их устно, комментируя. Изучают листы рефлексии и самооценки. Нацеливают себя на дальнейшую работу)

- Ребята, перед вами доска, составленная из волшебных квадратов трех цветов, в зависимости от содержащихся в них заданий. Вы в праве сами выбирать для себя тип заданий. Справившись с этой работой, вы получите билеты на этот парусник, на котором прокатимся по Оби - самой большой реке края.

(Устный счет, вручение билетов - листы рефлексии и самооценки. Приложение 3)

- Молодцы! Посмотрите на свои билеты. После каждого этапа экскурсии вы должны вписывать в него необходимые данные.

5. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации - 1 мин.

- Итак, билеты у нас на руках, мы отправляемся на экскурсию. Познакомимся с городами, озерами, реками, животным и растительным миром края и выполним ряд заданий по теме.

(Осознание объема предстоящих открытий и работы)

6. Обобщение и систематизация знаний - 23 мин.

- Любой человек, отправляясь в путешествие, обязательно посмотрит на карту, чтобы узнать - а что же необычного и привлекательного есть на той земле, куда он отправляется.
На земле Алтайского края - нашей малой Родине - привлекателен каждый уголок: ленты сосновых лесов, задумчивые озера, быстрые реки, черноземные степи. Для сибиряков не в диковинку летний зной и сорокоградусные морозы, сильные ливни и штормовые ветры. Что может быть привлекательней путешествия по земле, полной тайн и загадок!

Отправляемся на экскурсию от пристани речного вокзала города Барнаула.

- Решим устно задачу: В водах Оби   обитает около 50 видов и подвидов рыб, 1/2 из них имеет промышленную ценность. Сколько видов рыб имеют промышленную ценность?
- Давайте узнаем, что означает слово «Алтай», и в каком году образован край. Для этого необходимо решить уравнения и сложить их ответы:

(Самостоятельно выполняют данное задание. После выполнения у 1-2 учащихся выясняются стратегии действий. Демонстрация правильного ответа и ответа на вопрос экскурсии посредствам презентации).

- Кипит и стремительно бежит вперед жизнь в городах края. Сколько же городов в крае?
Решите задачу: В Новосибирской области 14 городов, что составляет  от количества городов Кемеровской области. А количество городов Кемеровской области составляет   от количества городов Алтайского края. Сколько городов в Алтайском крае?

(Самостоятельно выполняют данное задание. После выполнения у 1-2 учащихся выясняются стратегии действий. Демонстрация правильного ответа и ответа на вопрос экскурсии посредством презентации).

- Центром Алтайского края является г. Барнаул, который был основан в 1730 году. Посчитайте сколько лет Барнаулу.

Решите задачу: Центром Алтайского края является город Барнаул, которому уже 278 лет. А сколько же лет самому «старому» городу края - Бийску, если Рубцовск на 197 лет моложе Барнаула, а Бийск в  раза старше Рубцовска?

(В парах выполняют данное задание. После выполнения у 1-2 учащихся выясняются стратегии действий. Демонстрация правильного ответа и ответа на вопрос экскурсии посредством презентации)Молодцы! Нельзя не поговорить о жемчужине края - Кулундинском озере. Оно самое большое в крае - его площадь 278 км2. Узнайте, сколько рек впадает в озеро, выполнив задание:

Уровень А)

 Уровень Б)

(Воспроизведение верного ответа. Сверка результатов).

- В крае большое количество рек, но какие же самые крупные?
Найдите значение выражений и перейдите по ссылке:

Уровень А)

Уровень Б)

(Самостоятельно выполняют данное задание. Переде выполнением у 1-2 учащихся выясняются стратегии действий. Демонстрация правильного ответа и ответа на вопрос экскурсии посредством презентации)

- На Алтае богатый растительный и животный мир. В крае насчитывается более 320 видов птиц, млекопитающие представлены 90 видами, здесь произрастает около 2000 видов растений.

Решите задачу:

Уровень А)

Белка и бельчонок запасли на зиму 350 грибов. Бельчонок собрал 1/5 числа грибов, собранных вместе. Сколько грибов собрали белка и бельчонок по отдельности?

Уровень Б)

Глубина одного из озер края к началу лета была 60 м. За июнь его уровень понизился на 15%, а в июле оно обмелело на 12% от уровня июня. Какова стала глубина озера к началу августа?

(Самостоятельно выполняют данное задание. После выполнения у 1-2 учащихся выясняются стратегии действий. Демонстрация правильного ответа и ответа на вопрос экскурсии посредством презентации)

- Алтайский край - это сельскохозяйственный край. Традиционный производитель зерна, молока, мяса, выращивается сахарная свекла, подсолнечник, лен масленичный, лен-долгунец, хмель, рожь, соя.
Решите задачу: На ремонт тракторов в зимнее время было затрачено 39 дней, а на ремонт комбайнов - на 7 дней меньше. Время ремонта прицепного инвентаря составило 7/16 того времени, которое ушло на ремонт комбайнов. На сколько дней больше длился ремонт тракторов, чем ремонт прицепного инвентаря?

(В парах выполняют данное задание.  До выполнения задания у 1-2 учащихся выясняются стратегии действий. Демонстрация правильного ответа и ответа на вопрос экскурсии посредствам презентации).

- Наша экскурсия завершается, необходимо преодолеть итоговый тест урока (в презентации «Экскурсия по Алтайскому краю»). Я уверена в том, что вы справитесь с данным заданием.

(Проверка правильности решений).

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание - 3 мин.

- Все ли цели, заявленные на начало урока достигнуты? Над чем работали? Как добивались намеченных целей? Какие трудности вы испытывали и как их преодолевали? Что нового узнали? Если бы этот урок повторили, чтобы вы добавили, изменили?

(Анализ  проделанной  работы на уроке. Оценка своей деятельности и класса)

- Оцените себя, поставив оценку за урок.

(Подведение итогов: использование учителем позитивных оценок и отметок, анализ заполненных листов рефлексии и самооценки)

В качестве домашнего задания  я попрошу вас написать друг другу письма об Алтайском крае (о природе, климате, людях, растениях и тд.) При написании используйте шифры букв и закодируйте ключевые слова и фразы различными действия над обыкновенными дробями.
- Спасибо за урок! Вы -  молодцы! До свидания.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Для разработки урока была использована следующая литература:

  1. Виленкин Н. Я. и др. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.-21-е изд.,  
    Стер. - М.: Мнемозина, 2007.-288 с.: ил.
  2. Голобородько В. В., Ершова А. П. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса.- 4-е  изд., испр.- М.: Илекса, 2007.- 176 с.
    Терновая Г. В.
  3. Основы творческой разработки урока в технологии ЛОО. - Барнаул 2007. - 74 с. 
  4. Тульчинская Е. Е. Математика. Тесты. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват.
    учреждений.- М.: Мнемозина, 2007.- 96 с.
  5. Энциклопедия Алтайского края: В двух  томах.- Барнаул: Алтайское книжное
    издательство, 1996. - Т. II.- 488 с., ил.
  6. Web - сайт «Алтай в красках»: АРЦ Федерального интернет образования, группа 2, по-
    ток 70. - Барнаул, 2004.