Информационные технологии на уроках географии

Разделы: География


Урок: 40 минут

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

Познакомить с основными чертами ЭГП, национальным составом, размещением населения, традициями японского народа, экономическим развитием страны;

Развивать умения составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации, умение исследовательских навыков;

Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.

Реализация целей урока будет достигнута на основе овладения в режиме “само” новой информацией по Японии через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, самостоятельное добывание знаний на основе использования информационных технологий в форме элементов ролевой игры и метода проектирования.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения комплексной экономико-географической характеристики страны с использованием различных источников географических знаний. Элемент новизны в использовании информационных технологий на данном уроке (компьютера, информационной сети Интернет). У учащихся должен быть сформирован опыт привлечения дополнительной информации к учебнику с помощью глобальной сети Интернет, построения диаграмм, оформления творческих работ, проектов. Структура урока построена с использованием систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия (социальная, познавательная в форме тестирования, самоанализ способов деятельности), дача домашнего задания уровневого характера.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Технология: компьютерная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, индивидуальный.

Методы познания: компьютерное моделирование, мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ, синтез, прогноз, проблемный.

Оборудование: политическая и экономическая карта Японии, атласы, флаг, японская музыка, программа Мicrosoft Offise 2000, стенд с подборкой литературы и репродукций по Японии, компьютеры, мультимедиа, учебное электронное издание”Эконимическая и социальная география мира, презентация по теме “Япония”, исследовательский проект по теме: “Почему Япония стала экономически развитым государством”

Ход урока:

1. Организация начала урока 2 мин.

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе, психологический настрой на урок

Организация внимания и внутренней готовности.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку

2. Изучение нового материала 30мин.

Цель этапа: усвоить новые знания по изучаемой теме

Сегодня мы совершим с вами путешествие в страну, которую называют очень странно- “Страна наоборот”. И для этого есть все основания. В этой стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, спят на полу, а белый цвет является траурным. Как думаете, что это за страна? На экране: работа в режиме демонстрации презентации. Презентация “Япония” Слайды номер 1-2.

Япония- островное государство в северо-западной части Тихого океана. Занимает четыре крупных острова: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку . (Слайд 3 – карта)

Хонсю - самый большой остров Японского архипелага. Длина острова 1300 км, ширина варьируется от50 до 230 км, его суммарная площадь составляет примерно 60% всей площади Японии. Остров Хонсю больше, чем Британские острова.

Хоккайдо - второй по величине остров и префектура Японии(ранее известен как Эдо).

Кюсю- третий по величине остров Японского архипелага. Население 14,7 млн.человек(2003). Считается местом зарождения японской цивилизации.

Сикоку - наименьший по площади и населению остров из четырех. В древние времена носил названия Иё-сима и Футана-сима. Современное название отражает тот факт , что на острове находились четыре исторических области- Ава, Иё, Сануки и Тоса.

Большую часть Японии занимают горы, имеющие вулканическое происхождение, поэтому в стране существует правило: ни одна тяжелая вещь не должна находиться выше головы сидящего человека.

Ребята, обратите внимание на карту и попробуйте выделить положительные и отрицательные стороны ЭГП.

Население: по последним данным Япония входит в первую десятку,127 млн. человек, 99% составляют японцы. Но в настоящее время естественный прирост населения уменьшается. Япония стала первым государством, перешедшим от второго к первому типу воспроизводства. Япония –нация здоровых людей с самым низким показателем смертности среди детей и самым высоким уровнем , также “кладовая мозгов”,продолжительности жизни( слайд 4,5,6,7)

Это обусловлено тем, что основу японской кухни составляют растительные продукты, овощи, рис, рыба, многие морские продукты ( моллюски, трепанги, кальмары, осьминоги, крабы, креветки, морские водоросли) (слайд 8).Японцы вежливы и предупредительны в общении, а также широко известна “страсть” японцев к гигиене и чистоте (переобуваются в специальные тапочки до и после посещения туалета). Рукопожатия у них не приняты, их заменяют поклоны.

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего детства. Эта страна давних культурных, художественных и бытовых традиций.

Ребята, а какие японские традиции знаете вы?

(При выступлениях учащихся играет японская народная музыка)

Сообщение ученика:” Икебана” ( слайд 10).

Слово икебана в переводе с японского означает “новая жизнь цветов”. “Ике” значит путь, а “ана” - цветы, таким образом, вместе выходит - новый путь, новая жизнь цветов. Срезая цветы, ветки, мы даем им новую жизнь, стараясь при этом не подражать природе.

Икебана зародилась в Китае в VII веке. Ее изобрел буддистский священник, изначальна она служила в качестве приношения богам, Буддам и создавалась только монахами. Первоначально икебана делали только мужчины. В настоящее время этим занимаются в основном женщины, но в древности этим занимались исключительно мужчины-монахи. Впоследствии икебана переняли японцы, и, как это часто бывало, они переделали его на свой манер и развили это искусство. Сегодня японские и китайские икебана значительно отличаются друг от друга. Суть икебана в создании композиции из цветов и веточек, которая находилась бы в гармонии, отражая связь между землей, небесами и человеком. Основа икебана - этот треугольник; самые высокие ветви символизируют небо, более короткие (2/3 длины от первых) - человека, и наконец, самые короткие веточки в треть длины первых - землю.Икебана отражает взаимоотношения между этими тремя элементами. Трехсторонний порядок рождает в людях стремление к совершенству. Совершенства, к которому мы стремимся, в действительности нельзя достичь, так как идеала не существует. Совершенные отношения между небом, землей и человеком - это мир во всем мире, где никто не ссорится друг с другом .

Сообщение ученика: “Кимоно” (Слайд 11)

Кимоно дословно с японского переводится как “одежда”. Первоначально кимоно обозначало одежду всех типов, но впоследствии стало обозначать исключительно те “халатики”, которые до сих пор носятся многими японскими мужчинами и женщинами, ну и детьми, разумеется, тоже.

Кимоно по форме напоминает букву “Т” и такое длинное, что достигает лодыжек. При этом все швы в кимоно исключительно прямые. Также имеется воротничок и, разумеется, рукава, причем ширина рукавов бывает разной и, соответственно, может много сказать о владельце кимоно. В частности, девушки на выданье носят кимоно с такими широкими и длинными рукавами, что в длину те практически достигают пола, а в ширину могут быть до полуметра. Запахивают кимоно всегда таким образом, чтобы его левый конец всегда был сверху или, иначе говоря, “на правую сторону”. Таким образом одеваются и мужчины, и женщины, а на левую сторону запахивают кимоно только на покойнике.

Традиционным аксессуаром к кимоно является оби – широкий и мягкий пояс, который несколько раз оборачивается вокруг тела и завязывается сзади сложным бантом. Спереди бант завязывают исключительно представительницы одной из самых древнейших профессий – дзёро. Разумеется, к кимоно подойдёт далеко не вся обувь (про современную речи и быть не может), поэтому японцы до сих пор носят традиционные гэта или дзори. И, как правило, кимоно носится во “множественном числе”, т.е. под одно верхнее и наиболее богато украшенное кимоно надевают ещё несколько нижних и похуже. Такое нижнее кимоно получило название nagajuban.

История возникновения кимоно

Японцы скалькировали своё кимоно с китайского hanfu посредством возникающих в V в. н.э. культурных связей, а свой окончательный вид кимоно приобрело в эпоху Хейан (794-1192) и с тех пор его внешний вид остаётся неизменным.

Традиционно все женского кимоно делают на один размер, а уж подгоняют его под себя сами владелицы, сворачивая и подворачивая кимоно так, как им удобно. Шьют его из одного единственного куска ткани (в Японии выпускают специальную ткань для пошива костюма определённой длины и ширины, так что её остаётся только раскроить на несколько прямоугольников и прострочить), которая в старину делалась руками. Также вручную кимоно и расшивалось – понятно, что стоило оно немалых денег, поэтому носилось крайне бережно.

Краткое сообщение обряде и японской традиции – борьба СУМО (слайд 12)

Сообщение о искусстве выращивания деревьев в миниатюре( бонсай) :

Слово “бонсай” - японского происхождения, оно означает растение (sai) в низком контейнере (bon). Но не каждое деревце в низком контейнере. Понятие это достаточно определенно. Настоящий - это произведение искусства, созданное художником, который использовал живой материал и следовал определенным правилам для воссоздания и идеализации живой природы.

На первый взгляд может показаться странным, что искусство, являющееся результатом традиционного китайского и японского миропонимания, заинтересовало современного человека, втянутого в такой быстрый, а иногда стремительный темп жизни, что почти не остается времени для размышлений. В тем большей степени минуты спокойствия становятся для всех нас совершенно необходимой составной частью духовной гигиены.

История: “Бонсай” (слайд 13)

Родина бонсай — Китай. Первые изображения миниатюрных ландшафтов с деревцами и камнями датируются временем правления династии Хань — 200 годом до н.э.

В средние века китайские монахи завезли вместе с буддизмом искусство создания бонсай в Японию. Как и в Китае, это занятие стало привилегией богатых. Японцы переняли у китайцев их методы создания бонсай, использующие бамбуковые палочки, бечевку и железные кольца. Популярность бонсай росла. В Японии создавались собственные методы и стили. Культивирование бонсай стало неотъемлемой частью японской культуры. Это искусство подвергалось влиянию многих философских течений, но в стране Восходящего Солнца оно всегда было связано с каждодневной жизнью. И только в наше время — в 20-м веке — многовековые японские традиции бонсай начали проникать на Запад. Первые выставки бонсай были проведены в начале века в Англии и Франции, в это же время появились и первые книги на эту тему.

Долгое время на Западе бонсай оставался приятным занятием для избранных. В последние несколько лет его популярность возросла. Многие любители садоводства и цветоводства устремили свои взоры на красивейшее из творений человека — бонсай

Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый , самый парадоксальный народ. Домашними любимцами японцев стали собаки породы хин и бесхвостые кошки породы бобтейл (слайд 14).

Развитие Японии на современном этапе.

Япония - один из лидеров современного мира. По производству целого ряда промышленных товаров( автомобилей, судов, видеоаппаратуры, промышленных роботов, металлообрабатывающих станков) страна занимает ведущие позиции в мире. Это единственная страна, которая тратит на научно-исследовательскую деятельность более 3 % ВВП. По национальному доходу на душу населения Япония вышла на третье место в мире после Швейцарии и Люксембурга. В стране работают 20 АЭС. Располагая крайне ограниченными земельными ресурсами самообеспеченность с/х продукцией, достигает почти 50 %. Хотя уровень заработной платы японского рабочего в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Сегодня японский рабочий один из самых “дорогих” рабочих в мире, образ жизни японца отличается широким проникновением электронной и компьютерной техники в быт, а также высокой степенью автомобилизации. (слайды 15,16)

Чем же обусловлено японское “экономическое чудо”? Что представляет собой “японская модель” развития экономики? (слайд 17).

Почему Япония стала развитым государством? Над этим вопросом у нас поработала ученица и провела своё исследование предоставим ей слово.

Выступление учащейся с исследовательским проектом (презентация: “ Почему Япония стала развитым государством?”

Учащиеся слушают и делают пометки в своих тетрадях.

3. Закрепление и обобщение знаний - 5 мин

Цель этапа: закрепить знания о Японии, населении и традициях, японском “экономическом чуде”.

Тест на компьютерах, дисковой вариант.

Оценки учащимся выставляет компьютер, учитель переносит их в журнал.

4. Подведение итогов урока - 3мин.

Цель этапа: рефлексия , оценка знаний, умений и навыков учащихся

Ответьте письменно на листочках на вопросы:

1)самое интересное на уроке было…

2)мне понравилось…

Домашнее задание запишите с экрана. (слайд 18) До новых встреч!