Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии

Разделы: География


Учитель, как заботливый садовник, поливающий и подкармливающий молодое деревце,
может способствовать тому, чтобы юная душа со временем дала плод обильный»

Тихон Задонский

Введение

Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, так как качество знаний школьников резко ухудшилось. Опыт показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающего общества.

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества знаний, относящихся к различным областям науки (страноведение, картография, история, астрономия и многих других). Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.

За последние семь лет мною испробовано немало различных приемов обучения. Наиболее эффективными из них являются те, в которых ученик задействовал все виды памяти: зрительную, слуховую, механическую. Поскольку география относится к устному предмету для меня очень важно, чтоб ученик проговаривал важные моменты, поэтому на уроке я даю время выучить определение или новый термин. Нововведением для меня является применение игр и разнообразных видов контроля изученного материала.

Все обучение, и развитие учащихся осуществляется мною с учетом повышения интереса к предмету. Такие организационные формы, как уроки, учебные экскурсии, домашние задания, факультативные и коррекционные занятия я стараюсь строить с учетом восприятия ученика, его мотивации. И от того насколько я правильно подхожу к решению поставленной задачи, настолько будут правильнее сформированы географические понятия.

Опорные конспекты в обучении географии

Одним из интересных и эффективных методов активизации познавательной деятельности я считаю применение опорных конспектов. Они полезны и сильным ученикам, но особенно важны для слабых. На любом уроке, с 5 по 10 класс работа с применением опорного конспекта.

Насколько интересно бывает наблюдать за реакцией в 10 классе, когда учащиеся видят что-то новое. А именно, при изучении региональной характеристики мира каждый регион рассматривается по определенному плану. На одном из таких уроков я предлагаю сделать описание по опорному конспекту (Рис.1). По началу у ребят возникает много вопросов, но когда я расшифровываю каждую букву, то становится все ясно. Работа оформляется на развороте тетради.

О – обозначает географическое положение страны, Н– население, Х – хозяйство, Б– богатства описываемой страны. В данном случае уклонения от работы я не замечала, поскольку заполнить такой ОК не представляется сложным. Проверка работ такого плана намного облегчена: сразу виден объем проделанной работы, легко просматриваются ошибки.

Рис.1. Комплексное описание страны

Навык «чтения» карт, как источника информации

На выходе из школы выпускники должны владеть навыками «чтения» тематических, комплексных карт как источника географической информации. Карта должна направлять ученика в логическое русло, она должна быть им грамотно читаема. Каждый раз, открывая карту даже самые немотивированные учащиеся способны увидеть ответ, своего рода открытую шпаргалку. Детям часто приходится напоминать основные «заповеди» при подготовке к уроку и работе на уроке:

  • без карты нет географии;
  • одновременно называть и показывать объекты на карте;
  • научиться мысленно «картографировать» содержание;
  • интересоваться жизнью страны и мира, находить названные по радио и телевидению объекты;
  • описывать, объяснять, прогнозировать и показывать, так как все явления и процессы имеют конкретное место или пространственное положение на карте.

Но как можно заставить ученика седьмого класса открыть карту и дать ему возможность увидеть особый вид изобразительного искусства, отразившего научную информацию? Один из наиболее популярных и применяемых методов это игра «5-й лишний». Например, мысы материков:

Дежнева
Челюскин
Марьято
Рока
Пиай

Мыс Марьято лишний, так как он находится в Северной Америке, а все остальные относятся к материку Евразия.

С понятием физико-географическое положение материка ученики встречаются впервые, поэтому необходимо детальное объяснение материала.

Для того, чтобы дать характеристику положения материка, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. В каких полушариях расположен материк?
  2. Какое положение занимает относительно экватора и начального меридиана?
  3. В каких географических и климатических поясах расположена большая часть материка?
  4. Какими океанами и морями омывается?
  5. Каково положение материка относительно океанов и других материков?

На все эти вопросы можно ответить только при помощи кары. А чтобы заинтересовать и увлечь семиклассников я предлагаю отправиться по береговой линии на восток от Гибралтарского пролива «Вокруг Африки» (Рис. 2).

  1. пролив…
  2. море…
  3. канал…
  4. море…
  5. полуостров…
  6. океан…
  7. остров…
  8. пролив…
  9. залив…
  10. океан…

Рис.2. Путешествие вокруг Африки

Ученики находят названия проливов, островов и т.д. и подписывают их на контурах.

Творческие домашние задания

Сделать работу более разнообразной и увлекательной можно не только на уроке. Домашнее задание тоже может вызвать познавательный интерес ребят, если имеет элементы творчества.

Такое задание, пожалуй, заинтересует любого школьника. Для его успешного выполнения понадобиться любое несложное предложение будь то из атласа или параграфа учебника. Например: «Южная Америка- материк больших природных контрастов». После выбора предложения необходимо слова записать вразброс. Например: «больших Америка материк - контрастов Южная природных». Красочно оформленная карточка выдается на уроке для отгадывания любому непоседливому ученику.

Например, в старших классах в качестве домашнего задания я прошу написать доклад по теме с использованием дополнительной литературы. Чтобы это занятие не превратилось в простое механическое переписывание материала из книги в тетрадь, я определяю условия, на которые нужно ориентироваться:

- выполнить на отдельном альбомном листе;
- использовать необычное оформление;
- приложить картинку или рисунок;
- четко и ясно рассказать и сделать вывод;
- показать на карте объект, о котором идет речь.

За каждое выполненное условие ставится 1 балл, из чего складывается оценка.

Такая направленность заинтересовывает ребят, и они очень стараются при выполнении задания. Работа получается красивой и любопытной, и ее с удовольствием изучают другие учащиеся класса.

Не менее увлекательны для учеников 6-8-х классов и домашние задания по составлению кроссвордов. При их составлении я ориентирую ребят на грамотность поставленных вопросов, соответствие их теме и оригинальность кроссворда. Данные условия, а также количество вопросов учитываются при оценивании.

Кроссворды, составленные учащимися дома, я применяю на следующем уроке в целях повторения пройденного материала. Такой подход делает данный этап урока увлекательным, а к оцениванию привлекает остальных учащихся, что, я считаю, целесообразно

Краеведческий аспект в преподавании курса географии

В течение последних пяти лет я все больше стараюсь делать акцент на сравнительный метод обучения, причем сравнение привожу на примерах своей местности. Числовые значения температуры, осадков, наличие преобладающих ветров, почв и других характеристик легко и с интересом воспринимаются учащимися при сравнении с той местностью, в которой они живут, в которой приобрели жизненный опыт. В классах коррекции это особенно важно, поскольку дети мыслят конкретно, а не образно.

В качестве одного из способов, повышающих познавательную деятельность учащихся при повторении материала, я использую задачи преобразования изученного. По-моему, облачение уже известного в новую форму, рассмотрение его в новом ракурсе заставляет мыслить, и процесс запоминания информации становится эффективнее.

Вот пример одного из вариантов. При изучении темы "Климат России", когда ребята уже познакомились с понятиями "солнечная радиация", "тип климата", "коэффициент увлажнения", в конце урока я провожу небольшую самостоятельную работу. На доске пишу названия городов и задание:

ЗАДАНИЕ

В городах России, расположенных на разной широте и долготе:

  1. Указать температуру, осадки и тип климата.
  2. В каких городах климатические условия более благоприятны для человека? Почему?
  3. Почему климат Верхоянска суровее климата Калининграда?

С помощью карт атласа учащиеся находят необходимые цифровые значения, данные и определяют климатические условия и тип климата той территории, где находится тот или иной город. Подобная работа не занимает много времени, а ребята приобретают навыки работы с картами.

Это был вариант задания для учащихся лицейских классов. В ККО (классах компенсирующего обучения) я слегка изменяю задание: каждый ученик получает карточку с названиями городов, на которой имеется кармашек. В него вложены листочки с вариантами ответов. Задача слабого ученика - найти правильный ответ для каждого города и разложить листочки на карточке.

Разминка

В классах ККО повышена утомляемость ребят. Поэтому целесообразно на уроке проводить разного рода паузы или физкультминутки. На мой взгляд это время можно проводить в рамках изучаемой темы. По опыту могу сказать, что «Спящий опрос» - это и разминка, и познавательная игра. Приведу пример. Учащиеся кладут голову на руки, лежащие на парте, и закрывают глаза, я читаю утверждение: «Горные породы состоят из минералов»; если ученик согласен – он поднимает голову. Все, кто ответил правильно получают жетон. У кого больше жетонов по результатам опроса – получают оценку (Рис.3; 4).

Рис. 3. В ожидании вопроса

Рис. 4. После выбора ответа

Овладение терминологией

Еще одним из способов активизации познавательного процесса, который я использую в своей практике, является работа с терминами.

В конце урока снижается концентрация внимания и ученикам хочется сменить вид работы. Во многих темах по географии найдется список терминов, который необходимо знать и уметь воспроизводить. На протяжении нескольких лет я в своей работе использую карточки с терминами. Приемы работы с терминологией нравятся учащимся. Вот один пример: один человек выходит к доске, он не должен видеть слово на карточке, а класс воспроизводит определение, не называя слова с карточки. Задача стоящего у доски, отгадать слово (Рис.5; 6). Такая форма приемлема в слабых классах. Второй пример: в общеобразовательном классе отвечающий у доски называет определение самостоятельно по ряду карточек.

Такая работа, на мой взгляд, способствует более эффективному усвоению новых для учащихся географических терминов.

Рис. 5. Отгадывание терминов

 

Рис. 6. Отгадывание терминов

Заключение

География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Это особенно важно в настоящее время, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде очевидны. Поэтому выбор форм, видов, методов, способов и приемов, используемых мною на уроках, помогает более эффективному усвоению знаний. А знания являются результатом познавательной деятельности человека. Они совершенствуются в процессе активной практической работы.

Наиболее часто используемые мною способы и приемы, такие как разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами, «спящий опрос» нравятся учащимся. Не меньший интерес у школьников младших и средних классов вызывают также разнообразные приемы работы с учебником. Для ККО (классов компенсирующего обучения) наиболее приемлемы составление опорных схем в тетради, несложные таблицы. Очень важно для таких детей находить индивидуальный подход с самого начала как только обнаруживаются трудности. Учитывая их особенности, я ввожу на отдельных этапах урока игровые элементы, использую красочно оформленный наглядный материал. Вообще, стараюсь обучать путем пошаговой обратной связи, осуществляемой по результатам усвоения отрезка даваемого учебного материала. Комплексное использование средств, форм, методов и приемов обучения эффективно при правильной дозировке. Учет каждого метода и приема в соответствии с изучаемым материалом дает положительный результат.

Таким образом, возможности школьной географии воспитывать учащихся коренятся как в содержании изучаемого географического материала, так и в способах его передачи учащимся: в системе разнообразных форм и приемов работы, в организации познавательной деятельности школьников, широком применении средств наглядности, в том числе натуральных и произведений искусства, в создании мажорного тона обучения, в глубокой эрудиции учителя и его духовного богатстве, в умении передать учащимся свое отношение к изучаемому.

Осуществление обучения доступно каждому учителю, любящему и знающему свой предмет, учитывающему психологические особенности и возрастные познавательные возможности школьников.