Рабочая программа воспитания "Я — волшебник"

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка

Мы растим личность — гуманную, толерантную, способную взять ответственность за свои поступки, имеющую способности, которые позволяют уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.

Почему это важно?

В современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами.

Профессиональный долг классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.

Программа классных часов “Я - Волшебник” направлена на содействие личностному росту старшеклассников. Это содействие проявляется в:

  • обучении эффективным приемам достижения успеха в жизненных ситуациях;
  • раскрытии внутреннего потенциала старших школьников;
  • развитии лидерских качеств и организаторских способностей;
  • формировании жизненных навыков, необходимых выпускнику в будущей карьере;
  • поддержании учебных целей и стремления старшеклассника к самосовершенствованию, его желания и умения постоянно учиться новому.

Цель программы:

Воспитание успешной личности, способной взять ответственность за свои поступки, владеющей самоорганизацией и самоконтролем.

Задачи программы:

научить:

  • эффективно управлять саморазвитием,
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание,
  • ставить цель и добиваться ее реализации;
  • конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями, временем;
  • успешно развивать учебные навыки;
  • самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор;
  • плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;
  • совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения;
  • самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.

Программа составлена с перспективой работы в течение 3 лет с составлением тематического планирования классных часов в соответствии с ситуацией, складывающейся в классном коллективе.

Программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов и обеспечивает реализацию индивидуально-личностного подхода в их воспитании.

Учебно-тематический план

Содержание модулей Количество часов
1. Самопознание и управление саморазвитием. 8 – 10
2. Развитие личностных качеств. 5 -8
3. Развитие навыков эффективной коммуникации. 7 - 12
4. Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации. До 20
5. Выбор дальнейшего пути: за и против. 8 - 10

Содержание тем модулей программы

Программа включает в себя пять взаимосвязанных разделов, удерживающих целостность целенаправленного саморазвития учащихся. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы.

Содержание работы по разделам представляет собой систему теоретических и практических занятий, раскрывающих внутренние возможности старшеклассника и развивающих личностные качества успешного человека.

Модуль 1. Главное назначение занятий этого раздела - повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, пробудить желание изменить себя. Главная задача данного раздела — помочь школьнику создать образ своего “я”, сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у старшеклассника внутренних возможностей и развитие их умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки.

Модуль 2. Главная цель заданий этого модуля - развитие характера. Работа начинается с обзора личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности старшеклассника. В центре внимания — работа над своим характером. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями и временем, самообладание и стрессоустойчивость. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.

Модуль 3. Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека — коммуникативных умений. Старшеклассники учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления.

Модуль 4. Главная задача этого раздела состоит в обучении выбора разнообразных путей добывания и совершенствования навыков успешного обучения.

Модуль 5. В фокусе данного блока находится планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Внимание учащихся акцентируется на осмыслении жизненных ценностей и потребностей. Старшеклассники учатся делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель, планировать свои учебные и личные дела и выполнять их.

Ожидаемые результаты

Ученик имеет представление и знает:

  • о различных способах самопознания;
  • какими личностными качествами должен обладать успешный человек;
  • как стать более организованным и ответственным;
  • как повысить свою самооценку;
  • как строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления;
  • как планировать свои учебные и личные дела и выполнять их;
  • как делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель,

Ученик владеет:

  • умением объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки;
  • навыком развития таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям,
  • умением управлять эмоциями;
  • коммуникативными умениями
  • навыками добывания знаний и совершенствования успешного обучения.

Формы деятельности: классные часы, анкетирование, диагностические процедуры и тренинги психолога, работа с тьютором, индивидуальные и групповые консультации для родителей и детей, педагогическая поддержка в виде консилиумов, малых педсоветов.

Перспективное тематическое планирование

№ модуля № дела Название темы классного часа Кто привлекается
1 1 Мои чувства и эмоции, недостатки и достоинства. психолог
2 Мои способности, потребности и жизненные ценности. Классный руководитель
3 Воспитание внутреннего контролера психолог
4 Мои таланты — мое богатство Классный руководитель
5 Главные события в моей жизни родители
6 Мои жизненные планы Классный руководитель Тьютор
7 Учимся планировать свои дела и выполнять план
8 Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями. Классный руководитель
2 1 Эксперимент “Моя самооценка”: как я отношусь к себе, насколько я знаю себя психолог
2 Как я справляюсь с напряжением, тревогой и беспокойством? психолог
3 Жизненно необходимые умения: уверенность в себе, стрессоустойчивость, целеустремленность, доброта, ответственность, вежливость ,самообладание, организованность. Родители для пресс-конференции
4 Все, что вы хотели знать об уверенности в себе психолог
5 Навыки самопрезентации. Тьютор
3 1 Краткий курс человеческих взаимоотношений Классный руководитель
2 Как привлечь к себе внимание и завоевать доверие людей? психолог
3 Взаимоотношения: толерантность, умение дружить, лидерство, сотрудничество, общение Классный руководитель
4 Толерантность: что это? К другим людям? К себе? Кого я боюсь? Как поступить? Социальный педагог
5 Тренировка слушания Классный руководитель
6 Общение и развитие коммуникативных умений (практикум) Тьютор
7 Конфликты. Насилие. Как снять нервное напряжение. психолог
4 1 Умею ли я учиться? Интервью с самим собой. Классный руководитель
2 Изучение мотивации обучения школьников на этапе окончания школы. психолог
3 Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учебой. Классный руководитель
4 ИТ в учебном процессе Работник библиотеки
5 Как научиться думать рекомендации для учащихся по учебно-исследовательской работе. Зам. директора по УВР Классный руководитель
6 Как лучше подготовиться к экзаменам.
7 Я и экзамен: кто кого, или шанс найти свой путь.
8 Тренинговые занятия по отработке техник понимания, выстраивания обратной связи, публичного выступления, выстраивания деловой и научной коммуникации, ведения переговоров. психолог Тьютор
9 Деловая игра “Портфолио или Дневник личных достижений”
10 Защита своего ИУП.
11 Проект — это просто, проект — это нужно, проект— это важно. Классный руководитель
5 1 Консультация “Образ будущего” Тьютор
2 Моя будущая карьера родители
3 Как я ориентируюсь в мире новых профессий? Классный руководитель
4 Основы выбора профессии психолог
5 Быть или не быть юристом, журналистом, менеджером, психологом, социальным работником, экономистом,… Классный руководитель Тьютор
6 Почему нет идеальных профессий, или о теневой стороне труда.
7 Как организовать профессиональные пробы сил, или выбираем профессию обоснованно.
8 Профессия и специализация

Перечень литературы и средств обучения

  1. Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А. М. Байбаков и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Классные часы. 9 класс / авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Спутник классного руководителя. 8-9 классы / авт.-сост. Н. А. Максименко. - Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод, пособие / 3. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова; Под ред. Т. В. Черниковой.—М.: Глобус, 2006.
  5. 50 идей для классного руководителя. Практическая копилка педагога / М.А. Тыртышная. — Ростов н/Д : Феникс, 2007.
  6. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8—11 класс. — М.: ТЦ Сфера, 2006.